Сообщить об ошибке
Евгений Червяков
актер, режиссер
 
Родился 27 декабря 1899 г. в с. Абдулино Самарской губернии. В 1918 г. окончил актерское отделение Уфимской драматургической школы, в 1925 г. — Государственный техникум кинематографии. В 1919-1921 гг. заведовал культпросветом Политотдела Рабочего театра Троицкой железной дороги, работал инструктором Рабочего клуба и актером Рабочего театра в Ейске. С 1924 г. — ассистент режиссера и актер 1-й Госкинофабрики, в 1926-1927 гг. — Ленинградской к/с "Севзапкино", с 1933 г. — режиссер к/с "Востокфильм", с 1935 гг. — к/с "Мосфильм", с 1939 г. — к/с "Ленфильм". В 1927-1932 гг. — педагог киномастерской Ленинградского техникума сценических искусств.
Погиб 17 февраля 1942 г.
Тексты
 

О фильме «Девушка с далекой реки»

Уже первая картина Червякова «Девушка с далекой реки» отмечена чертами своеобразного и новаторского стиля. Самим названием «кинопоэма» как бы подчеркивается различие между этой своеобразной формой и привычными «прозаическими» жанрами киноромана, киноповести и драмы. Фабула фильмы, как и свойственно поэме, проста, даже бедна: одинокая, заброшенная в глушь далекой окраины девушка рвется к центру революционной жизни, к Москве. Мечты...

 
 

О фильме «Девушка с далекой реки»

Эта превосходная картина не имеет коммерческого успеха. Надо отдать справедливость нашим прокатчикам: они сделали все, чтобы похоронить одно из лучших достижений нашего кино. Они не только замолчали картину и выпустили ее почти без всякой рекламы, — они дерзнули вырезать из нее — по «коммерческим соображениям» — более сотни метров прев...

 
 

О фильме «Девушка с далекой реки»

Она [методика Червякова] — богаче и сложнее, чем писали критики и даже чем декларировал он сам. Обычно отмечалось особое внимание, уделяемое молодым режиссером актерам, их игре на крупных планах, их бессловесным монологам. Однако нельзя не отметить, что все крупные планы Розы Свердловой в картине не превышают 1—1,5 метра, т. е. очень коро...

 
 

О фильме «Мой сын»

Основная задача: показать средствами кинематографа гнев, любовь, отчаяние, ревность — словом, весь тот сложный комплекс душевных явлений, который называется человеческими страстями. Показать это вне всяких исторических, бытовых, производственных и прочих аксессуаров.

Второе задание — люди. Не вещи, массы, красивые виды и замысловатые трюки монтажа, а люди. Психологическая коллизия дву...

 
 

О фильме «Золотой клюв»

При всей симпатичности и яркой кинематографической новизне червяковского лиризма […], у него, казалось, был один недостаток — кардинальнейший, противопоставлявший приемы Червякова общей установке советской кинематографии.

Лирические приемы Червякова казались приемами индивидуалистическими, вернее — применимыми только к лентам, сделанным на личных взаимоотношениях героев, к...

 
 

О фильме «Города и годы»

В 1930 году снова вместе, втроем, Червяков, Беляев и Мейнкин ставят «Города и годы» — зрелый, глубокий, страшный и очень сдержанный фильм. [...] До сих пор в теоретико-критических статьях «Города и годы» нередко трактуются в качестве компромиссного фильма, не обогатившего дарования Е. Червякова. [...] Стоит вспомнить о потоке упр...

 
 

О фильме «Города и годы»

В фильме общественно-отрицательные персонажи поданы в положительной окраске как симпатичные, страдающие герои, полные хороших человеческих чувств, остающихся без отклика в человеческой среде. […]

Так развернутая тема делает фильму вредной. Из социальной драмы крупного масштаба она превращается в трагедию маленького человека, раздавленного слепой судьбой истории, грандиозными событиями эпо...

