Сообщить об ошибке
Григорий Козинцев
режиссер

Родился 22 марта 1905 г. в Киеве. В 1919 г. учился в Школе живописи А. Экстер, работал помощником художника в киевском театре им. В. Ленина у К. Марджанова, при поддержке которого вместе с С. Юткевичем и А. Каплером организовал экспериментальный театр "Арлекин", а затем кукольный театр. В 1920 г. приехал в Петроград, поступил в Петроградскую академию художеств (мастерская Н. Альтмана), одновременно стал режиссером студии Театра Комической оперы (рук. К. Марджанов). В 1921 г. совместно с Г. Крыжицким и Л. Траубергом провозгласил на диспуте Эксцентрический театр, в 1922 г. с Л. Траубергом и С. Юткевичем создал театральную мастерскую "Фабрика эксцентрического актера" (ФЭКС), в 1924 г. преобразованную в "Киномастерскую ФЭКС". С 1924 г. — режиссер к/ф "Севзапкино" (ныне — к/с "Ленфильм"). До 1945 г. работал совместно с Л. Траубергом. В 1922-1926 гг. преподавал в мастерской ФЭКС, в 1926-1932 гг. — в Ленинградском институте сценических искусств, в 1941-1962 гг. — во ВГИКе, в 1965-1967 гг. — на ВРК при к/с "Ленфильм",

Тексты
 

Питер (тогда еще не Ленинград) висел между настоящим и будущим, веса в нем, как в ядре между землей и луной, не существовало.

Это давало размах экспериментам.

Существовала еще литературная традиция, очень сильная в Питере. Многие писатели сами ходили готовыми памятниками.

Эксперимент был направлен против традиции.

[…] В мастерскую ФЭКС’ов на объявление русское, немецкое, французское и английско...

 
 

Эксцентризм ФЭКС'ов — это не то, что эксцентризм music hall'a. Просят не смешивать.

ФЭКС'ы видят смысл эксцентризма в другом. По мере сил и возможностей стараются приблизить этот смысл к остальным людям.

Мы перестаем замечать вещи, которые нас окружают постоянно. Мы бессознательно совершаем привычные действия, утеряв способность вдумываться в них.

Многократное видение вещи в определенном контексте автома...

 
 

[…] Козинцеву довелось участвовать в оформлении одного из самых примечательных спектаклей первых лет советского театра. Это был спектакль «Фуэнте Овехуна» в постановке К. А. Марджанова. […]

У Марджанова Козинцев встретился с юношей в цветастой тюбетейке и зеленых брюках клеш. Это был Сергей Юткевич. Они решили вместе организовать кукольный театр. Выбор жанра диктовался любовью к площадному искусству, к на...

 
 

[…] В нашей кинематографии есть уже люди, которые имеют право ошибаться. О двух таких людях — Козинцеве и Трауберге, или короче — о фэксах, и необходимо сказать. «Фабрика эксцентрического актера», что означает этот термин?.. Очевидно одно: в нем есть слово «эксперимент». До того как прийти в кинематографию, фэксы делали что-то очень молодое, веселое и неразборчивое в театре, живописи и ...

 
 

В учебнике по истории советского кино есть как будто три Козинцева. Первый — недоучившийся живописец, эксцентрик и левак, имеющий даже не целую фамилию (Козинцев-и-Трауберг), а всего лишь ее половину. Второй (и опять же в паре Григорий Козинцев — Леонид Трауберг) — орденоносец, сталинский лауреат, режиссер публично обласканной трилогии о Максиме. И, наконец, третий — Григорий Михайлович Козинцев ...

 
 

О фильме «Похождения Октябрины»

Работая в театре, ФЭКСы столкнулись с монтажом. Через овладение монтажными принципами ФЭКСы вполне закономерно перешли в кино. […] ФЭКСы поставили эксцентрическую ленту «Похождения Октябрины» в 3-х частях […] Помимо своего основного приема «Похождения Октябрины» ставились в порядке проведения в кино методов плаката. […] В самых ранних своих манифеста...

