Сообщить об ошибке
Александр Птушко
режиссер анимационного и игрового кино
 
Родился 19 апреля 1900 г. в Луганске. С 1919 г. — зав. школой-семилеткой с. Камышеваха в Донбассе, затем — инструктор культотдела Донецкого райкома металлистов в Артемовске. В 1923-1926 гг. учился в Московском институте народного хозяйства, был секретарем орготдела Союза Строителей в Москве. Работал корреспондентом, актером, декоратором. С 1927 г. — режиссер, художник-мультипликатор, художник комбинированных съемок к/с "Мосфильм". В 1944-1946 гг. — директор к/с "Союзмультфильм".
В 1932-1949 гг. — и. о. профессора ВГИКа, зав. кафедрой художественного факультета.
Народный артист СССР (1969).
Умер 6 марта 1973 г. в Москве.
Тексты
 

Об анимационных фильмах

Начав свою работу в кино в качестве механика (то есть конструктора) кукол в 1927 году, А. Птушко уже через год выступил со своей первой самостоятельной режиссерской работой. В течение нескольких лет он не только ставил маленькие объемно-мультипликационные кинокартины, но и упорно, систематически экспериментировал. Опыт, который был накоплен до начала его работы в объемной мультипликации другими режиссерами и художниками, был еще явно недос...

 
 

Об анимационных фильмах

По установившейся в кинопроизводстве практике под термином «объемная мультипликация» покадровая съемка различных «объемных объектов» (имеющих три измерения: длину, высоту и ширину), действующих в нейтральной обстановке или в специально построенных макетах-декорациях.

То обстоятельство, что объекты съемки объемной мультилпикации имеют три измерения и действуют в простран...

 
 

Об анимационных фильмах

Я обдумывал возможности покадровой съемки фильма, а не «на скорую», как собирался делать Ломидзе. Продумывал весь «комплекс мероприятий», который бы позволил успешно снимать мультфильмы покадровым методом-целесообразно, дешево, удобно и быстро.

Знания у меня в этой области были достаточными. Во всяком случае, о мультипликате я знал больше, чем предшественники ...

 
 

О фильме «Новый Гулливер»

Совместно с художником И. Никитченко и оператором Н. Ренковым А. Птушко разработал методы комбинированной съемки, объединяющей в одном кадре реальную среду и живых актеров с мультипликационными куклами. Эти успешные опыты и подали ему идею создания большого (2200 м) комбинированного фильма «Новый Гулливер».

Успех на долю фильма выпал необычайный. Пресса писала о нем как о явлении выдающемся не только для советской, но и для всей...

 
 

О фильме «Новый Гулливер»

Сейчас, более чем через двадцать лет после выхода «Нового Гулливера» на экран, не составляет труда заметить существенные его недостатки. Идейной концепции фильма не хватает четкости и определенности, неудачна изобразительная трактовка персонажей-рабочих; единственный некукольный образ, созданный в фильме школьником В. Константиновым (Гулливер), наивен и неубедителен. Но и сейчас эти недостатки не заслоняют бесспорных достоинств постановк...

 
 

О фильме «Новый Гулливер»

В главе «Люди американского кино» авторы рукописи вспоминают о встречах и беседах с выдающимися мастерами кино США. И первым становится Чарли Чаплин. Как известно, советские гости, побывавшие у великого комика и посмотревшие немой вариант его фильма «Новые времена», произнесли после просмотра несколько дружеских критических фраз по поводу пессимистического финала; по&n...

 
 

О фильме «Садко»

В опере Римского-Корсакова Новгород дан как крупный торговый и культурный центр, имеющий мировое значение. Последние археологические исследования древней русской республики вполне подтверждают высокую степень ее культуры. Но уже и Римский-Корсаков ощущал это. В опере «Садко» в Новгороде звучат песни Варяжского, Веденецкого и Индийского гостей. В сценарии же К. Исаев лишь невнятно намекнул на международное значение господина Великого Новгорода, ме...

