Сообщить об ошибке
Леонид Луков
режиссер
 
Родился 2 мая 1909 г. в Мариуполе. В 1928 г. окончил рабфак. Работал корреспондентом в газетах "Наша правда", "Кочегарка", "Комсомолец Украины". Один из организаторов студии "Кинорабмол" (Харьков), где снял цикл хроник.-док. к/м выпусков под общим названием "Родина моя – комсомол". В 1930-1941 гг. — режиссер Киевской к/с, в 1941-1943 гг. — Ташкентской к/с, с 1943 г. — к/с им. М. Горького.
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1942).
Народный артист РСФСР (1957).
Умер 24 апреля 1963 г.
Тексты
 

Лукова называли «еврейским интеллигентом». То ли он сам придумал кличку, то ли ему придумали, но, во всяком случае, повторял он это с большим удовольствием. Луков принадлежал ко второму поколению советских режиссеров, которое поразительно отличалось от первого, выросшего на пиетете к высокой культуре. Мне кажется, что на в луковских фильмах ощутимо влияние его отца, известного в Мариуполе фотографа. Эстетика фотоателье 10—20х годов во многом определила стиль Лукова. Если бы Луков перебрался в...

 
 

Леонид Луков был необыкновенно талантлив, буйно, стихийно, трудноудержимо. В моменты вдохновения будущий фильм шел из него, как тесто из квашни. Не случайно Довженко назвал Лукова «биологическим талантом». Воспринималось это тогда обидно и несколько презрительно. И напрасно. Талант не может быть не «биологическим»: обучение жизнью, просвещение теорией — это только гранение того же таланта. Может быть, тонкого гран...

 
 

О фильме «Два бойца»

[…] Режиссер Леонид Луков, которого мы знаем по его прежним работам и особенно по талантливо сделанной «Большой жизни», и на этот раз создал свежую и по-новому интересную картину. Весь фильм пронизан светлым юмором, и даже в «грустных» сценах «огонек юмора» освещает события ласковым приятным светом.

АЛЕКСАНДРОВ Г....

 
 

О фильме «Два бойца»

Можно не сомневаться, что фильм будет тепло встречен зрителем. В картине имеются отдельные недостатки — боевые эпизоды сняты авторами несколько наивно. Немцы, например, наступают в фильме густой толпой и покорно падают всем подразделением от первой очереди советского пулемета. Но, по-моему, в данном случае удача основного поэтического замысла далеко перекрывает значение отдельных ...

 
 

О фильме «Два бойца»

Утвердив Бернеса на роль, режиссер встал в оппозицию к литературному образу Аркадия Дзюбина. Герой повести, помимо всех тех черт, которые взял у него герой экрана, обладал свойствами, на первый взгляд, несимпатичными. […]

Режиссер поставил перед собой и перед артистом задачу — смягчить, а в какие-то моменты и вовсе убрать наиболее резкие черты. То, что ...

 
 

КАЛАТОЗОВ. История с этой картиной должна быть поучительной для Комитета кинематографии. Тот либерализм, который проявил Художественный совет министерства, должен, безусловно, лечь в основу коренной перестройки, реализации того плана, который предстоит сейчас реализовать в 1946—47 гг. Дело в том, что Художественный совет видел целый ряд недостатков этой картины, но, видимо, то недостаточно критическое отношение к произведению искусства, невы...

 
 

Секретариат считает необходимым поставить вопрос об очень крупных недостатках в фильме «Большая жизнь», которые ставят вопрос о возможности его демонстрации на экранах.

 В чем недостатки фильма «Большая жизнь»? Должен заметить, что это название не соответствует содержанию, особенно название «Большая жизнь» предполагает, что там должен быть дан большой размах восстановлению. Речь идет о восстановлении Донбасса посл...

 
 

СТАЛИН. Мы этот фильм смотрели, смотрели и первую серию. Она лучше, первая серия, хотя тоже вызвала критику. […]

То, что там изображено, это, конечно, не большая жизнь. Все взято для того, чтобы заинтересовать нетребовательного зрителя. Одному нравиться гармошка с цыганскими песнями. Это есть. Другому нравятся ресторанные песни. Тоже есть. Третьему нравятся некоторые рассуждения на всякие темы. И они есть. Четвертому нравится пьянка, и в...

 
 

«24/ IV. 1963. Умер Леня. Он умер в то время, как мы на студии смотрели фильм. Это была его последняя работа. Много души он вложил в фильм, много о нем говорил и, когда ему сообщили в больнице о том, что худсовет принял хорошо, он очень был весел и радостен. […]

Он был сам большой человек, крупный в кости, мясистый, все в нем было большой — и рост, и гла...

 
 

Художнику прежде всего важно иметь «что сказать» своему народу. «Как сказать — это уже чисто творческая задача, форма, в которую художник облекает вопросы, волнующие его и народ, для которого создается искусство.

Я начинал с газеты, в которой работал корреспондентом. Героями моих заметок и статей были шахтеры, их цельные и сильные характеры. Несколько лет спустя, будучи уже в Харькове, я написал свой первый сцен...

 
 

Работы
Режиссер
1930Накипь
совм. с Г. Старчевским
1931Итальянка
1931Корешки коммуны
1931Родина моя — комсомол
1932Эшелон №...
1934Молодость
1936Я люблю
1938Директор
1939Большая жизнь (1 серия)
1941Мать
1941Ночь над Белградом (в Боевом к/сб № 8)
1942Александр Пархоменко
1943Два бойца
1945Это было в Донбассе
1946Большая жизнь (2 серия)
1947Рядовой Александр Матросов
1950Донецкие шахтеры
1953Варвары
1953Васса Железнова
1954Об этом забывать нельзя
1955К новому берегу
1956Разные судьбы
1958Олеко Дундич
1961Две жизни
1964Верьте мне, люди
начинал работу над ф.
Сценарист
1930Накипь
автор сценария совм. с В. Розенштейном
1931Итальянка
автор сценария совм. с С. Грабиным
1931Корешки коммуны
автор сценария совм. с В. Розенштейном
1932Эшелон №...
автор сценария
1954Об этом забывать нельзя
автор сценария совм. с Я. Смоляком
1955К новому берегу
автор сценария совм. с В. Алексеевым
1956Разные судьбы
автор сценария совм. с Я. Смоляком
1958Олеко Дундич
автор сценария совм. с А. Исаковичем, М. Кацом
Художественный руководитель
1959Спасенное поколение


Фестивали и премии
1955МКФ в Венеции
Участие в Основной программе (1955  К новому берегу)
1952Сталинская премия
II степени (1950  Донецкие шахтеры)
1951МКФ в Карловых Варах
Премия труда (1950  Донецкие шахтеры)
1941Сталинская премия
II степени (1939  Большая жизнь (1 серия))