Сообщить об ошибке
Евгений Славинский
оператор, режиссер

Родился 24 января 1877 г. По окончании морской фельдшерской школы пять лет служил на кораблях военно-морского флота. С 1901 г. служил в медчасти ледокола "Ермак"; увлекшись фотографией и кинематографом, заведовал судовым фотокабинетом; во время одного из плаваний снял свой первый видовой фильм "Ледокол “Ермак” во льдах". В конце 1908 г., живя в Ревеле (Таллине), работал корреспондентом московского отделения "Бр. Пате" и снимал хроникальные сюжеты по всему Северо-Западному краю. С 1912 г. работал в Москве, занимаясь съемками научно-популярных фильмов; в 1914 г. перешел на к/с И. Ермольева и снимал игровые постановки (более 60). В 1917-1918 гг. работал в киноателье Акц. о-ва "Нептун". В 1919-1920 гг. служил в медицинских учреждениях Красной армии; после демобилизации вернулся к профессии хроникера. В 1923-1925 гг. работал оператором одесской кинофабрики ВУФКУ; в 1925 г. был направлен на кинофабрику "Ювкинокомсомол" (Ростов-на-Дону); после ее закрытия вернулся на московскую фабрику "Совкино",

Тексты
 

О фильме «Пиковая дама»

Особо следует отметить фильм «Пиковая дама». Снимая этот фильм, отец смело применял новые методы освещения, ракурсы, построения кадра и т. д.

«Кинежурнал» писал: «Кинематография обогатилась новой лентой, которая является едва ли не высшим достижением русского кинотворчества» [1916, № 7—8]. Буквально вся пресса отмечала эпизод прихода Германа в дом графини ка...

 
 

О фильме «Пиковая дама»

Картина была снята Славинским с полным владением всеми изобразительными средствами операторского мастерства, с тонким чувством стиля пушкинской повести, с глубоким проникновением в смысл снимаемого произведения. Особенно хороши были портреты. Много толков, например, вызвал известный портрет Германна с тенью. Славинский осветил Германна очень контрастно, одним точечным источником света, который отбросил на с...

 
 

О фильме «Пиковая дама»

В тонко разработанном психологическом конфликте — поединке героя с судьбой, все у Протазанова визуально конкретно-предметно, лишено мистического флера. Рассказы, грезы, сны, видения кошмары материализуются. Графика кадра необыкновенно выразительна — недаром в том же 1916 году была даже выпущена в свет отдельным изданием (в качестве рекламы к фильму) повесть Пушкина, проиллюст...

 
 

О фильме «Барышня и хулиган»

Я хорошо помню молодого Маяковского, который каждое утро приходил к нам домой — они вместе с отцом готовили план предстоящей съемки, отмечали тексты надписей по книжечке, изданной в приложении к журналу «Огонек».

Обращаюсь к воспоминаниям отца, напечатанным в «Вечерней Москве» в 1950 году:

«Нам дали на всю постановку &bdquo...

 
 

О фильме «Помещик»

Недурна картина и технически. Почти везде ясная фотография (оператор Е. Славинский), довольно тщательная лабораторная работа.

В.Е. [ЕРОФЕЕВ В.] // Кино-газета. [М.] 1923. 4 дек.

...
 
 

О фильме «Остап Бандура»

[…] режиссер, особенно в массовых сценах, стремился к жизненной достоверности. Натурные съемки оператора Е. Славинского были стилистически близки к включенным в фильм документальным кадрам гражданской войны, принадлежавшим оператору Э. Тиссэ.

ЖУРОВ Г. Украинское кино // История сов. кино. Т. 1. М., 1969.

...
 
 

О фильме «Приказ №…»

[…] приехал Е. Славинский — один из старейших и лучших русских операторов. […] Мы сперва побаивались его седых усиков и инженерной фуражки с молоточками — ведь он мог назвать каждого из нас сынишкой и, чего доброго оттаскать за уши. Но он сдружился с буйной, недисциплинированной, но энергичной комсомольской компанией.

...
 
 

О фильме «Предатель»

Оператор Е. Славинский сделал отчетливые фотографии.

ХЕРСОНСКИЙ Х. // Кинофронт. 1926. № 9—10.

...
 
 

О фильме «Рейс мистера Ллойда»

Моего отца всегда привлекали люди самобытные, самостоятельно думающие, смелые. Он любил работать с такими художниками, как Владимир Евгеньевич Егоров и Алексей Александрович Уткин, которые не только делали прекрасные декорации, но и отлично умели работать со светом.

В тесном творческом контакте снимали Славинский Уткин фильм «Рейс мистера Ллойда» […]. Получилась эта кар...