 
 

О фильме «Алые паруса»

Отсутствие анализа главной темы произведения в ленте создает бедные характеры. Молодая артистка А. Вертинская могла бы сыграть Ассоль Грина, потому что у той героини есть человеческая сложность, специально оговоренная автором, но Ассоль сценария играть трудно.

Актер В. Лановой, играющий Грэя, — красив, но мир Грэя условен и обеднен. Этот Грэй не любит свою мать, ему нетрудно уйти из своего дома. Поэтому мы не ценим его приход к тру...

 
 

Советское искусство понесло большую утрату. На 73-м году жизни умер народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР кинорежиссер Александр Лукич Птушко.

А. Л. Птушко был одним из основоположников кинематографа для детей и юношества. Художник уникального дарования, обладавший неиссякаемой творческой фантазией, он создал целое направление в советском киноискусстве. Его фильмы вошли в число произведений, активно участвующих в формиро...

 
 

Работы
Режиссер
1928Случай на стадионе
1928Шифрованный документ
1929Сто приключений
1930Кино в деревню
совм. с И. Никитченко
1930Крепи оборону!
1932Властелин быта
1935Аэроград
режиссер комбинированных съемок
1935Новый Гулливер
1936Дети капитана Гранта
режиссер комбинированных съемок
1937Веселые музыканты
1937Сказка о рыбаке и рыбке
1939Золотой ключик
1942Батыры степей
режиссер комбинированных съемок
1942Парень из нашего города
режиссер комбинированных съемок
1942Секретарь райкома
режиссер комбинированных съемок
1944Зоя
режиссер комбинированных съемок
1944Небо Москвы
режиссер комбинированных съемок
1946Каменный цветок
1948Три встречи
совм. с С. Юткевичем, В. Пудовкиным
1952Садко
1956Илья Муромец
1958Сампо
1961Алые паруса
1964Сказка о потерянном времени
1966Сказка о царе Салтане
1967Вий
режиссер комбинированных съемок
1972Руслан и Людмила
Сценарист
1928Случай на стадионе
автор сценария
1928Шифрованный документ
автор сценария
1929Сто приключений
автор сценария
1930Крепи оборону!
автор сценария
1932Властелин быта
автор сценария совм. с Н. Ренковым
1935Новый Гулливер
автор сценария совм. с С. Рошаль, Г. Рошалем
1936Репка
автор сценария
1937Веселые музыканты
автор сценария
1937Завещание
автор сценария
1937Лиса и волк
автор сценария
1937Пес и Кот
автор сценария совм. с Л. Атамановым
1937Сказка о рыбаке и рыбке
автор сценария
1938Маленький-удаленький
автор сценария совм. с И. Склютом
1966Сказка о царе Салтане
автор сценария при уч. И. Гелейна
1967Вий
автор сценария совм. с К. Ершовым, Г. Кропачевым
1972Руслан и Людмила
автор сценария при уч. С. Болотина
Художник-постановщик
1930Кино в деревню
совм. с И. Никитченко
Художник
1927Пропавшая грамота
конструктор кукол и декораций
1928Случай на стадионе
совм. с И. Никитченко
1928Шифрованный документ
Аниматор
1928Шифрованный документ
Художественный руководитель
1936Волк и журавль
1936Лиса и виноград
1937Лиса и волк
1944Телефон
1945Пропавшая грамота
1945Теремок
1961Друг мой, Колька!
1967Вий


Фестивали и премии
1985МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1935  Новый Гулливер)
1985МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1939  Золотой ключик)
1976МКФ детских фильмов в Салерно
Спец. премия жюри (1972  Руслан и Людмила)
1965МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове
Приз режиссеру (1964  Сказка о потерянном времени)
1958МКФ в Эдинбурге
Почетный диплом (1956  Илья Муромец)
1953МКФ в Венеции
Приз «Серебрянный Лев Святого Марка» (1952  Садко)
1947Сталинская премия
I степени (1946  Каменный цветок)
1946МКФ в Каннах
Приз жюри за Лучшее цветовое решение (1946  Каменный цветок)
1935МКФ в Венеции
Приз программе советских фильмов (1935  Новый Гулливер)