Сообщить об ошибке
Петр Чардынин
режиссер, сценарист

Родился 8 февраля 1873 г. в г. Чердыни. Окончил Музыкально-драматическую школу Московского филармонического общества. Служил актером и режиссером в театральных антрепризах Иваново-Вознесенска, Орехово-Зуево, Введенского народного дома в Москве и др.; с 1908 г. работал в труппе Введенского народного дома в Москве, где был приглашен А. Ханжонковым на работу в его предприятие. В 1907-1910 гг. гастролировал по провинции с "киноговорящими" картинами. С осени 1916 г. работал на к/с Д. Харитонова. До отъезда за границу весной 1920 г. поставил около 100 игровых фильмов. В 1920-1922 гг. работал на киностудиях Италии, Франции и Германии и в мае 1921 г. принял приглашение латвийской национальной киностудии. В конце 1922 г. был приглашен на работу в СССР. С 1923 г. — режиссер, сценарист 1-й Одесской госкинофабрике ВУФКУ (ныне — Одесская к/с).
Умер 14 августа 1934 г. в Одессе.

Тексты
 

"Выходец из крестьянского сословия, в 1891 он [Петр Чардынинин] был принят в Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества "классу Владимира Ивановича Немировича-Данченко". […] Актер и режиссер провинциальных антреприз (Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево и др.).

"Выходец из крестьянского сословия, в 1891 он [Петр Чардынинин] был принят в Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества "классу Владимира Ивановича Немировича-Данченко". […] Актер и режиссер провинциальных антреприз (Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево и др.).

"Выходец из крестьянского сословия, в 1891 он [Петр Чардынинин] был принят в Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества "классу Владимира Ивановича Немировича-Данченко". […] Актер и режиссер провинциальных антреприз (Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево и др.).

1908 — работа в труппе Введенского Народного дома, знакомство с четой Ханжокова, роль в фильме Василия Гончарова.

В 1909 — режиссерский дебют в кино и последовавшие за ним десять лет работы в частном кинопроизводстве, за которые Чардынин снял около 200 фильмов, из которых сохранилось 34.

Параллельно с работой у Ханжонкова Чардынин гастролировал по провинции с "киноговорящими" картинами, а в 1910 затеял собственную антрепризу — "Первый плавучий театр Двух Масок": "Театр помещается на большой барже Садко", отделан довольно уютно, имеет собственную электрическую станцию и 320 мест в зрительном зале. Репертуар составлен из одноактных и двуактных водевилей, фарсов и пьес репертуара "театра ужасов" (ТиИ. 1910. №22.447). Вскоре, однако, Чардынин оставил все ради кинематографа и сделался ведущим режиссером студии Ханжонкова. С ним в кинопроизводство перешла часть труппы Введенского Народного дома, включая Ивана Мозжухина. "Я помню, как муж буквально водил его за руку, указывал, где сесть, где встать", — вспоминала Клавдия Новицкая, первая жена Чардынина (архив ЦМК)

Как актер, Чардынин терял активность по мере развития крупных планов: у него было изъеденное оспой лицо. Оператор-самоучка, он к 1916 достиг достаточного мастерства, чтобы самостоятельно снять фильм ("У камина"). Как сценарист, он был послушен тематическим новациям русского кино, эволюционировавшего от исторических экранизаций к салонной мелодраме. […] …режиссерский стиль Чардынина не был экстравагантным, но отличался последовательным и умным применением "авторских" приемов. Интерес к глубинному диагональному построению кадра ("Вадим", "Идиот") к середине 1910-х годов обрел форму излюбленной "чардынинской" мизансцены: в кульминационный момент драмы герой появляется в глубине перспективы и, завладев вниманием зрителя, медленно приближается, наподобие Гамлета перед монологом ("Обрыв"; "Король, закон и свобода"; "Миражи"). В фильмах "Обрыв" и "Братья" режиссер впервые опробовал прием косвенного показа: выстрел "за кадром" передан в кадре вздрагивающим персонажем. Первые укрупнения появляются у Чардынина довольно рано — в 1911 ("Светит, да не греет"), хотя, в отличие от Бауэра, он до конца 1910-х годов будет избегать встречных планов (в этом современники усматривали неизбывную "театральность" Чардынина). В том же "Обрыве" встречается одна поразительная находка: переход от среднего плана к общему использован для того, чтобы дать почувствовать зрителю пустоту пространства, окружившую всеми забытую бабушку Татьяну Марковну. Эти примеры показывают, почему Чардынин органически не вписывался в эстетику "школы Бауэра": приемы киноязыка были интересны ему лишь с точки зрения их возможной психологизации. Монтировал Чардынин сам, причем, как утверждают, сразу по негативу.