 
 

О фильме «Похождения Октябрины»

Пришедшая с революцией идея переустройства вселенной, построения «нашего, нового мира» повлекла за собой идею сотворения нового человека.

Неожиданно эта идея оказалась кинематографичной. […]

В отличие от Вертова, помышляющего о создании Нового Адама, фэксы, Г. Козинцев и Л. Трауберг, в своем нереализованном сценарии «Женщина Эдисона» и в&nb...

 
 

О фильме «Чертово колесо»

«Бандиты, проститутки, весь преступный мир Ленинграда, — вот настоящая тема картины. „Шпана“ выявлена так, что зритель ею увлекается и горячо сочувствует».

ГЕРМАН А. [О фильме «Чертово колесо] // КП. 1926. 5 марта.

...
 
 

О фильме «Чертово колесо»

«Чортово колесо» была первая лента, которую построили на современном бытовом материале. В этой ленте ФЭКСы взяли бытовой материал под учет эксцентрического приема. Тему развертывали не по линии агитации за борьбу с хулиганством. Бытовые куски стремились привести во взаимодействие тем, что матрос с «Авроры» поставили в окружение неподобающей среды. Драматический стык ...

 
 

О фильме «Чертово колесо»

Мир 20-х годов — славил «авантюрные» профессии детектива, журналиста, путешественника, наугад метящие городского романтика — броуновскую молекулу в толчее редакций, ипподромов, ресторанчиков. […]

…Закружились кадры «Чертова колеса», возгоняя сладостный морок воспаленного веселья в ленинградском Народном Доме с его умопомрачительными полетами на амер...

 
 

О фильме «Шинель»

[…] «Шинель». Здесь — все позади: брожение умов, крики «К оружию!», допросы и виселицы. Черная ночь — над страной, спящей и тяжело всхлипывающей во сне. То — беспокойный сон после поражения, где, как у больного горячкой, противоестественно и мучительно сочетаются не переваренные сознанием детали ранящей яви.

Гоголевского Пискарева в ...

 
 

О фильме «С. В. Д.»

Я считаю, что из всех работ ФЭКСов эта лента наиболее кинематографична. Шкловский называет «С. В. Д.» самой нарядной лентой Советского Союза.

Сомнительное доказательство рентабельность ленты. Но все-таки скажу, что когда я пришел на премьеру «С. В. Д.», то после больших просьб мне дали приставной стул где-то сбоку. […] В «С. В. Д.» никто не&...

 
 

О фильме «С. В. Д.»

[…] Через условное «Чертово колесо» и «Шинель», через современного «Братишку» фэксы, уничтожая тыл противника, пришли к «С. В. Д.» — самой нарядной ленте Советского Союза.

Как факт овладения новым материалом это можно приветствовать. Автор сценария Юрий Тынянов в своих романах «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» показа...

 
 

О фильме «Новый Вавилон»

[…] Зрительный материал в «Новом Вавилоне» поражает своеобразием, переносом смыслового ударения от передней грани кадра к третьим планам, которые все время семантически ощущаются.

Это замечательно. Но фэксы идут по живописи и сейчас работают в манере французских импрессионистов. Они снимают воздух вокруг предмета. Рассредотачивают предмет.

Этот любопытный путь слишком ...

 
 

О фильме «Одна»

16 апреля 2003 года в Париже (Большая Аудитория Сорбонны) состоялась демонстрация картины «Одна» Григория Козинцева и Леонида Трауберга (1931). Показ сопровождался «живым» оркестром Амстердамской консерватории, под управлением дирижера Марка ФицДжеральда он играл написанную для этого первого советского звукового фильма музыку Дмитрия Шостаковича.

И собравшаяся публика — интелле...

