Сообщить об ошибке
Леонид Трауберг
режиссер
 
Родился 4 января 1902 г. в Одессе. В 1920-1922 гг. учился на высших курсах режиссерского мастерства в Петрограде, работал режиссером студии Государственного театра комической оперы. В 1921 г. совместно с Г. Козинцевым и С. Юткевичем организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС). С 1924 г. — режиссер к/с "Ленфильм", с 1949 г. — к/с "Мосфильм". В 1941-1943 гг. — и. о. худ. рук. ЦОКСа в Алма-Ате.
В 1926-1932 гг. преподавал в Ленинградском институте сценических искусств, в 1926-1927 гг. — зав. киноотделением Ленинградского театрального института, в 1946-1949 гг. — зав. Ленинградского государственного университета. В 1961-1965 гг. преподавал на ВКСР при Госкино СССР, с 1963 г. — худ. рук.
Автор книг и статей о кино.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).
Народный артист РСФСР (1987).
Умер 13 ноября 1990 г.
Тексты
 

Питер (тогда еще не Ленинград) висел между настоящим и будущим, веса в нем, как в ядре между землей и луной, не существовало.

Это давало размах экспериментам.

Существовала еще литературная традиция, очень сильная в Питере. Многие писатели сами ходили готовыми памятниками.

Эксперимент был направлен против традиции.

[…] В мастерскую ФЭКС'ов на объявление русское, немецкое, французское и английское первым пришел...

 
 

Эксцентризм ФЭКС'ов — это не то, что эксцентризм music hall'a. Просят не смешивать.

ФЭКС'ы видят смысл эксцентризма в другом. По мере сил и возможностей стараются приблизить этот смысл к остальным людям.

Мы перестаем замечать вещи, которые нас окружают постоянно. Мы бессознательно совершаем привычные действия, утеряв способность вдумываться в них.

Многократное видение вещи в определенном контексте автоматизует э...

 
 

[…] Еще будучи учеником средней школы в Одессе, Леонид Захарович Трауберг в 1919 году поступает в студию эстетски-традиционалистского толка, организованную К. Миклашевским. В 1920 году он работает режиссером-лаборантом в театре. В том же году Трауберг приезжает в Петроград и у Марджанова встречается с Козинцевым. С этого момента они начинают совместно искать свою дорогу в искусстве. […]

&...

 
 

[…] В нашей кинематографии есть уже люди, которые имеют право ошибаться. О двух таких людях — Козинцеве и Трауберге, или короче — о фэксах, и необходимо сказать. «Фабрика эксцентрического актера», что означает этот термин?.. Очевидно одно: в нем есть слово «эксперимент». До того как прийти в кинематографию, фэксы делали что-то очень молодое, веселое и неразборчивое в театре, живописи и ...

 
 

[…] Умение заразить, увлечь, заставить любить поэзию, литературу — особый драгоценный дар. Им обладает Леонид Захарович Трауберг. Скольких таких же, как я, глухих, непонимающих, обогатил он, заразил своей увлеченностью, энциклопедичностью знаний, а главное, любовью к искусству во всей его широте. Отсюда и второе его свойство — педагога, организатора. Он талантлив щедростью, ему не терпится все, что он сам знае...

 
 

Леонид Трауберг любил говорить, что умрет, как Сергей Эйзенштейн, — заслуженным деятелем искусств. Однако в 1987 г. ему дали звание народного артиста РСФСР: с одной стороны, так и не приравняв к современникам — в большинстве своем давно уже «народным СССР», с другой — испортив красивую фразу. А красивые фразы Трауберг очень любил!

Еще он любил руководить. Причем удов...

 
 

О фильме «Похождения Октябрины»

Работая в театре, ФЭКСы столкнулись с монтажом. Через овладение монтажными принципами ФЭКСы вполне закономерно перешли в кино. […] ФЭКСы поставили эксцентрическую ленту «Похождения Октябрины» в 3-х частях […] Помимо своего основного приема «Похождения Октябрины» ставились в порядке проведения в кино методов плаката. […] В самых ранних с...

 
 

О фильме «Похождения Октябрины»

Пришедшая с революцией идея переустройства вселенной, построения «нашего, нового мира» повлекла за собой идею сотворения нового человека.

Неожиданно эта идея оказалась кинематографичной. […]

В отличие от Вертова, помышляющего о создании Нового Адама, фэксы, Г. Козинцев и Л. Трауберг, в своем нереализованном сценарии «Женщина Эдисона» и в&nb...

 
 

О фильме «Чертово колесо»

«Бандиты, проститутки, весь преступный мир Ленинграда, — вот настоящая тема картины. „Шпана“ выявлена так, что зритель ею увлекается и горячо сочувствует».

