Сообщить об ошибке
Алексей Дикий
актер
 
Родился 25 апреля 1889 г. в Екатеринославле. Сценическую деятельность начал в 1910 г. в МХТ. С 1910 г. в МХТ. С 1913 г. — в Первой студии МХТ (с 1924 г. — МХАТ-2). С 1928 г. — режиссер театров Москвы и Ленинграда. В 1931-1936 гг. руководил театральной студией (Студия Дикого). В 1932-1936 гг. руководил Московским Театром им. ВЦСПС. С 1936 г. — актер и режиссер БДТ им. Горького в Ленинграде. В 1937-1941 гг. был незаконно репрессирован. С 1941 г. — актер и режиссер академического театра им. Вахтангова. В 1944-1952 гг. — в труппе академического Малого театра. С 1952 г. — режиссер Театра им. Пушкина.
Среди театральных работ:
"На дне" (1911, МХТ); "Гибель Надежды" (1913, Первая студия МХТ); "Блоха" (1925, МХАТ-2); "Человек с портрфелем" (1928, Театр Революции); "Леди Макбет Мценского уезда" (1931, Студия Дикого); "Глубокая провинция" (1935, Театр ВЦСПС); "Смерть Тарелкина" (1936), "Ме
Тексты
 

[…] он очень рано увлекся сценой. Приехав в Москву в 1910 году, был принят в Московский Художественный театр. «Его школа стала моей на всю жизнь», — вспоминал актер. […]

Дикий гремел в театральной среде, ставя спектакли и сам, играя на сценах МХАТа, Театра им. Вахтангова, Драматического театра им. ВЦСПС, Свердловского драмтеатра, Театра Революции (им. Маяковского), Малого театра, Московског...

 
 

Дикий работал в театре увлекательно, талантливо, но безалаберно и просто мало. Организационная сторона дела его вообще не волновала. Он сверкал талантом, умом, остроумием, фрондерством на своих коротких репетициях, остальное время он «гулял». Его спектакли, изумительно поставленные «Маленькие трагедии» Пушкина — «Русалка», «Моцарт и Сальери» и «Сцены из рыцарских времен»&nb...

 
 

В фильме «Третий удар» зритель впервые увидит в кино нового исполнителя роли И. В. Сталина — артиста А. Дикого. Дать народу правдивый и яркий образ вдохновителя наших побед в боях и труде — дело огромной политической и художественной ответственности. Мы привыкли к образу Сталина, созданного артистом Геловани. Но, несмотря на очевидные достижения этого исполнителя, образ, созданный им, недостаточно мн...

 
 

[…] в работе над образом Нахимова единства и полного взаимопонимания не возникло. Одержимость режиссера наталкивалась в свою очередь на внутреннее сопротивление необузданного темперамента Алексея Денисовича Дикого. И это усложняло работу.

Могучий талант Дикого не воспринимал эксцентричную манеру игры (игру самого режиссера), и его, Дикого, актерская и режиссерская воля не подчинялась воле Всеволода Илларионовича, а появлялос...

 
 

Алексей Денисович Дикий, сам великолепный артист и опытнейший режиссер, нередко вступал с Пудовкиным в споры. Всеволод Илларионович, как обычно, быстро теряя равновесие, выходил из себя, начинал рычать, взмахивать руками, и, срываясь с места, «покидал» съемку. На полпути он вдруг резко оборачивался и бежал обратно с новой волной убеждений. А Дикий, укрывшись защитным покрывалом образа Нахимова, в его уверенном, убежденном...

 
 

В наше время театроведы делают из Дикого икону. Это не прибавит ему славы и не объяснит многие трудности большого художника. Уйдут сложность и своеобразие огромной личности, и, думается, она значительно утратит в жизнелюбии, эпикурействе, неуемности, щедрости. Пусть помнят его таким, каким он был: дьяволом и высоким талантом, ангелом и гулякой, мыслителем и ниспровергателем, созидателем и разрушителем, поэтом и циником. Бродяга,...

 
 

Очень рано во мне пробудилась любовь к театру, а необычность его отвлекла меня от учебы, от занятий, от школы. Вскоре он поглотил меня целиком. Это был украинский театр с его замечательными актерами: Кропивницким, Сакашанским, Заньковецкой, Суходольским, Диковой — моей сестрой, тогда известнейшей актрисой. Под влиянием их таланта и впечатлений от их игры […] я рос, развивался, с трудом справляясь с об...

 
 

Обычно, когда окончены съемки и актер видит на экране самого себя в образе своего героя, наступает большое душевное облегчение. Ты на какое-то время становишься другим человеком, сумев отрешиться от себя, и вот — образ создан. Правда иногда остается внутренне недовольство: что-то хотелось бы еще переделать, дополнить. И в театре это возможно — образ постепенно, от спектакля к спектаклю, «обрастает». ...

 
 

Кино для меня никогда не было отхожим промыслом. Более того, кино заставляло меня задумываться над рядом творческих проблем, возникавших в театральной работе.

Эти раздумья привели меня к выводу, что для актера нет существенной разницы между искусством кино и искусством театра, которому я никогда не изменял и который сделал меня пригодным для действий с киноаппаратом.

Таким образом, чтобы ответить на вопрос «как я стал киноа...

 
 

Работы
Актер
1919Чем ты был?
барабанщик Иван Сотый
1921Андрей Гудок
Андрей Гудок
1934Восстание рыбаков
Кеденек
1943Кутузов
М. И. Кутузов
1946Адмирал Нахимов
П. С. Нахимов
1947Пирогов
П. С. Нахимов
1947Рядовой Александр Матросов
И. В. Сталин
1948Повесть о настоящем человеке
Василий Васильевич, хирург
1948Третий удар
И. В. Сталин
1949Сталинградская битва
И. В. Сталин


Фестивали и премии
1950Сталинская премия
I степени (1949  Сталинградская битва)
1949МКФ в Готвальдове
Премия победы (1949  Сталинградская битва)
1949МКФ в Марианских Лазнях
Главная премия (1949  Сталинградская битва)
1949Сталинская премия
II степени ((1948  Третий удар))
1947МКФ в Венеции
Почетный диплом (1946  Адмирал Нахимов)
1947Сталинская премия
I степени (1946  Адмирал Нахимов)
1946Сталинская премия
I степени (1943  Кутузов)