Сообщить об ошибке
Павел Чухрай
режиссер
 
Родился 14 октября 1946 г. в Москве. В 1971 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. Волчека). Работал ассистентом оператора, вторым оператором на к/с "Мосфильм". В 1974 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Таланкина). С 1978 г. — режиссер-постановщик к/с "Мосфильм".
Заслуженный деятель искусств России (1993).
Обладатель многочисленных призов международных фестивалей рекламных фильмов, в т. ч. Гран-при МФР в Хьюстоне (1995), Приз "Серебряный Лев" МФР в Канне (1996).
Тексты
 

Павел Чухрай, конечно, не может не гордиться знаменитым отцом. Но как режиссер он не может не ощущать это как свой первородный грех, который ему не забудут по гроб жизни. С него всегда спросится вдесятеро. И что бы он ни поставил, каких бы «оскаров» ни наполучал, всегда найдется какая-нибудь старая графиня, что обязательно припом...

 
 

О фильме «Водитель для Веры»

Действие фильма «Водитель для Веры» происходит в 1962 году, и «время Хрущева» показано так, что оторопь берет: оказывается, это была эпоха страха, муштры, полицейщины, свирепого милитаризма, тайных расправ, вооруженных облав и «стрельбы на поражение». Знаки «оттепели» небрежно разбросаны по фильму, но кажется, что в нем изображено фашистское государство. Задаешься вопросом: то ли это полемика с либеральными мифами об «оттепели», то ли апофеоз историче...

 
 

О фильме «Водитель для Веры»

Сентиментальный народный гуманизм итальянцев вдохновлял и Чухрая-старшего, и младшего, чей «Вор» был вольным римейком «Похитителей велосипедов». Однако «Водитель для Веры», снятый в средиземноморском Крыму, не сентиментален. В нем достаточно и злости, и иронии, и даже садомазохизма. Кроме того, это кино можно рассматривать как историческую метафору....

 
 

У нас наконец-то появляется качественный мейнстрим. Фильм про хрущевских генералов и ГБ можно было сделать таким серьезным и с таким назойливо актуальным подтекстом, что его захотело бы смотреть лишь поколение бабушек, которое, правда, в кино не ходит. «Водителя для Веры» смотрят даже 14-летние девочки, воспитанные на голливудских блокбастерах. В нем тоже, кто захочет, усмотрит политактуальность (на ее наличии, причем в&n...

 
 

Самое интересное в кино, когда в нем есть приключения жанра. Например: началось как триллер, перешло в мелодраму, оттуда в комедию, в пародию, а закончилось как мистерия. Но в нашем инфантильном кинематографе и один-то жанр выдерживают с трудом. Павел Чухрай — человек немолодой и профессионал крепкий. Его фильм — антология жанров, приемов и мотивов кинематографа шестидесятых: начинается как кино большого стиля, ...

 
 

Не очень понятно, на чем держится доверие к этой не слишком правдоподобной истории. Может быть, на том, что она хорошо прописана, а детали достаточно точны. Например, с первых же кадров понимаешь, в каком времени очутился: антураж еще вполне сталинский, а движение идет в более вольном ритме. В том числе движение камеры. (Впрочем, постепенно все выворачивается наизнанку, и вольные ритмы оказываются даже не антуражем, а камуфляжем.) Кроме того, сюжет не теряет, а набирает скорость, и тебе не хо...

 
 

Работы
Режиссер
1977Ты иногда вспоминай
1980Люди в океане
1984Клетка для канареек
1986Зина-Зинуля
1987Запомните меня такой
1992Ключ (в проекте Русские повести)
1993Ястреб
1994Рахманинов
1997Вор
2000Дети из бездны / Broken silence
2004Водитель для Веры
2007Русская игра
Сценарист
1980Кто заплатит за удачу?
автор сценария
1980Люди в океане
автор сценария совм. с Э. Володарским
1984Клетка для канареек
автор сценария совм. с А. Сергеевым
1997Вор
автор сценария
1998Классик
автор сценария совм. с Г. Шенгелия, Е. Караваешниковой
2004Водитель для Веры
автор сценария
2007Русская игра
автор сценария
Оператор
1971Дом в пять стен
Актер
1962Здравствуйте, дети!