 
 

О фильме «Города и годы»

Фильм «Города и годы» сохранился не полностью, поэтому нельзя с уверенностью судить о его качестве. Жестокие нападки критики в большинстве своем кажутся мне несправедливыми. В частности, никакой «идеализации предателя Старцова» в фильме нет, наоборот, образ упрощен, дан слишком отрицательным. Зато неоспоримо высока изобразительная культура фильма. Декорации Мейнкин...

 
 

О фильме «Заключенные»

[…] 2. По художественным фильмам подлежали изъятию три названия:

1) «Заключенные» следовало изъять, так как в фильме имеется большое количество кадров с Ягодой. Фильм в свое время был направлен во Францию — там он находится в Торгпредстве и на экранах показан не был, в Турцию — возвращен в Москву, в Латвию — возвращен в Москву, в Швецию — возвращен в Москву, в Эстонию — возвращен в Москву, в Англию — находится на складе Аркоса, в Д...

 
 

Однажды поднимаюсь по лестнице на студии — смотрю, стоит человек в рыжей кожаной куртке, с пышной шевелюрой и неожиданно обращается ко мне: «Стойте, это вы снимались у Червякова в картине „Мой сын“? Повезло вам. Этот человек может сделать много хорошего. Он первый создал у нас лирический жанр, и я многое у него воспринял».

Потом я узнал, что это был А. Довженко.

МИЧУРИН Г. Актер в немом кино // Из истории Ленфильма: статьи, воспоминания, документы: 1920-е г...

 
 

[…] …посетив Государственный кинотехникум, я познакомился с группой студентов, рассказал им о сценарии, о трюках, которыми будет полна картина [«Золотой запас»], об осторожности директора… […]

— Его страхи тем более неосновательны, — говорил я, — что прыгающих и падающих легко заменить куклами. Кое-что можно заснять при замедленной съемке… Каких только эффектов нельзя добиться...

 
 

Я испытываю часто физическую боль, вспоминая о том, что фильмы Червякова не сохранились.

КРАВЧЕНКО Г. Мозаика прошлого (рассказывает киноактриса). М., 1971.

...
 
 

Судьба Червякова в начале 30-х годов беспокоила всех его друзей, в том числе и меня, и когда мы узнали о переходе его и Беляева в «Белгоскино», мы, естественно, встревожились.

После своих первых трех картин: «Девушка с далекой реки», «Мой сын», «Золотой клюв» — Евгений Вениаминович с полным основанием рассматривался как один из интересных молодых режиссеров. Картина «Города и годы» прошла как-то незаметно и ожидаемого успеха не имела. […] традиционная «экранизация», как в большинстве...

 
 

Работы
Режиссер
1927Девушка с далекой реки
1927Поэт и царь
сорежиссер
1928Мой сын
1929Золотой клюв
1930Города и годы
1932Музыкальная олимпиада
1933Внутренние воды
1933Грунтовые воды
1933Поверхностные воды
1936Заключенные
1938Честь
1939Станица дальняя
1941У старой няни (Боевой киносборник № 2)
Сценарист
1927Поэт и царь
автор сценария совм. с В. Гардиным
1928Мой сын
автор сценария совм. с Ю. Громовым, Н. Дириным и В. Туриным
1929Золотой клюв
совм. с Н. Молодцовым
1930Города и годы
автор сценария совм. с Н. Зархи
Актер
1924Банда батьки Кныша
1925Золотой запас
Зайцев, партизан
1927Поэт и царь
А.С. Пушкин
1929Новый Вавилон
солдат национальной гвардии
1930Города и годы
эпизодическая роль офицера
1930Заговор мертвых
метродотель
1931Кровь земли
1932Победители ночи
1932Три солдата
Жан Пельтье, рядовой, клерк
1935Женитьба Яна Кнукке
1941Случай на телеграфе (Боевой киносборник № 2)
Наполеон