Сообщить об ошибке
Янина Жеймо
актриса

 

Родилась 29 мая 1909 г. в Волковыске. С трех лет выступала в цирке, затем на эстраде. Училась в киномастерской ФЭКС. В 1930 г. окончила Институт экранного искусства. Работала на к/с "Ленфильм", с 1949 г. — актриса Театра-студии киноактера. Занималась дубляжем иностранных фильмов. С 1957 г. жила в ПНР.

Умерла 29 декабря 1987 г. в Москве.

Тексты
 

29.12.1987. Умерла Янина Жеймо

Известие о ее смерти приходит из Польши и остается почти незамеченным. На дворе уже вовсю бушует перестройка, нас занимает прежде всего настоящее, а если минувшее, то проклятое и скандальное. Янину Жеймо не забыли — от Золушки не уставало телевидение, она регулярно шла на утренниках. Но сама актриса, казалось, принадлежала тому покрытому патиной прошедшему, что актуальной ценности не имеет. Вообще-то, если честно, все были уверены в том, что ее ...

 
 

Но в том-то, наверное, и секрет актрисы — феномен Янины Жеймо, что функцией «натуральной травести», артисткой на детские роли никак не ограничивался ни ее талант, ни экранный имидж. Первые же ее «девичьи» портреты в «Моей родине» А. Зархи и И. Хейфица (1933) и «Песне о счастье» М. Донского и В. Легошина (1934) обнаружили иную прелесть, нежели привычное для Жеймо очарование угловатой и трогательной наивности или характерной детской пластики.

Жеймо воплощала на экране чарующий и редкий...

 
 

Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. И до сих пор она надеется, что сыграет, наконец, то, что душа просит. И судьба щадит ее — она все по-девичьи легка и вот-вот сорвется и полетит. Только пусть для этого сойдутся несколько тысяч случайностей, выйдет пасьянс из миллиона колод. Родилась она в цирковой семье. На арене выступала чуть не с пяти лет. Потом попала к ФЭКСам, совсем еще девочкой. Играла в «Шинели». […] Встретились мы гораздо ближе во время картин «Разбудите Леноч...

 
 

Хочу дальше работать над детскими ролями, пока не помешает возраст. Откровенно говоря, уверенности нет — хватит ли возможности перевоплощаться. Годы идут, «снять» половину возраста пока, кажется, удавалось. Дальше будет труднее.

ЖЕЙМО Я. [О работе в кино] // Кино. 1935. 28 дек.

...
 
 

Моя внешность — структура лица, маленький рост, — определила амплуа: всю жизнь играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой. Теперь признаюсь: я всегда мечтала о роли женщины своего возраста. Тосковала по «Норе», «Пигмалиону», но была обречена на вечную молодость на экране.

ЖЕЙМО Я. [Интервью] // СЭ. 1968. № 14.

...
 
 

В законченной картине очень трудно отделить работу актера от работы сценариста и режиссера. И похвалы сплошь и рядом направляются не по тому адресу. Для многих актеров получаемый на экране результат является чистейшей неожиданностью. Расчетом кинематографической игры, позволяющим монтажно строить образ, видеть за снимаемым кадром прошлый и будущий, стоя перед аппаратом, понимать необходимость, употребления выразительных средств, связанных с размерами кадра, и, наконец, критерием оценки доходч...

 
 

О фильме «Подруги»

[…] в «Подругах» Жеймо получила возможность по-настоящему развернуть свое мастерство. Первые части роли, где Жеймо играет детство, являются, может быть, лучшим достижением советской киноигры. Двадцатишестилетняя женщина играет девчонку десяти лет, и ни в одном кадре, ни в одном движении нельзя почувствовать настоящий возраст. Жеймо подвергнута труднейшему испытанию: она играет все время вместе с детьми, не актерами. Найти между нею и ними возрастную и...

 
 

О фильме «Доктор Калюжный»

— Вы «Доктора Калюжного» видели? — не здороваясь спросил меня Гарин. — Пьесу написал Юрий Герман, а я поставил по ней спектакль в театре Акимова. Главную роль играю тоже я. […]

В первый же свободный вечер я пошла в театр.

— Спектакль мне понравился, — при встрече сообщила я Гарину, — и вы, Эраст, тоже.

— Пшено, — пробурчал он. — Я буду снимать картину «Доктор Калюжный» и предлагаю вам роль слепой Оли.

— Мне?...

 
 

Жеймо… одарена очень своеобразными, особенными внешними данными. Очень маленького роста, с лицом и внешностью почти ребенка, с кажущейся неуклюжестью при великолепной физкультурной натренированности. Эти внешние данные долго мешали карьере Жеймо, пока она снималась «несмотря» или «вопреки» этим внешним данным. Они стали источником ее художественной силы и своеобразия, когда актриса научилась создавать роли «благодаря им» и «исходя из них».

ПИОТРОВСКИЙ А. [О Янине Жеймо...

 
 

Работы
Актер
1925Мишки против Юденича
мальчишка
1925Чертово колесо
девушка из шпаны
1926Братишка
девочка из гаража
1926Шинель
подручная портного
1927С. В. Д.
цирковая наездница
1927Чужой пиджак
Гулька
1929Голубой экспресс
китайская девушка
1929Дорога в мир
героиня в детстве
1929Новый Вавилон
Тереза
1930Двадцать два несчастья
Манька
1931Одна
маленькая учительница
1931Человек из тюрьмы
судомойка
1932Ищу протекции
студентка
1933Моя Родина
Оля
1934Песня о счастье
Анук
1934Разбудите Леночку
Леночка
1935Горячие денечки
Кика, подруга Тони Жуковой
1935Подруги
Ася
1936Леночка и виноград
Леночка
1938Враги
Надя, племянница Татьяны Луговой
1939Доктор Калюжный
Ольга
1939Шел солдат с фронта
Фроська
1941Приключения Корзинкиной
Корзинкина
1942Ванька (в Боевом к/сб № 12)
Танька
1942Пчелка (в сб. Белорусские новеллы)
Пчелка
1942Юный Фриц
1943Два бойца
медсестра
1943Март—апрель
Катя Веселова
1943Мы с Урала
Вера
1947Золушка
Золушка
1954Два друга
мать Кости Шишкина
1957Снежная королева
озвучание