 
 

О фильме «Юность Максима»

Тысяча девятьсот седьмой — тысяча девятьсот десятый, в эти годы проходит юность Максима, протекает действие новой кинокартины Г. Козинцова и Л. Трауберга.

Нелегкую задачу поставили перед собой актеры и режиссеры фильма: показать рождение большевика в пору самой глухой реакции, показать, как из наивно хороших, привлекательных только жизнерадостной молодостью рабочих парней росли и&nb...

 
 

О фильме «Юность Максима»

Максим в кинотрилогии Г. Козинцева и Л. Трауберга […] предстает «тощим парнем с умным взглядом, с острым носом, с упрямой копной волос — оторвавшийся от своей среды книжник, интеллигент-самоучка». Но чем дальше, тем последовательнее освобождают режиссеры своего героя от интеллигентской меланхоличности, от каких бы то ни было следов рефл...

 
 

О фильме «Юность Максима»

Советское кино времен появления звука живо мистической верой в пришествие Слова, которое совершит чудо и преобразит мир. Именно этот сюжет чуда играет Борис Чирков в трилогии Максиме. […]

Максим слоняется по горизонтали экрана — обыденному миру, среди пыли и копоти заводских труб, перебирая окружающие его слова — городских романсов, бульварных «романов», цирковог...

 
 

О фильме «Возвращение Максима»

Комсомольцы великого города Ленина. Мы просто, по-товарищески, обращаемся с просьбой — делать этот фильм вместе. Мы рассчитываем на вашу помощь в разработке сюжета. Мы просим вас принять участие в обсуждении сценария и образов героев фильма.

В процессе работы мы покажем вам отдельные кадры и попросим высказаться о качестве картины и игре артистов.

...
 
 

О фильме «Возвращение Максима»

Товарищи Трауберг и Козинцев! «Юность Максима» имеет для комсомольцев и для всей молодежи большое политико-воспитательное значение. Эта картина особенно ценна для нас, не помнящих времен виселиц и нагаек. Она увеличивает нашу ненависть к врагу и воспитывает в нас преданность партии Ленина — Сталина. «Юность Максима» должен посмотреть каждый комсомолец. Мы ...

 
 

О фильме «Возвращение Максима»

В «Возвращении Максима» мы встречаемся с героем нашим, уже возмужавшим и окрепшим, и в художниках, создавших фильм, узнаем те же черты стилистической уверенности и цельности. Эта работа поражает своей собранностью, скромностью и в то же время предельной выразительностью всех средств художественного воздействия. […]

Сила мастерства этого фильма, мне к...

 
 

О фильме «Возвращение Максима»

Материалу следующего фильма трилогии — «Возвращение Максима» — по его серьезности, казалось бы, совершенно не соответствуют комедийные приемы. Июль — август 1914 года. Увольнение семи рабочих. Локаут на заводе. Номер «Правды» с призывом к рабочим Питера начать забастовку солидарности. Всеобщая стачка. Столкновение с полицией. Уличные ...

 
 

О фильме «Выборгская сторона»

Опять Максим. На этот раз он уже не юноша; он — большевик, закаленный в подполье и в ссылке, боевой организатор солдатских масс … Но все та же чудесная улыбка, то озорной, то непреклонный взор, все те же душевные милые песни. […]

[…] Уже в конце картины на столе у Максима — первая роспись доходов и&nbs...

 
 

О фильме «Выборгская сторона»

[…] Первые шаги новой, Советской власти были показаны в «Выборгской стороне» — заключительной части трилогии. И опять-таки основная ситуация картины, с одной стороны, поразительно серьезна, а с другой — полна юмора. Максим назначается комиссаром Государственного банка. Герой спит на диване в Смольном, а над головой уже прикреплен плакат: «По&nb...

 
 

О фильме «Пирогов»

[…] После неудачи картины «Простые люди», которую Козинцев делал вместе с Траубергом, это долгое и плодотворное содружество распадается. Г. Козинцев приступает к работе над фильмом «Пирогов» по сценарию Юрия Германа. В съемочную группу вошли постоянные сотрудники — композитор Дмитрий Шостакович, оператор Андрей Москвин, художник Евгений Еней. …По разбитой дор...