ГЕРМАН А. [О фильме «Чертово колесо»] // КП. 1926. 5 марта.

...
 
 

О фильме «Чертово колесо»

«Чортово колесо» была первая лента, которую построили на современном бытовом материале. В этой ленте ФЭКСы взяли бытовой материал под учет эксцентрического приема. Тему развертывали не по линии агитации за борьбу с хулиганством. Бытовые куски стремились привести во взаимодействие тем, что матрос с «Авроры» поставили в окружение неподобающей среды. Драматический стык ...

 
 

О фильме «Чертово колесо»

Мир 20-х годов — славил «авантюрные» профессии детектива, журналиста, путешественника, наугад метящие городского романтика — броуновскую молекулу в толчее редакций, ипподромов, ресторанчиков. […]

…Закружились кадры «Чертова колеса», возгоняя сладостный морок воспаленного веселья в ленинградском Народном Доме с его умопомрачительными полетами на амер...

 
 

О фильме «Шинель»

[…] «Шинель». Здесь — все позади: брожение умов, крики «К оружию!», допросы и виселицы. Черная ночь — над страной, спящей и тяжело всхлипывающей во сне. То — беспокойный сон после поражения, где, как у больного горячкой, противоестественно и мучительно сочетаются не переваренные сознанием детали ранящей яви.

Гоголевского Пискарева в ...

 
 

О фильме «С. В. Д.»

[…] Через условное «Чертово колесо» и «Шинель», через современного «Братишку» фэксы, уничтожая тыл противника, пришли к «С.В.Д.» — самой нарядной ленте Советского Союза.

Как факт овладения новым материалом это можно приветствовать. Автор сценария Юрий Тынянов в своих романах «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» показал, что ...

 
 

О фильме «Новый Вавилон»

[…] Зрительный материал в «Новом Вавилоне» поражает своеобразием, переносом смыслового ударения от передней грани кадра к третьим планам, которые все время семантически ощущаются.

Это замечательно. Но фэксы идут по живописи и сейчас работают в манере французских импрессионистов. Они снимают воздух вокруг предмета. Рассредотачивают предмет.

Этот любопытный...

 
 

О фильме «Одна»

16 апреля 2003 года в Париже (Большая Аудитория Сорбонны) состоялась демонстрация картины «Одна» Григория Козинцева и Леонида Трауберга (1931). Показ сопровождался «живым» оркестром Амстердамской консерватории, под управлением дирижера Марка ФицДжеральда он играл написанную для этого первого советского звукового фильма музыку Дмитрия Шостаковича.

И собравшаяся публика — интелле...

 
 

О фильме «Юность Максима»

Тысяча девятьсот седьмой — тысяча девятьсот десятый, в эти годы проходит юность Максима, протекает действие новой кинокартины Г. Козинцова и Л. Трауберга.

Нелегкую задачу поставили перед собой актеры и режиссеры фильма: показать рождение большевика в пору самой глухой реакции, показать, как из наивно хороших, привлекательных только жизнерадостной молодостью рабочих парней росли и&nb...

 
 

О фильме «Юность Максима»

Комсомольцы великого города Ленина. Мы просто, по-товарищески, обращаемся с просьбой — делать этот фильм вместе. Мы рассчитываем на вашу помощь в разработке сюжета. Мы просим вас принять участие в обсуждении сценария и образов героев фильма.

В процессе работы мы покажем вам отдельные кадры и попросим высказаться о качестве картины и игре артистов.

 
 

О фильме «Юность Максима»

Товарищи Трауберг и Козинцев! «Юность Максима» имеет для комсомольцев и для всей молодежи большое политико-воспитательное значение. Эта картина особенно ценна для нас, не помнящих времен виселиц и нагаек. Она увеличивает нашу ненависть к врагу и воспитывает в нас преданность партии Ленина — Сталина. «Юность Максима» должен посмотреть каждый комсомолец. Мы согла...

 
 

О фильме «Юность Максима»

Максим в кинотрилогии Г. Козинцева и Л. Трауберга […] предстает «тощим парнем с умным взглядом, с острым носом, с упрямой копной волос — оторвавшийся от своей среды книжник, интеллигент-самоучка». Но чем дальше, тем последовательнее освобождают режиссеры своего героя от интеллигентской меланхоличности, от каких бы то ни было следов рефл...

 
 

О фильме «Юность Максима»

Советское кино времен появления звука живо мистической верой в пришествие Слова, которое совершит чудо и преобразит мир. Именно этот сюжет чуда играет Борис Чирков в трилогии Максиме. […]

Максим слоняется по горизонтали экрана — обыденному миру, среди пыли и копоти заводских труб, перебирая окружающие его слова — городских романсов, бульварных «романов», цирковог...