В 1916 Чардынин уходит к Харитонову вследствие того, что "с появлением на фабрике Ханжонкова Е.Ф. Бауэра он был отодвинут на второй план и чувствовал себя обиженным" (Л. Форестье, 1945.88). Вслед за ним в новое ателье перешли ведущие звезды русского кино, с которыми режиссер снял несколько рекордных по сборам мелодрам. Вскоре после смерти Веры Холодной и при очередной смене власти в Одессе Чардынин попробовал себя в нарождавшемся жанре революционного агитфильма. […]

Весной 1920 по вызову Дмитрия Харитонова, открывшего нового кинопроизводство, режиссер уехал в Рим (Последние Новости. 28.4.1920. 4), однако уже в июле Чардынин принял приглашение французской компании "Гомон" (Там же. 08.07.1920. 3), но и из этого ничего не вышло. Осенью того же года режиссер перебрался в Берлин, где осуществил ряд режиссерских работ в кино и театре. В 1921-1923 он работал в Латвии, поставив четыре фильма. В начале 1923 Ригу посетил специальный представитель ВУФКУ и убедил режиссера вернуться на родину (Кино (М.). 1923. № 2/3.21). В СССР Чардынин работал на Одесской фабрике ВУФКУ, поставив там ряд костюмных и историко-революционных инсценировок на сюжеты украинской истории. В феврале 1926 в Одессе торжественно чествовали 20-летнюю годовщину кинематографической карьеры Чардынина, удостоив его похвальных отзывов в прессе, обычно нелицеприятной в отношении его творчества".

Юрий Цивьян, Рашит Янгиров Великий кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1918). М., 2002

 
 

