Сообщить об ошибке
Сергей Юткевич
режиссер
 
Родился 28 декабря 1904 г. в Санкт-Петербурге. В 1921-1923 гг. учился на Высших режиссерских курсах В. Мейерхольда (ГВЫРМ) и ВХУТЕМАСе. Работал художником театральной мастерской Н. Фореггера ("Мастфор"), режиссером и художником агиттеатра "Синяя блуза". В 1921 г. совместно с Г. Козинцевым и Л. Траубергом организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС). С 1929 г. преподавал во ВГИКе, с 1940 г. — профессор. Доктор искусствоведения (1961). Режиссер восстановления фильма "Барышня и хулиган" (1972).
Автор ряда книг и статей, посвященных проблемам театра и кино: "Контрапункт режиссера" (1960),"О киноискусстве" (1962),"Франция – кадр за кадром" (1970),"Шекспир и кино" (1973),"Кино-это правда 24 кадра в секунду" (1974),"Модели политического кино" (1978),"Поэтика режиссуры" (1986), и т.д.

Ставил спектакли в театрах Москвы и Ленинграда.


Народный артист СССР (1962).
Умер 23 апреля 1985 г.
Тексты
 

[...] Сергей Иосифович Юткевич — гений самоорганизации. Я не знаю, видел ли его кто-нибудь, когда-нибудь, где-нибудь небритым, небрежно одетым. Но он не только всегда тщательно выбрит и продуман в одежде — так же тщательно и продуманно он всегда готов к работе.

Ну разумеется, бывают и неудачи, и "муки творчества", и, наверное, отчаяние, но на съемочной...

 
 

[...] Трагическая фигура [...] мой друг С. И. Юткевич. [...] По малолетству он еще ничего не имел сказать, [...] а техника у него была почти зрелого художника, т. е. произошло размыкание: получилась беспредметная игра формами, которые служат вообще для выражения не только содержания, но для выражения индивидуальности художника. Вот то, что он овладел техникой раньше, чем было чего высказать, это размыкание до известной степ...

 
 

О фильме "Встречный"

О первом фильме — "Встречный" Сергея Юткевича — не может быть двух мнений. Чувства изображены в нем хорошие, но кинематограф это очень плохой: до странного отсталый, вялый, не находчивый, не искусный... Местами впечатление такое, будто показывают довоенную картину. Приходится удивляться, что с...

 
 

О фильме "Встречный"

Поиск нового героя, волновавший умы многих художников, дал наибольший эффект во "Встречном" (1932). Заросший седой щетиной Семен Иванович Бабченко снискал зрительскую любовь. [...]

"Встречный промфинплан", выдвинутый ...

 
 

О фильме "Человек с ружьем"

Вместо Б. Щукина, первоначально выбранного на роль Ленина, С. Юткевичу пришлось искать другого актера. Однако то, что фильм вышел через год после "Ленина в Октябре", не сделало его явлением вторичным. Погодин и Юткевич шли иным путем, чем Каплер и Ромм, в разработке ленинской темы. Они ...

 
 

[...] Своеобразие разговора Ленина и Шадрина заключалось в том, что Ленин не давал никаких указаний солдату, он только спрашивал его, причем о вещах, которые ему, Ленину, было чрезвычайно важно узнать: каков немец, пойдет ли на мировую и как вот он, Иван Шадрин, уставший от войны солдат, возьмет ли в руки винтовку сегодня, сейчас, если помещики и генералы захотят забрать завоевания революции.

[...] Своеобразие разговора Ленина и Шадрина заключалось в том, что Ленин не давал никаких указаний солдату, он только спрашивал его, причем о вещах, которые ему, Ленину, было чрезвычайно важно узнать: каков немец, пойдет ли на мировую и как вот он, Иван Шадрин, уставший от войны солдат, возьмет ли в руки винтовку сегодня, сейчас, если помещики и генералы захотят забрать завоевания революции.