Фестивали и премии
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Лучшие фильмы „Кинотавра“» (2004  Водитель для Веры)
2008РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Приз за лучшую режиссуру (2007  Русская игра)
2007КФ «Московская премьера»
Приз департамента культуры города Москвы (2007  Русская игра)
2007КФ «Окно в Европу» в Выборге
Гран-при «Золотая ладья» (2007  Русская игра)
2007КФ «Окно в Европу» в Выборге
«Большая Золотая Ладья» по итогам конкурса «Выборгский счет» - третье место (2007  Русская игра)
2004КФ «Московский Пегас»
Приз зрительских симпатий "Большой Золотой Пегас" (2004  Водитель для Веры)
2004КФ «Окно в Европу» в Выборге
Первый приз конкурса «Выборгский счет» (2004  Водитель для Веры)
2004МКФ «Лiстапад» в Минске
Гран-при «Золото «Лістапада»», Приз за лучшую режиссуру (2004  Водитель для Веры)
2004ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз «Золотая Роза» лучшему фильму, Специальный приз жюри, Приз за лучший продюсерский проект (2004  Водитель для Веры)
2004ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз за лучшую режиссерскую работу (2004  Водитель для Веры)
2004ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий» (2004  Водитель для Веры)
1999Медаль мэрии Рима
"За вклад в киноискусство" ((  ))
1997МКФ «Лiстапад» в Минске
Приз жюри кинематографистов «За лучший фильм фестиваля» (1997  Вор)
1997МКФ в Венеции
Приз «Золотая медаль сената» (1997  Вор)
1997ОКФ «Киношок» в Анапе
Приз за лучшую режиссуру, Приз жюри дистрибьюторов (1997  Вор)
1997Премия «Ника»
За лучший игровой фильм (1997  Вор)
1997Премия «Ника»
За лучшую режиссуру (1997  Вор)
1997Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Номинация на приз за Лучший фильм на иностранном языке (1997  Вор)
1997Премия Ватикана
"За гуманизм и духовность" (1997  Вор)
1987МКФ в Токио
Приз жюри (1987  Запомните меня такой)
1987МТФ "Злата Прага" в Праге
Гран-при (1987  Запомните меня такой)
1984ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Диплом и Приз ЦК ЛКСМ Украины, Второй приз детского жюри (1984  Клетка для канареек)
1981ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз за лучший фильм военно-патриотической тематики (1980  Люди в океане)
1981МКФ в Москве
Специальный приз (1980  Люди в океане)
1981Премия Ленинского комсомола
(1980  Люди в океане)
Библиография
  • Шатерникова М. Зина-Зинуля, или Высокое "безумие" нормальности
  • Сов. культура. 1986. 9 дек. (о ф. Зина-Зинуля); Бауман Е. Тугой узел
  • СЭ. 1986. № 24 (о ф. Зина-Зинуля); Марголит Е. А вот она, музыка... Опыт диалогической критики
  • ИК. 1987. № 3 (о ф. Зина-Зинуля); Кваснецкая М. Из "тихого поколения"
  • СЭ. 1988. № 21; Сванидзе Н. "Виновен не жираф..."
  • ИК. 1994. № 5 (о ф. Ястреб); Чухрай П.: "Для цирка это слишком тонко". Инт. А. Титова
  • ИК. 1994. № 5; "Собаки лают, а караван идет". Анкета ИК
  • ИК. 1995. № 6 (в т. ч. ответы П. Ч.); Никифорова В. Сын за отца
  • РТ. 1997. 15 окт. (о ф. Вор); Сергеева Т. Жили-были...
  • ЭиС. 1997. 23 – 30 окт. (о ф. Вор); Малюкова Л. Баллада о Воре
  • ЭиС. 1997. 30 окт. – 6 ноября (о ф. Вор); Гладильщиков Ю. Далеко от Чечни
  • Итоги. 1997. № 40 (о ф. Вор); Савельев Д. Отец, вор, его любовница и ее ребенок
  • ЧП. 1997. 5 ноября (о ф. Вор); Аннинский Л. Достояние обворованных
  • ИК. 1998. № 1 (о ф. Вор); Спектр мнений о ф. Вор, в т. ч. рецензии Л. Масловой, А. Плахова
  • Сеанс. 1998. № 16; Болотовская Е. Ностальгия. Инт. с П. Ч.
  • Premiere. 1998. № 3; Кудрявцев С. Сырое отечество пасынков
  • ЭиС. 1998. № 44 (в т. ч. о ф. Вор). Чухрай П.: Бессмысленные игры
  • ИК. 1990. № 4; Вор. Сценарий
  • ИК. 1996. № 10.