Работы
Режиссер
1909Боярин Орша
1909Вадим
1909Власть тьмы
1909Женитьба
1909Мертвые души
1909Хирургия
1909Чародейка
совм. с В. Гончаровым
1910Mania Grandiosa
1910В студенческие годы
1910Вторая молодость
1910Идиот
1910Любовь за гробом, или Жизнь за жизнь
1910Пиковая дама
1911Боярская дочь
1911Василиса Мелентьевна и царь Иван Васильевич Грозный
1911Крейцерова соната
1911На бойком месте
1911Накануне Манифеста 19 февраля
1911Последний нынешний денечек
1911Светит, да не греет
1912Барышня-крестьянка
1912Весенний поток
1912Рабочая слободка
1912Снохач
предположительно
1912Трагедия перепроизводства
1913Братья
1913Вам такие сцены не знакомы
совм. с К. Новицкой
1913Воцарение дома Романовых (1613)
совм. с В. Гончаровым
1913Домик в Коломне
1913Дядюшкина квартира
1913Жизнь, как она есть
1913За дверями гостиной
совм. с И. Лазаревым
1913Княгиня Бутырская
1913На Кавказском курорте
1913Обрыв
1913Фальшивый купон
1914Бамбуковое положение
1914В руках беспощадного рока
1914Женщина завтрашнего дня (1-я серия)
1914Кормилица
1914Король, закон и свобода
1914Мазепа
1914Немецкое засилье
предположительно
1914Ревность
1914Сестра милосердия
1914Сказка о спящей царевне и семи богатырях
предположительно
1914Сорванец
1914Тетушка огерманилась
предположительно
1914Теща в плену у германцев
предположительно
1914Ты помнишь ли?..
1914Хризантемы
1914Цыганские романсы
1915Барышня в беленькой шапочке
1915Бешеная собака
1915Венецианский чулок
1915Возрождение
1915Дамочки подшутили
1915День трех королей
1915Драконовский контракт
1915Дурман
1915Женщина завтрашнего дня (2-я серия)
1915Затравленная
1915Злой мальчик
1915Инвалиды духа
1915Испанское недоразумение
1915История одного лета
1915Как я осаждал крепость
предположительно
1915Катюша Маслова
1915Клуб нравственности
1915Комедия о боярыне Сапун-Тюрякиной
1915Комедия смерти
1915Краденое счастье
1915Любовные похождения госпожи В...
1915Любовь статского советника
1915Марья Лусьева
1915Миражи
1915Наташа Ростова
1915Потоп
1915Пробуждение
1915Родные души
1915Сила внутри нас
1915Сладострастие
1915Судьба не прощает удачи
1915Татьяна Репина
1915Тени греха
1915Убогая и нарядная
1915Хромоножка
1915Юность прекрасная, светлая, чистая
1916Белая роза
1916Воскресший Дон-Жуан
1916Жизнью смятые души
1916Золотой вихрь
1916Илья Мурин
1916Любовь среди декораций
1916Метресса Его Превосходительства
1916На ложе смерти и любви
1916Невинная жертва
1916Принцесса Греза
1916Ради счастья
1916Ребенок-крошка
1916Роковой талант
1916Столичный яд
1916Тени ушедшего, листья опавшие...
1917Блуждающие огни
1917Жизнь Барона
1917Измена идеалу
1917На алтарь красоты
1917Поединок любви
1917Позабудь про камин, в нем погасли огни
1917Почему я безумно люблю
1917Пытка молчания
1917Раб женщины
1917Софья Перовская
1917У камина
1918Красная заря
1918Молчи, грусть, молчи...
1918Сказка любви дорогой
1919Азра
1919Похороны Веры Холодной
1919Тайна июльской ночи
1919Черная хризантема
1920Красный Касьян
1920На заре
1920Рассказ о семи повешенных
совм. с Н. Салтыковым
1921Дубровский, атаман разбойников
1921Человек-зверь
1923Магнитная аномалия
1923Не пойман — не вор
1923Хозяин черных скал
1925Генерал с того света (в к/ж Маховик № 2)
1925Изобретатель (в к/ж Маховик № 3)
1925Соль (в к/ж Маховик № 3)
1925Укразия
1926Тарас Трясило
1926Тарас Шевченко
1927Каприз Екатерины II
1927Черевички
1928За монастырской стеной
1930Червонцы
совм. с М. Шором
1932Событие в степи
Сценарист
1909Боярин Орша
автор сценария
1909Вадим
автор сценария
1909Власть тьмы
автор сценария
1909Женитьба
автор сценария
1909Мертвые души
автор сценария
1909Чародейка
автор сценария совм. с В. Гончаровым
1910В студенческие годы
автор сценария
1910Вторая молодость
автор сценария
1910Любовь за гробом, или Жизнь за жизнь
автор текста
1910Пиковая дама
автор сценария
1911Боярская дочь
автор сценария
1911Василиса Мелентьевна и царь Иван Васильевич Грозный
автор сценария
1911Крейцерова соната
автор сценария
1911На бойком месте
автор сценария
1911Накануне Манифеста 19 февраля
автор сценария
1911Последний нынешний денечек
автор сценария
1911Светит, да не греет
автор сценария
1912Рабочая слободка
автор сценария
1912Снохач
предположительно
1913Воцарение дома Романовых (1613)
автор сценария совм. с В. Гончаровым
1913Дядюшкина квартира
автор сценария
1913На Кавказском курорте
автор сценария
1913Фальшивый купон
автор сценария
1914В руках беспощадного рока
автор сценария
1914Кормилица
автор сценария
1914Сестра милосердия
автор сценария
1914Ты помнишь ли?..
автор сценария
1915Злой мальчик
автор сценария
1915Краденое счастье
автор сценария
1916Ради счастья
автор сценария
1917Жизнь Барона
автор сценария
1917Позабудь про камин, в нем погасли огни
автор сценария
1917Раб женщины
автор сценария
1917У камина
автор сценария
1918Молчи, грусть, молчи...
автор сценария
1918Сказка любви дорогой
1920Красный Касьян
автор сценария
1920На заре
автор сценария
1932Событие в степи
автор сценария
Оператор
1917Позабудь про камин, в нем погасли огни
1917У камина
1918Красная заря
1919Азра
1919Тайна июльской ночи
1919Черная хризантема
Персонаж
2005Русское кино. 20 век: В начале был Чардынин
Актер
1908Русская свадьба XVI столетия
1909Боярин Орша
боярин Орша
1909Вадим
1909Власть тьмы
1909Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири
1909Мертвые души
1909Песнь про купца Калашникова
1909Хирургия
1909Чародейка
1910Mania Grandiosa
1910Выбор царской невесты
1910Любовь за гробом, или Жизнь за жизнь
1911Василиса Мелентьевна и царь Иван Васильевич Грозный
1911Евгений Онегин
1911Крейцерова соната
1911Последние минуты Дмитрия Самозванца
1912Крестьянская доля
1913Вам такие сцены не знакомы
1913Воцарение дома Романовых (1613)
1914Волга и Сибирь
1914Ты помнишь ли?..
Лев Нильский, писатель
1915Затравленная
1918Молчи, грусть, молчи...
1918Сказка любви дорогой
Лорио
1921Дубровский, атаман разбойников
1923Хозяин черных скал
монах-отшельник Абиш, "хозяин черных скал"


Фестивали и премии
1995МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1913  Домик в Коломне)