[...] Своеобразие разговора Ленина и Шадрина заключалось в том, что Ленин не давал никаких указаний солдату, он только спрашивал его, причем о вещах, которые ему, Ленину, было чрезвычайно важно узнать: каков немец, пойдет ли на мировую и как вот он, Иван Шадрин, уставший от войны солдат, возьмет ли в руки винтовку сегодня, сейчас, если помещики и генералы захотят забрать завоевания революции.

Разговор, начавшийся мимоходом, случайно, становился чрезвычайно важным для обоих его участников разговором на равных. Шадрин неторопливо, основательно отвечал на ленинские вопросы, а поставлены они были столь глубоко и тонко, что Шадрин сам доходил до простого и ясного вывода: надо идти воевать.

Но сразу же после сцены в коридоре Смольного в фильме происходил ощутимый слом: если ранее за судьбой и поступками Шадрина ощущались судьбы миллионов окопных солдат, то теперь он становится условной фигурой, действующей в соответствии с задачами автора.

Многочисленные боевые эпизоды более развивали сюжет, чем двигали мысль произведения. Режиссер был бессилен оживить драматургию, лишенную подлинного исторического нерва, философии, проблемы, распадающуюся на ряд сцен, иллюстрирующих, как хорошо воюют Шадрин, Чибисов и их товарищи. Лишь в финальном выступлении Ленина фильм вновь "набирал высоту". Слова о человеке с ружьем, которого теперь не надо бояться, Ленин-Штраух произносил как итог глубокого размышления. Его лицо было озарено счастьем и верой в победу.

ХАНЮТИН Ю. Художественное кино второй половины 30-х годов // История советского кино. Т. 2. М., 1973.

 
 

О фильме "Яков Свердлов"

Уже сам композиционный принцип "Якова Свердлова" выдавал свободный от шаблона, обязательных штампов биографического фильма замысел режиссера. Эпизоды из жизни Свердлова должны были рассказывать его друзья и соратники. Из сочетания увиденных разными людьми, с разных точек зрения поступков г...

 
 

О фильме "Швейк готовится к бою"

Второй фильм из серии картин военного времени, объединенных образом героя романа Ярослава Гашека. Чешские патриоты готовят акцию по освобождению из гестапо своего товарища. Под видом свадьбы они собираются в кабачке. В ожидании беглецов Швейк, выступающий в роли жениха, развлекает ...

 
 

О фильме "Свет над Россией"

По свидетельству А. Волгаря (литературного секретаря Погодина), первые идея экранизировать пьесу "Кремлевские куранты" возникла у С. М. Эйзенштейна как у художественного руководителя киностудии "Мосфильм" в 1940 году, через год после написания пьесы и ее триумфальной постановки в более ...

 
 

О фильме "Свет над Россией"

"Свет над Россией" так и не увидел света. Сталин смотрел его дважды: первый раз по готовности фильма, второй — после коренных переделок. Фильм дважды ему не понравился. По словам Большакова, после первого просмотра Сталин, не проронив ни слова, мрачный удалился из зала. О его оценке фил...

 
 

О фильме "Рассказы о Ленине"

[...] Замечательный актер М. Штраух был озабочен — "как показать новые стороны Ленина, проникнуть в ленинскую мысль?" [...]

Вместе со Штраухом был озабочен и С. Юткевич. Он ставит перед актером и перед собой тру...

 
 

О фильме "Ленин в Польше"

Картина "Ленин в Польше" [...] работа Сергея Юткевича, Евгения Габриловича, Максима Штрауха, которые несколько десятилетий тратят огромный талант в кино, тратят, наращивая опыт и вдохновенье, и, наконец, как бы договаривают то, что они собирались сказать, в то же время ограничивая себя дл...

 
 

Сегодня я вправе заявить, что "Ленфильм" делал режиссер С. И. Юткевич.

Он пришел на "Ленфильм" не из ленинградских стен, а из московских, но тем не менее стал ленинградцем, ленфильмовцем. Его картины "Черный парус", "Златые горы" были картинами, которые подняли студию. Они вместе с Эрмлером сделали картину, которая по существу представляла лицо "Ленфильма" ...