 
 

О фильме «Белинский»

[…] фильм — «Белинский» — Григорий Козинцев поставил в 1951 году.

О Белинском было написано два сценария — Е. Серебровской и Ю. Германом, а затем из двух произведений сделали одно. Здесь было плохо все. И прежде всего сам Белинский. Актер С. Курилов играл «неистовство», но его попытки оборачивались самолюбованием и ...

 
 

О фильме «Дон Кихот»

В фильме, снятом режиссером Григорием Козинцевым по сценарию Евгения Шварца, Дон Кихот и Санчо Панса мечтают о справедливости. […]

В «Дон Кихоте» режиссер снова вернулся на самую главную дорогу мирового искусства, доказывая, что кинематография как искусство изобразительное и как искусство, связанное со словом, может решать самые важные вопросы, которые заданы человечеством.

Раб...

 
 

О фильме «Дон Кихот»

На взгляд обывателя, Дон Кихот — безумец, не понимающий разумного мира.

В фильме Козинцева… именно Дон Кихот подлинно разумный человек в безумном мире — мире, где царят зло, несправедливость, жестокость, обман, лицемерие, с которыми все примиряются, и даже более того, которым каждый своей пассивностью помогает господствовать в жизни.

И пусть Дон Кихот снова падает на ...

 
 

О фильме «Дон Кихот»

У этого Дон Кихота могло и не быть Санчо Пансы. И он не был безумен, разве что требовал права на иллюзию. Он не был доверчив по природе, но вера в людей была его категорическим императивом. Своими чудачествами, онтологическими для образа интеллигента «из бывших» в советском кино, он как бы грозно-ласково спрашивал: ну что, я все еще в сума...

 
 

О фильме «Гамлет»

…Останется написать манифест, и тот же глашатай на том же дворе прочтет об очередном торжестве справедливости и о государственной выгоде свершившегося. Так вот Гамлету это все ни к чему. Он сыт по горло.

СОЛОВЬЕВА И. [О фильме «Гамлет»] // КП. 1964. 30 апр.

...
 
 

О фильме «Гамлет»

Перед постановкой Козинцев не раз повторял автору этой книги: «Я ненавижу костюмный жанр». Решение нелегкой проблемы Козинцев нашел на испытанном пути слияния прозы («реалий», подробностей) с поэтическим строем.

В старых фильмах фэксов, помним мы, материальное окружение становилось участником действия, носителем трагедийного замысла. Грозно вздымались статуи полководцев у Казанского собора. Каменно глумились загадочные лики сфинксов у Академии...

 
 

О фильме «Гамлет»

А Гамлет? В чем главная современная идея этого образа в фильме? Да прежде всего в том, что принц принадлежит все к тем же людям, которые не боятся на себя ответственность за все происходящее вокруг… Он умирает как солдат, и недаром Фортинбрас велит оказать мертвому Гамлету воинские почести, похоронить его как героя… Фильм Козинцева — это фильм о прекрас...

 
 

О фильме «Гамлет»

К четырехсотлетию Шекспира, через десять лет после возвращения на сцену, «Гамлет» вышел на экран. Событие это было воспринято делово и ни у кого не вызвало удивления. «Гамлет»? — Естественно. В постановке Григория Козинцева? — Разумеется. С Иннокентием Смоктуновским а главной роли? — Конечно. […]

Козинцевский «Гамлет»...

 
 

О фильме «Гамлет»

[…] Я видел много воплощений «Гамлета», но, пожалуй, только фильм Григория Козинцева заставил меня так сильно почувствовать, что это не придуманная история, а сгусток реальности. […]

Смотришь фильм — и видишь: деспотизм не может существовать без доносчиков и палачей, неизбежно плодит карьеристов и предателей, лицемеров и льстецов, всех обезличивает, возво...