 
 

О фильме «Возвращение Максима»

В «Возвращении Максима» мы встречаемся с героем нашим, уже возмужавшим и окрепшим, и в художниках, создавших фильм, узнаем те же черты стилистической уверенности и цельности. Эта работа поражает своей собранностью, скромностью и в то же время предельной выразительностью всех средств художественного воздействия. […]

Сила мастерства этого фильма, мне к...

 
 

О фильме «Возвращение Максима»

Материалу следующего фильма трилогии — «Возвращение Максима» — по его серьезности, казалось бы, совершенно не соответствуют комедийные приемы. Июль — август 1914 года. Увольнение семи рабочих. Локаут на заводе. Номер «Правды» с призывом к рабочим Питера начать забастовку солидарности. Всеобщая стачка. Столкновение с полицией. Уличные ...

 
 

О фильме «Выборгская сторона»

Опять Максим. На этот раз он уже не юноша; он — большевик, закаленный в подполье и в ссылке, боевой организатор солдатских масс … Но все та же чудесная улыбка, то озорной, то непреклонный взор, все те же душевные милые песни. […]

[…] Уже в конце картины на столе у Максима — первая роспись доходов и&nbs...

 
 

О фильме «Выборгская сторона»

[…] Первые шаги новой, Советской власти были показаны в «Выборгской стороне» — заключительной части трилогии. И опять-таки основная ситуация картины, с одной стороны, поразительно серьезна, а с другой — полна юмора. Максим назначается комиссаром Государственного банка. Герой спит на диване в Смольном, а над головой уже прикреплен плакат: «По&nb...

 
 

[…] Трауберг — небольшого роста. Кажется пухлым. Руки и ноги у него коротковаты, зато большая голова. Ходит переваливаясь уточкой, немного лениво и на ходу размахивает рукой. Чуть выпуклые глаза всегда смотрят насмешливо и добро.

В те далекие времена, когда я училась в мастерской, Трауберг был абсолютно добр. Его доброта вошла у нас в поговорку, и это очень раздражало его. Почему-то ему хотелось казаться строгим и...

 
 

[…] В какой-то день, в разгар жарких споров было произнесено слово «эксцентризм»; оно показалось наиболее выразительным. […]

Название «студия» вызывало у нас отвращение: болтовня о «творчестве» и «святом искусстве». Мы откроем фабрику эксцентрического актера. Название будет, подобно истинно современным выражениям, сжато, спружинено в краткое, полное энергии созвучие: ФЭКС. […]

 
 

[…] Маленький, невзрачный, он не казался поначалу великовозрастным студентам убедительным рядом с осененными всеобщим признанием М. Роммом, Ю. Райзманом, С. Юткевичем, которые проводили занятия и уходили. А Трауберг — оставался. Как дядька‑воспитатель в лицее. Постепенно его аналитический ум и образное видение завоевали слушателей курсов, они не могли без его совета и шагу ступить, а он и н...

 
 

[…] Прежде всего, остановимся на творческой деятельности режиссеров Козинцева и Трауберга, которые, как известно, в свое время создали такое кинопроизведение, как кинотрилогия о Максиме. За период Великой Отечественной войны они, к сожалению, ничего значительного, полезного для нашего народа не создали.

В 1942 году товарищ Козинцев поставил фильм «Юный Фриц», который не увидел свет, так как это был пошлый, антихудожественн...

 
 

Т. Стецкому

Я прочитал сценарий «Большевик» и имел беседу с т. Траубергом (Козинцева нет в Москве).

Сценарий, на мой взгляд, совершенно неудачен.

Сценарий написан на тему о рабочем, выходящим на путь большевизма. Период взят — годы реакции, после революции 1905 года.

Сам период взят неудачно, так как в эти годы реакции и распада мы не имели оформления нового поколения большевиков, это произошло позже — в годы подъема — в эпоху «Правды». Конечно, приток в парт...

 
 

Секретарям ЦК ВКП(б) 

тов. Андрееву А. А. 

тов. Жданову А. А. 

тов. Маленкову Г. М. 

тов. Щербакову А. С. 

О вступительной статье режиссера Л. Трауберга к американскому киносценарию «Вива Вилья»

В издающейся Госкиноиздатом «Библиотеке кинодраматурга» (до сих пор выходила под общей редакцией А. Каплера), в начале 1943 г. вышел американский кино...

 
 

В советской кинематографии под видом критиков и теоретиков киноискусства длительное время подвизалась группа буржуазных космополитов, которые раболепно восхваляли реакционное буржуазное киноискусство, всячески поносили лучшие достижения советского кино. […]

Вся эта группа безродных космополитов была тесно связана единством взглядов и действия с группой безродных космополитов, орудовавших внутри самой кинематографии. Возглавлял группу буржуазных космополитов и ...

 
 

30 августа 1951 г.

