Сообщить об ошибке
Игорь Ильинский
актер
 
Родился 24 июля 1901 г. в Москве. В 1917 г. учился в Театральной студии Ф. Комиссаржевского. С 1918 г. — актер московских театров: ХПСРО, Театра оперетты, театра "Летучая мышь", театра Революционной сатиры, МХАТ, Первого государственного театра для детей. В 1920-1935 гг. — актер Театра РСФСР 1-го (с 1923 г. — театр им. Мейерхольда), с 1938 г. — актер и режиссер академического Малого театра.
Среди театральных работ:
"Лисистрата" (1918), "Лулу" (1918), "Скверный анекдот" (1918) — Московский театр им. Комиссаржевской; "Женитьба Фигаро" (1919, Театр ХПСРО); "Мистерия-буфф" (1921), "Смерть Тарелкина" (1922), "Лес" (1924), "Великодушный рогоносец" (1922, Гос. Высшие режиссерские курсы), "Клоп" (1929) — 1-й Театр РСФСР; "Укрощение строптивой" (1923, Первая студия МХТ); "Гроза" (1922, Московский драматический театр); "Ревизор" (1938), "Горе от ума" (1938), "Богдан Хмельницкий" (1939), "Лес" (1939), "Без
Тексты
 

13.01.1987 Умер Игорь Ильинский

Одной из первых знаменитых ролей двадцатилетнего Игоря Ильинского был Соглашатель в мейерхольдовской «Мистерии-буфф». Повизгивающий от ужаса трус, с всклокоченной рыжей шевелюрой и бородой, в крылатке и с зонтиком в руках был гениальной карикатурой на жалкого обывателя, что недостаточно чутко «слушал музыку революции». Так советская романтика корректировала традиционный образ рыжего коверного. С первых шагов Ильинский, классиче...

 
 

Игорь Ильинский занимает особое место среди актеров, развившихся за годы революции. В свое время, при первых своих шагах, он уже подвергся поспешной и решительной канонизации. Самый молодой и самый талантливый представитель «левого фронта», он стал одним из ведущих его актеров. Казалось, что он наиболее полно осуществил в области актерского мастерства мечты «левых» режиссеров.

Но Ильинский уже в своей ранней моло...

 
 

[…] его актерское дарование было великолепно использовано в немых комедиях Якова Протазанова. В них Ильинский, подобно большим комедийным актерам зарубежного кино — Чарли Чаплину и Бастеру Китону, — создает свою неповторимую комическую маску. […]

Наблюдать за Ильинским во время его работы над ролью было для меня сплошным удовольствием. На съемочной площадке он постоянно предлагал свои неожиданные находки, придумывал...

 
 

Я помню длиннейшие очереди у крошечного кинозала «Великий немой», где повторно шла «Аэлита», помню очереди у фешенебельного фасада «Малой Дмитровки», где монопольно показывали «Мисс Менд», и очереди у кино «Арс», где с непонятным сейчас успехом шли незамысловатые «Поцелуй Мэри Пикфорд» или «Кукла с миллионами». Очереди стояли на Игоря Ильинского. Люди хотели веселиться. И смеялись над проделками любимого актера досыта, до изнеможения.

[…] Вот эту многоплановость, многослойность талан...

 
 

Я видел не только удачные картины Игоря Ильинского, неудачные — тоже. Вот, скажем, водевиль Валентина Катаева «Безумный день», перенесенный на экран режиссером А. Тутышкиным. Режиссерски он был сделан беспомощно, и вообще, все кроме Ильинского, в этой картине скверно. Но и в «Безумном дне», когда актеру пришлось преодолевать все слабости картины-неудачницы, его работу над образом, как всегда, отличает высокое проф...

 
 

Работа с Ильинским доставляла только удовольствие. У нас не случалось ни одного конфликта, мы всегда находили общий язык. […]

После «Волги-Волги» его очень мало снимали в кино. В те времена почти не делалось комедий, его не в чем было занять, а ведь он считался только комедийным артистом […] Поэтому Игоря Владимировича киностудии не беспокоили. И это очень обидно. […]

Я считаю, кинематограф последних сорока лет глубоко виноват перед Игорем Владимировичем Ильинским, и, к сожале...

 
 

[…] …я начала работать в фильме «Карнавальная ночь». […] В этой веселой картине я встретилась с великим артистом нашей страны — Игорем Владимировичем Ильинским. Он легенда. Неужели же я, девушка с харьковским говорком, буду работать рядом с Игорем Ильинским?! Страшновато было. Так уж повелось, если вокруг человека ореол славы, ореол признанного и прочно зарегистрированного уважения, список титулов, званий и наград, то чувствуешь себя маленьким, мешающим, хочется незаметно исчезнуть. […] Весь ...

 
 

Работы
Режиссер
1936Однажды летом
совм. с Х. Шмайном
1962В одном сапоге (в к/а Фитиль № 1)
совм. с А. Кольцатым
1964Патологический случай (в к/а Фитиль №26)
совм. с А. Кольцатым
1969Старый знакомый
совм. с А. Кольцатым
1971Эти разные, разные, разные лица
совм. с Ю. Сааковым
Актер
1924Аэлита
Кравцов
1924Папиросница от «Моссельпрома»
Никодим Митюшин
1925Закройщик из Торжка
Петя Петелькин
1926Когда пробуждаются мертвые
Никашка Вонмигласов
1926Мисс Менд
Том Гопкинс
1926Процесс о трех миллионах
Тапиока, вор-оборванец
1927Поцелуй Мэри Пикфорд
Гога Палкин
1927Чашка чая
Ильинский
1928Кукла с миллионами
Поль Колли
1930Праздник святого Йоргена
Франц Шульц
1931Механический предатель
комендант Прут
1931Шахта 12-28
1936Однажды летом
две роли: автодорец Телескоп и "профессор" Сен-Вербуд
1938Волга-Волга
Бывалов
1939Хирургия
Глеб Глебыч, фельдшер
1940Владимир Маяковский
в отрывке из спекакля "Клоп"
1940Преступление и наказание
1942Концерт фронту
читает рассказы "Близнецы" и "Искусство Мельпомены"
1951Малый театр и его мастера
в отрывках из спектаклей-"Ревизор"-Хлестаков
1952Волки и овцы
Мурзавецкий
1952Горе от ума
Загорецкий
1952На всякого мудреца довольно простоты
Крутицкий
1953Званый ужин
Петр Петрович
1955Баллада о столе
читает текст
1956Безумный день
Зайцев
1956Карнавальная ночь
Огурцов
1959Пересолил
озвучание
1962Гусарская баллада
М.И. Кутузов
1963Мелодии Дунаевского
в используемых фрагментах
1964Патологический случай (в к/а Фитиль №26)
доктор и пациент
1965Встречи с Игорем Ильинским
1969Старый знакомый
Серафим Огурцов
1971Эти разные, разные, разные лица
все роли
1975Ильинский о Зощенко
исполнитель
1976Дом, который построил Джек
текст от автора


Фестивали и премии
1972ВТФ
Первая премия исполнителю главной роли (1971  Эти разные, разные, разные лица)
1958ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Премия актеру (1956  Карнавальная ночь)
1941Сталинская премия
I степени (1938  Волга-Волга)