 
 

О фильме «Гамлет»

Герой-интеллигент прекрасно обжился в аллегорическом мире Дании-тюрьмы, ни о каком потрясении от знания не могло быть и речи. Вальяжная резкость — ну, кто там еще смеет, не понимать, что было и что будет? […]

ШЕМЯКИН А. «Гамлет» // Сеанс. № 8. 1993.

...
 
 

О фильме «Король Лир»

Поставленный Григорием Козинцевым фильм «Король Лир» — выдающееся явление киноискусства. Это — подлинно художественное произведение. Глубокое впечатление, производимое им, не имеет ничего общего сенсационностью; работа Г. Козинцева не рассчитана на быстрый и легкий успех у зрителей. Здесь нет ярких красок; фильм черно-белый, преимущественно в мрачных тонах; в н...

 
 

О фильме «Король Лир»

[…] кадр за кадром вырастает этот фильм, но не как безысходная трагедия об абсурде феодального или человеческого существования, а как сага о великой Надежде.

И поэтому так современна эта картина, и не нуждается она в аналогиях с пьесами Ионеско или Беккета. По-своему ставит и решает она действительно современную проблему преодоления той отчужденности, которая стала болез...

 
 

О фильме «Король Лир»

«Лир» у меня уехал куда-то в отдаленные времена. Работы еще осталось на месяц, но для себя я с фильмом уже расстался. Обычно так случается: наступает минута, и вдруг труд закончен. Дальше тобой движет лишь привычка к тому, что мелочи следует доделать, а крупные недочеты хоть как-то прикрыть. Но мысли уже совсем об ином; какой-то период жизни завершился.

А что из&nbs...

 
 

О фильме «Король Лир»

[…] Козинцевская версия «Короля Лира» восходит к переводу Пастернака и в основном, за исключением тех или иных купюр, придерживается его. Прожив жизнь полновластного и безжалостного правителя, Лир передает престол молодым и делит королевство, чтобы предотвратить борьбу за власть между наследниками. Тогда-то и наступает час расплаты за все его грехи. Единственная преданная ему...

 
 

Итак, дверь распахивается! Сама. И, словно не коснувшись ее, взмахивая огромным цветастым крылом немыслимого, брошенного через плечо шарфа, влетает в зал наш мэтр — Григорий Михайлович Козинцев. Да, да, именно влетает, едва касаясь великолепного старинного паркета, тонкий, высокий и стремительный, весь порыв вперед, весь динамика! Крутя длинными гибкими пальцами тонкую кизиловую трость, он, гладко причесанный, в такой же, как у ...

 
 

Когда я впервые встретила Григория Михайловича Козинцева, ему было не то двадцать один, не то двадцать два года. Но так как мне было шестнадцать, то он мне казался совсем взрослым, мудрым и сердитым. Знакомство состоялось в мастерской ФЭКСа, где он преподавал основной наш предмет: тогда это называлось «киножест», а теперь оно называется «актерское мастерство». […]

Козинцев был худ, высок, с ...

 
 

Для меня память о Козинцеве вдвойне дорога: он был моим учителем, ему я обязан тем, что пришел в кино, а позднее и в режиссуру.

Началось все в 1923 году, когда я семнадцатилетним пареньком приехал с Урала в Ленинград, начал учиться живописи в художественном училище, а вскоре попытал свои силы и на актерском поприще, исполнив безмолвную роль Бородатого мужика в обрядовом спектакле, поставленном В. ...

 
 

В театре комедии мне довелось поработать еще с одним выдающимся кинорежиссером — Григорием Михайловичем Козинцевым. Акимов пригласил его поставить пьесу Дж. Пристли «Опасный поворот». Козинцев в то время уже был одним из признанных мастеров отечественной кинематографии. За его плечами была Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС), которой он руководил вместе с Л. З. Траубергом, и ряд новаторских по тем временам ф...