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. МАЛЕНКОВУ Г. М.

Бывший работник Ленинградской киностудии режиссер Л. Трауберг сообщает, что после увольнения его со студии он лишен возможности реабилитировать себя, так как все боятся предоставить ему работу. Написанную им пьесу в театре не ставят; киносценарий, над которым он работает, рассматривать, по его предположению, не будут. Л. Трауберг просит оказать е...

 
 

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Два года назад после двадцати пяти лет работы в Советском киноискусстве я выброшен из него.

Два года я терпеливо с сознанием справедливости своего наказания переносил безработицу, болезни, фактическое изгнание из общества.

Больше не могу.

Я хочу работать, Иосиф Виссарионович, это — единственное, ради чего стоит продолжать жизнь, чем можно хотя бы отчасти искупить свои вины.

У мен...

 
 

[…] Мы сняли исторический фильм «СВД». Были злы на себя. Поклонники «сиюминутного» искусства, враги «костюмности» — мы в плену у костюмов, мундиров, киверов.

Обязательно «о сегодня». О самом последнем.

Фильм о вещах новых, которых не знал не то что Островский, не знал Блок. Аппараты для сушки волос. Пассажирские самолеты. Радио в комнате. В обще...

 
 

Бурлеск сыграл огромную роль в истории кино. Нельзя не учесть, что множество превосходных актеров (У.-С. Филдс, Морис Шевалье. Барбра Стрейзанд) пришло из бурлеска. О «королях комической» и говорить незачем: здесь Макс Линдер или Гарольд Ллойд, не подвизавшиеся до кино на эстраде, — исключение.

[…] В невиданном по цветастости и изобретательности многообразии номеров выберем одно направление, может быт...

 
 

В начале 1922 года Козинцев и я, уже назвавшие себя апостолами эксцентризма, побывали в Киеве, где познакомили туземцев с новейшими направлениями в театре. Возвращались через Москву. В помещении Дома печати на Тверском бульваре нашел пристанище «Мастфор» (мастерская Форегтера). В вестибюле театрика нас встретили Эйзенштейн и Юткевич. Все четверо имели право кичиться началом деятельности: Козинцев и я провели в Петрог...

 
 

Работы
Режиссер
1924Красная Газета
совм. с Г. Козинцевым
1924Похождения Октябрины
совм. с Г. Козинцевым
1925Мишки против Юденича
совм. с Г. Козинцевым
1925Чертово колесо
совм. с Г. Козинцевым
1926Братишка
совм. с Г. Козинцевым
1926Шинель
совм. с Г. Козинцевым
1927С. В. Д.
совм. с Г. Козинцевым
1929Новый Вавилон
совм. с Г. Козинцевым
1931Одна
совм. с Г. Козинцевым
1933Путешествие по СССР
совм. с Г. Козинцевым
1934Юность Максима
совм. с Г. Козинцевым
1937Возвращение Максима
совм. с Г. Козинцевым
1938Выборгская сторона
совм. с Г. Козинцевым
1943Актриса
1945Простые люди
совм. с Г. Козинцевым
1958Шли солдаты
1960Мертвые души
1961Вольный ветер
совм. с А. Тутышкиным
Сценарист
1924Похождения Октябрины
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1925Мишки против Юденича
автор сценария совм. с И. Куниной, Г. Козинцевым
1926Братишка
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1929Новый Вавилон
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1931Одна
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1934Юность Максима
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1937Возвращение Максима
автор сценария совм. с Г. Козинцевым, Л. Славиным
1938Выборгская сторона
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1941Встреча с Максимом (Боевой киносборник № 1)
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1945Простые люди
автор сценария совм. с Г. Козинцевым
1947Жизнь в цитадели
автор сценария
1949Великая сила
автор сценария
1955Вольница
автор сценария
1958Шли солдаты
автор сценария
1960Мертвые души
автор сценария
1962В мертвой петле
автор сценария
1962Дикие лебеди
автор сценария совм. с Е. Рыссом
1963Крепостная актриса
автор сценария
1967Два года над пропастью
автор сценария совм. с В. Дроздовым, А. Евсеевым
Художественный руководитель
1942Тоня (Боевой киносборник «Наши девушки»)
1962Армагеддон
1962В мертвой петле
1963Самый медленный поезд
1978Агент секретной службы
Персонаж
2002Кинорежиссер: профессия и судьба
в серии "ФЭКС"


Фестивали и премии
1961МТФ в Монте-Карло
Приз критики (1960  Мертвые души)
1948Сталинская премия
(1947  Жизнь в цитадели)
1941Сталинская премия
I степени (1934  Юность Максима)
1941Сталинская премия
I степени (1937  Возвращение Максима)
1941Сталинская премия
I степени (1938  Выборгская сторона)