 
 

Я начал работать с С. И. Юткевичем в картине "Рассказы о Ленине" при обстоятельствах неожиданных. Оказалась слабой одна из новелл одного из авторов, — выяснилось это тогда, когда группа уже была на съемках. Меня позвали сделать другую новеллу в "Рассказы".

Имелось в виду, что новелла будет о жизни Владимира Ильича в Париже. Я было уже собрал материал и сел за машинку, когда вдруг у меня возникла другая мысль. Я предложил Юткевичу написать о последних месяцах жизни Владимира Ильича в Г...

 
 

Юткевич обладал удивительным и столь необходимым для кинорежиссера даром воображения. Это особенно проявлялось при выборе им актера на роль. Это подтверждается не только моей персоной. Свидетельство тому и кинематографическая судьба Бориса Пославского, который был комедийным артистом в "Синей блузе", эстрадником, а у Юткевича заиграл драматические роли.

Ю...

 
 

Начались будни, мы познакомились и с нашими педагогами.

С нетерпением мы ожидали, когда начнутся занятия по режиссуре. Сперва Юткевич уехал на какой-то фестиваль во Францию, потом у него возникли спешные дела на "Мосфильме". И вот наступил долгожданный день. Юткевич, как всегда, благоухал и был элегантен. Он рассказал нам про Францию и про новый фильм "Све...

 
 

Я показал маститым мастерам отрывки из "Карнавальной ночи", составляющие примерно половину картины. Среди членов художественного совета, к сожалению, не обнаружилось никого, кто в своей жизни поставил хотя бы одну комедию. Надо отдать должное уважаемым режиссерам — они были единодушны в оценке: снятый и подмонтированный материал сочли серым, скучным и бездарным. В частности, Сергей Иосифович Юткевич печально констатировал, что п...

 
 

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Андрееву А. А.

Кинорежиссер и художественный руководитель киностудии Союздетфильм т. Юткевич обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой о пересмотре приказа председателя Комитета по делам кинематографии т. Большакова об отстранении т. Юткевича от должности художественного руководителя студии и снятия его с постановки кинофильма "Как закалялась сталь".

Ознакомившись с существом дела, Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) установило следующее:

1

 
 

Немалый вред принесли советской кинематографии своей "критической и теоретической деятельностью" Н. Коварский, С. Юткевич, Н. Лебедев, Е. Габрилович.

В своих статьях и саморекламной книге "Человек на экране" С.Юткевич возвеличивает американского режиссера Гриффита, провозглашая его отцом мировой кинематографии, некритически восхваляет творчество американского режиссера и актера Чаплина

С. Юткевич в своей работе над фильмом "Свет над Россией" потерпел закономерный провал именно...

 
 

Смешно было бы говорить о навязывании дружбы — дружба создается не так, — но если бы ты мог освободиться от всякого предвзятого ко мне отношения, если бы могли создаться предпосылки к товарищескому общению, если бы мог я прийти к тебе за советом, не чувствуя в тебе ни "мэтра", ни обремененного назойливыми и докучливыми посетителями — заведующего кинематографической властью, — если бы ты мог отнестись ко мне как к уважаемому и лю...

 
 

В других искусствах все ясно — у живописца это краски, у скульптора — мрамор и камень, у писателя — слово, у актера — его тело и голос, каждому свое. У режиссера ничего своего — все чужое, все напрокат, все неосязаемо, бесплотно.

[...] В кино режиссура (в сотрудничестве с другими профессиями) вырабатывает новую, дотоле не существовавшую в истории искусств, ...

 
 

[...] ощущения "простого смертного", вызвавшего к жизни волшебные силы, с которыми он не в состоянии справиться, испытал я в то памятное морозное утро 1924 года, когда остался впервые наедине с киноаппаратом. Это случилось в ателье "Межрабпом-Русь", помещавшемся в то время в Петровском парке.

Киноаппарат, с которым мне предстояло управиться, был из породы т...

 
 

О фильме "Кружева"

Поднятый в "Кружевах" материал — жизнь молодежи, борьба комсомольцев с хулиганами и скукой, выпуск хлесткой стенгазеты, превращение пивной в клуб — был вполне обычен для так называемой "комсомольской фильмы" тех лет.