 
 

Наш курс набирал и вел Григорий Михайлович Козинцев, уже тогда бывший классиком советской кинематографии. Его творчество мы изучали по истории кино. Он являлся одним из авторов, вместе с Л. Траубергом, знаменитой «Трилогии о Максиме», одним из создателей «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС), фильмы которой гремели еще в двадцатые годы. Козинцев, знаменитый шекспировед, театральный и кинематографический режиссер...

 
 

Все еще не хочется верить, что Козинцева нет среди нас. […]

В гости друг к другу мы ходили редко — щадили отдых, нечастый в нашей суетной жизни. Зато очень часто мы встречались на «нейтральной полосе», у границы дачных участков, у штакетника. Эти встречи так и назывались «встречи у забора». […]

Однажды, в начале моего нового фильма, в выходной день мы, как всегда, вс...

 
 

Следующая фамилия — Козинцев, но о нем писать решительно не могу. Сейчас я работаю с ним, и взгляд на него отсутствует. Его изящество. И снобизм, родственный и Акимову, и Москвину, уходящий корнями в двадцатые годы. Самолюбие и отсюда скрытность. Талантливость. Знание настоящее. И все это окрашено его собственным цветом, имеет особую форму. Это его талантливость, его снобизм, его злость. А ко...

 
 

[…] Прежде всего, остановимся на творческой деятельности режиссеров Козинцева и Трауберга, которые, как известно, в свое время создали такое кинопроизведение, как кинотрилогия о Максиме. За период Великой Отечественной войны они, к сожалению, ничего значительного, полезного для нашего народа не создали.

В 1942 году товарищ Козинцев поставил фильм «Юный Фриц», который не увидел свет, так как это был пошлый, антихудожественн...

 
 

Т. Стецкому

Я прочитал сценарий «Большевик» и имел беседу с т. Траубергом (Козинцева нет в Москве).

Сценарий, на мой взгляд, совершенно неудачен.

Сценарий написан на тему о рабочем, выходящим на путь большевизма. Период взят — годы реакции, после революции 1905 года.

Сам период взят неудачно, так как в эти годы реакции и распада мы не имели оформления нового поколения большевик...

 
 

[…] Общие слова о том, что необходимо ставить фильмы так, чтобы они пользовались успехом у зрителей, мало что значат. Слово «успех» объединяет различные явления. Между табличкой над окошком кассы «Все билеты проданы» и судьбой «Броненосца «Потемкина» мало общего.

Я не смог бы трудиться, имея в виду только себя или каких-то избранных людей, мнением которых я дорожу. Необходимость общности со зрителе...

 
 

В Петроград приехали старые друзья: Юткевич, а потом и Каплер. К нашей компании присоединился и единственный взрослый — режиссер Г. Крыжицкий. В какой-то день, в разгар жарких споров было произнесено слово «эксцентризм»; оно показалось наиболее выразительным. […]

Название «студия» вызывало у нас отвращение: болтовня о «творчестве» и «святом искусстве». Мы откроем фаб...

 
 

Очень трудно ставить фильмы. Не только оттого, что это тяжелый физический труд в условиях, не приспособленных для него, но и потому, что постановка — это постепенное разрушение замысла. Я не умею халтурить. Не умею и быть циничным. Как бы я потом ни подшучивал, но в душе я себе судья, и когда кончается работа, понимаешь: не вышло, а обидно, могло бы быть по-другому. […] Замысел фил...

 
 

Что вообще для меня основное при встрече с актерами?

Я присматриваюсь к ним как к человеческим индивидуальностям: трудности ведь не в том, чтобы поставить сцену, снять эпизод, — трудно ввести исполнителя в определенную образную систему, заставить его зажить в ней, подключить его к току вещи. Надо, чтобы человек надел чужую шкуру и чтобы она не была для него платьем с чужого плеча. Надо, чтобы исполнитель нашел в себ...