 
 

О фильме «Рейс мистера Ллойда»

Единственный плюс картины — безукоризненная съемка оператор Славинского.

М. Б. [БЛЕЙМАН М.] // Ленинградская правда. 1927. 30 сент.

...
 
 

О фильме «Пленники моря»

Если сценаристу [С. Ермолинскому] съемка под водой казалась только «желательной», то для меня и оператора Е. Славянского эта задача имела уже чисто спортивный интерес. Мы видели в некоторых иностранных фильмах удачные подводные съемки, но почти все они были выполнены в павильоне, где строились громадные бассейны, и съемка велась через стекло. В наших ателье нет возможности сделат...

 
 

Множество раз я присутствовала на съемках и наблюдала за работой отца. С ним любили работать режиссеры и актеры, и даже осветители. Мне думается, потому, что он всегда хорошо знал, что надо делать и как надо делать. Съемки с его участием проходили без шума и нервозности.

Отец был человеком сдержанным, может быть, даже излишне сдержанным, но неизменно внимательным к людям и очень тактичным. Лишенный всякой суетности, ...

 
 

С Мозжухиным отец снял ряд фильмов в постановке Я. Протазанова: «Чайка», «Я и моя совесть», «Пляска смерти», «Николай Ставрогин» («Бесы»), «Пиковая дама» и другие.

Снимая эти фильмы, отец много экспериментировал, применял различные трюковые съемки, изобретал собственные методы съемок. Некоторые из этих трюков до сих пор остались у меня в памяти. Вот один из них: уби...

 
 

Моя деятельность в кино началась непосредственно со съемок очерка, или, как тогда называли, видовой картины. Называлась эта видовая «Ледокол „Ермак“ во льдах» — около 200 метров. Снимал в зимнюю навигацию 1908/09 г. …Быстрое развитие кино, с одной стороны, и обилие ярких, оригинальных ситуаций в плаваниях ледокола (нового в то время фактора борьбы с зимней блокадой русских портов) &...

 
 

В штате фабрики [Кинофабрика И. Ермольева] имелось пять режиссеров, которые ставили картины по очереди, исходя из готовности сценариев, мне приходилось работать непрерывно ежедневно.

СЛАВИНСКИЙ Е. Воспоминания // Жизнь в кино. М., 1979.

...
 
 

Сообщаю Вам, что при съемке фильма «Пиковая дама» мною были применены впервые кое-какие новшества, которые хотя сегодня и кажутся малозначительными, но тридцать три года назад сильно украсили картину и позволили мне полнее и красочнее передать на экран эпоху и эмоции персонажей повести Пушкина.

1. Изменением света в окнах внутри декорации на вечеринке у Томского я дал понять, что рассказ затянулся «далеко за полно...

 
 

Работы
Режиссер
1912День венчания
1918Барышня и хулиган
1918Катастрофа власти
1918Симфония горя
1919Дезертиры
1926Красношейка
Оператор
1910По морям Крайнего Севера
предположительно
1910Погибший во льдах близ Кронштадта 4 ноября 1910 г. пароход "Мурманец"...
1910Работа ледокола в Ревеле
предположительно
1911Великий мариинский водный путь
1911Ледокол "Ермак"
1911Отправление эмигрантов на пароходе "Курск" из Либавы в Нью-Йорк
1912Августовские торжества в Высочайшем присутствии
1912Архангельск
предположительно
1912День венчания
1913Юбилейные торжества в Высочайшем присутствии в Владимире, Суздале, Н.-Новгороде, Костроме и Москве
1913Юбилейные торжества в С.-Петербурге 21 февраля 1913 г. в Высочайшем присутствии
1915Вот мчится тройка почтовая
1915Гуттаперчевый мальчик
1915Отцвели уж давно хризантемы в саду
1915Сашка-семинарист
1916Пиковая дама
1916Пляска смерти
1917Ее влекло бушующее море
1917Отец и сын
1918Барышня и хулиган
1918Закованная фильмой
1918Катастрофа власти
1918Не для денег родившийся
1918Симфония горя
1919Дезертиры
1922Шведская спичка
1923Помещик
1923Слесарь и канцлер
1924Остап Бандура
1926Бухта смерти
1926Красная Пресня
1926Красношейка
1926Предатель
1926Приказ №...
совм. с А. Ажогиным
1927Рейс мистера Ллойда
1928Пленники моря
1929Турксиб (Стальной путь)
1934Частная жизнь Петра Виноградова
1936Карл Бруннер
1938Митька Лелюк
1949Владимир Ильич Ленин


Фестивали и премии
1949Сталинская премия
(1949  Владимир Ильич Ленин)