[...]...

 
 

О фильме "Златые горы"

"Златые горы" стоят неизмеримо выше других произведений Юткевича. Фильм знаменует несомненный рост художника, серьезную попытку углубиться в действительность...

Весь свой режиссерский запал, весь свой творческий удар Ют...

 
 

О фильме "Златые горы"

"Златые горы" начинаются со сцены бакинской стачки. Она решена средствами немого кино. Сменяются короткие планы: солончаки, люди с трудом переступают под тяжестью трубы, рабочий-перс в изнеможении падает на землю, в знойном мареве струятся нефтяные вышки. Кадры скачущего полицейского отряда ...

 
 

Сергей Юткевич принадлежит к поколению советских художников 20-х годов. Он пришел в кино с опытом "левой" живописи и театра, трудился в "Синей блузе", ездил по стране с агитбригадами. И не случайно он был режиссером, вернувшим вместе с В. Плучеком на нашу сцену "Клопа" и "Баню" после многих лет, когда пьесы Маяковского считались несценичными, да и попросту устаревшими.

Фильм Юткевича "Баня", на мой взгляд, передал н...

 
 

Его творческий путь говорит о постоянных метаморфозах художника, оставшегося, тем не менее, абсолютно верным своей отправной точке;

и вот этот постоянный разрыв в сочетании с полной верностью и создают цельность его тонкого и многогранного творчества, где Юткевич, возмужав, не предал ни одного из идеалов юности.

Его творческий путь говорит о постоянных метаморфозах художника, оставшегося, тем не менее, абсолютно верным своей отправной точке;

и вот этот постоянный разрыв в сочетании с полной верностью и создают цельность его тонкого и многогранного творчества, где Юткевич, возмужав, не предал ни одного из идеалов юности.

Его творческий путь говорит о постоянных метаморфозах художника, оставшегося, тем не менее, абсолютно верным своей отправной точке;

и вот этот постоянный разрыв в сочетании с полной верностью и создают цельность его тонкого и многогранного творчества, где Юткевич, возмужав, не предал ни одного из идеалов юности.

"Кружева" и "Черный парус" уже предвещают "Человека с ружьем".

Тем же умным, острым, проницательным взглядом, смотревшим на Анкару, позднее он охватит Францию.

Его "Златые горы" — это уже новое аудиовизуальное искусство завтрашнего дня.

Когда Юткевич создавал яркие, неповторимые, выразительные костюмы к его совместной с Эйзенштейном сценической постановке "Макбета", воплощавшие острую выразительность его режиссерского почерка, — он был авангардистом.

Но он был в авангарде и тогда, когда использовал нежные переливы небесных красок для передачи нарастания страсти в трагедии "Отелло"

Он был в авангарде театра, когда буквально из ничего, с горсткой актеров, в первом акте "Клопа" на движущемся тротуаре подмостков театра Сатиры он сумел создать иллюзию улицы; он был в авангарде кино, когда, не размениваясь, на цветовые эффекты, погрузился в работу над фильмом "Ленин в Польше".

[...] Именно он в 1932 году первым, как представитель младшего поколения, восстанет против Эйзенштейна, когда вдвоем с Эрмлером и наперекор начертанному Эйзенштейном снимает "Встречный", который помог направить в новое русло молодое звуковое кино, рождавшееся в то время в СССР, и заложит основы того направления, которое позднее получило название "социалистического реализма".

В тот момент могло показаться, что Сергей Юткевич покинул ряды Авангарда, чуть ли не предал его, — и это в то время, когда он вместе с Эрмлером занял место в авангарде формирующегося кинематографа.

Юткевич, таким образом, фильмом "Встречный" сыграл в советском кино ту же роль, что выпала почти одновременно на долю Жана Ренуара во Франции, чей фильм "Сука" (1931) заставил заговорить о новой природе и законах звукового кинематографа.