 
 

Работы
Режиссер
1924Похождения Октябрины
совм. с Л. Траубергом
1925Мишки против Юденича
совм. с Л. Траубергом
1925Чертово колесо
совм. с Л. Траубергом
1926Братишка
совм. с Л. Траубергом
1926Шинель
совм. с Л. Траубергом
1927С. В. Д.
совм. с Л. Траубергом
1929Новый Вавилон
совм. с Л. Траубергом
1931Одна
совм. с Л. Траубергом
1934Юность Максима
совм. с Л. Траубергом
1937Возвращение Максима
совм. с Л. Траубергом
1938Выборгская сторона
совм. с Л. Траубергом
1941Случай на телеграфе (Боевой киносборник № 2)
совм. с Л. Арнштамом
1942Однажды ночью (Боевой киносборник «Наши девушки»)
1942Юный Фриц
1945Простые люди
совм. с Л. Траубергом
1947Пирогов
1951Белинский
1957Дон Кихот
1964Гамлет
1970Король Лир
Сценарист
1924Похождения Октябрины
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1925Мишки против Юденича
автор сценария совм. с И. Куниной, Л. Траубергом
1926Братишка
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1929Новый Вавилон
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1931Одна
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1934Юность Максима
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1937Возвращение Максима
автор сценария совм. с Л. Славиным, Л. Траубергом
1938Выборгская сторона
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1941Встреча с Максимом (Боевой киносборник № 1)
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1945Простые люди
автор сценария совм. с Л. Траубергом
1951Белинский
автор сценария совм. с Ю. Германом, Е. Серебровской
1964Гамлет
1970Король Лир
Персонаж
1997Квартира Козинцева
1998Петербургский дневник. Квартира Козинцева
2002Кинорежиссер: профессия и судьба
в сериях "ФЭКС", "Григорий Козинцев"


Фестивали и премии
1991МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1926  Шинель)
1973МКФ в Милане
Золотая медаль (1970  Король Лир)
1972МКФ в Тегеране
Главный приз "Золотая статуэтка крылатого тура" (1970  Король Лир)
1972МКФ в Чикаго
Приз "Серебрянный Хьюго" (1970  Король Лир)
1966"Золотой лавровый венок" Фонда Дэвида Оливера Селзника
«За вклад в международное понимание путем разработки общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня» (1964  Гамлет)
1966МКФ в Лиме
Премия нац. совета киноцензуры «Серебрянная лама» (1964  Гамлет)
1966МКФ в Панаме
Приз «Серебрянное блюдо» (1964  Гамлет)
1966Премия "Фемина" (Бельгия)
(1964  Гамлет)
1965Ленинская премия
(1964  Гамлет)
1965МКФ в Сан-Себастьяне
Спец. приз жюри (1964  Гамлет)
1965МКФ в Сан-Себастьяне
Премия нац. федерации испанских киноклубов (1964  Гамлет)
1965Союз польских журналистов
Почетный диплом клуба кинокритиков (1964  Гамлет)
1964Британская киноакадемия
Лучший фильм года (1964  Гамлет)
1964ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Специальная премия жюри «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира» (1964  Гамлет)
1964КФ шекспировских фильмов в Висбадене
Приз за лучший фильм (1964  Гамлет)
1964МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (1964  Гамлет)
1964МКФ в Сан-Себастьяне
Приз (1957  Дон Кихот)
1958ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Вторая премия за режиссуру (1957  Дон Кихот)
1958ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Третья премия по разделу художественных фильмов (1957  Дон Кихот)
1958МКФ в Ванкувере
Почетная грамота (1957  Дон Кихот)
1957МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1957  Дон Кихот)
1948Сталинская премия
II степени (1947  Пирогов)
1941Сталинская премия
I степени, фильмы «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» ((  ))
1935МКФ в Москве
Главный приз «Серебряный кубок» за программу киностудии «Ленфильм» (1934  Юность Максима)