Сообщить об ошибке
Динара Асанова
режиссер

Родилась 24 октября 1942 г. во Фрунзе (ныне Бишкек). В 1968 г. окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера). В 1960-1962 гг. работала на к/с "Киргизфильм", с 1974 г. — на к/с "Ленфильм".
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).
Умерла 4 апреля 1985 г.

Тексты
 

Сначала на курсе М. И. Ромма нас было, по-моему, двенадцать. Потом кого-то отчислили, добавились иностранцы, и стало нас, кажется, десять. Динара с самого начала была одна. И не только потому, что остальные, меняющиеся и неизменные, все были мужского пола. Вообще, Динара была — нет, не одинокой все-таки, наверное,- но всегда отдельной.

Называли мы ее — Дика.

Дика и вправду поначалу была почти дика,...

 
 

Только находясь на грани, начинаешь понимать, кто ты, кто есть ты. Что тебя окружает. И с ужасом понимаешь, что только маленькие просветы в стене. Стена для меня уже слишком много значит — она черная, холодная, молчаливая, как бездна, как колодец. Пахнет болотом.

Мне кажется иногда, что я схожу с ума. А ведь это естественный подход к нашей истине. Рано или поздно каждого окружает эта стена, даже если ты не успел спе...

 
 

У Динары была репутация постановщика, не оставляющего от сценария камня на камне. Это верно в том смысле, что она отказывалась рассматривать сценарий как прямое указание к исполнению. «Исполнительство» как метод режиссуры существует и широко распространен, несмотря на его творческую примитивность. Я имею в виду то послушное, подчиненное отношение режиссера к сценарию, когда постановщик боится собственной инициативы, не&nb...

 
 

Работать с Динарой интересно, рискованно, азартно. Всегда не знаешь — успех или провал. Начало съемок у нее обычно разочаровывает свежего человека. Для некоторых такое разочарование — на всю жизнь. Режиссера будто не хватает на съемочной площадке, в репетиционной комнате. Ни долгих разговоров об актерских заданиях, ни мучительного поиска кадра. Больше того, Динара не любит репетиций. «Когда артист начал только ...

 
 

Что будет с тобой, если тебе не поверят? Даже если ты говоришь «неправду» — сочиняя ее. Я думаю, будет у каждого человека боль или насмешка, боль в душе — плохо сочинил. И тебе не поверили, а ты сам уже купился своей сказкой, своей историей, ты веришь ей уже больше, чем в начале.

А когда говоришь правду и не верят!? Это уже совсем грустно, и вот тут-то приходят у...

 
 

О фильме «Не болит голова у дятла»

Как и у первого моего фильма, у этого тоже необычное название: «Не болит голова у дятла». По этому поводу хочу заметить: ученые утверждат, что у дятлов бывает сотрясение мозга. От безуспешного ли постукивания или ненужного напряжения, этого еще никто не доказал... Как бы то ни было! Не знаю, как дело обстоит с дятлами, но&nbs...

 
 

О фильме «Пацаны»

Вспоминаются недоверчивые, «умудренные жизнью» подростки, свысока поглядывающие на наивную Динару в начале работы над «Пацанами». Они уже твердо знали, что их жизнь — не предмет для искусства. Их жизнь — для нормальной жизни, а чья-то красивая — для кино. И многие, многие взрослые читали сценарий Клепикова и покачивали головами: что-то из&nbs...

 
 

Фестивали и премии
1985МКФ в Каннах
Участие в программе «Особый взгляд» (1984  Милый, дорогой, любимый, единственный...)
1984ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз по разделу фильмов для детей и юношества (1983  Пацаны)
1984МКФ молодых кинематографистов соц. стран в Кошалине
Приз (1983  Пацаны)
1984Премия им. Ф. Дзержинского
(1983  Пацаны)
1977ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Премия за лучшую режиссуру (1976  Ключ без права передачи)
1977ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз ЦК ЛКСМ (1976  Ключ без права передачи)
1977ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Диплом творческому коллективу по разделу детких фильмов (1976  Ключ без права передачи)
1977МКФ в Москве
Специальный приз жюри детских фильмов (1976  Ключ без права передачи)