ЛАНГЛУА А. Преданный авангарду [Предисловие к книге Люды и Жана Шнитцер "Юткевич, или Непрерывность авангарда"] // КЗ. 2004. № 70.

 
 

Работы
Режиссер
1925Даешь радио!
совм. с С. Грюнбергом
1928Кружева
1929Черный парус
1931Златые горы
1932Встречный
совм. с Ф. Эрмлером
1934Анкара — сердце Турции
1937Как будет голосовать избиратель
1937Шахтеры
1938Человек с ружьем
1940Яков Свердлов
1941Белая ворона (в Боевом к/сб № 7)
1941Эликсир бодрости (в Боевом к/сб. № 7)
1942Швейк готовится к бою
1943Новые похождения Швейка
1944Освобожденная Франция
1945Здравствуй, Москва!
1946Молодость нашей страны
совм. с И. Венжер
1947Свет над Россией
1948Памяти С. Эйзенштейна
совм. с П. Аташевой
1948Три встречи
совм. с В. Пудовкиным, А. Птушко
1951Пржевальский
1953Великий воин Албании Скандербег
1955Отелло
1957Поет Ив Монтан
совм. с М. Слуцким
1957Рассказы о Ленине
1960Встреча с Францией
1962Баня
совм. с А. Карановичем
1965Ленин в Польше
1967О самом человечном
1968Бежин луг
совм. с Н. Клейманом
1969Сюжет для небольшого рассказа
1975Маяковский смеется
совм. с А. Карановичем, И. Гараниной, В. Тарасовым, А. Петровым
1981Ленин в Париже
Сценарист
1925Даешь радио!
автор сценария совм. с С. Грюнбергом
1925Шпундик-кооператор
автор сценария совм. с В. Ардовым
1928Кружева
автор сценария совм. с Ю. Громовым, В. Легошиным
1931Златые горы
автор сценария совм. с А. Михайловским, В. Недоброво, Л. Арнштамом
1932Встречный
автор сценария совм. с Л. Арнштамом, Д. Дэлем, Ф. Эрмлером
1934Анкара — сердце Турции
автор сценария совм. с Л. Арнштамом
1955Отелло
автор сценария
1962Баня
автор сценария совм. с А. Карановичем
1965Ленин в Польше
автор сценария совм. с Е. Габриловичем
1975Маяковский смеется
автор сценария совм. с А. Карановичем
1981Ленин в Париже
автор сценария совм. с Е. Габриловичем
Художник-постановщик
1925Даешь радио!
1926Предатель
совм. с В. Рахальсом
1927Третья Мещанская
совм. с В. Рахальсом
Художественный руководитель
1925Броненосец „Потемкин“
в редакции 1976 г.
1934Песня о счастье
1941Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
1955За витриной универмага
совм. с М. Роммом
1959Снежная сказка
1960Колыбельная
1960Месть
Актер
1981Ленин в Париже
текст от автора


Фестивали и премии
1983Государственная премия СССР
(1981  Ленин в Париже)
1967Государственная премия СССР
(1965  Ленин в Польше)
1966ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Первая премия по разделу историко-революционных фильмов (1965  Ленин в Польше)
1966МКФ в Каннах
Приз за Лучшую режиссуру (1965  Ленин в Польше)
1966МКФ в Каннах
Премия французского национального центра кино (1965  Ленин в Польше)
1966МКФ в Лондоне
Почетный диплом (1965  Ленин в Польше)
1959ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Диплом (1957  Рассказы о Ленине)
1956МКФ в Дамаске
Золотая медаль (1955  Отелло)
1956МКФ в Каннах
Приз за Лучшую режиссуру (1955  Отелло)
1954МКФ в Каннах
Международная премия (1953  Великий воин Албании Скандербег)
1954МКФ в Каннах
Специальная премия Высшей технической комиссии (1953  Великий воин Албании Скандербег)
1947Сталинская премия
(1946  Молодость нашей страны)
1946МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1945  Здравствуй, Москва!)
1946МКФ в Каннах
Участие в Программе короткометражных фильмов (1946  Молодость нашей страны)
1941Сталинская премия
II степени (1940  Яков Свердлов)