Сообщить об ошибке
Василий Шукшин
режиссер, сценарист, актер
 
Родился 25 июля 1929 г. в с. Сростки Алтайского края. В 1945-1947 гг. учился в Бийском автотехникуме. В 1947-1949 гг. работал слесарем-такелажником и рабочим на заводах Калуги и Владимира. В 1949-1953 гг. служил радистом на флоте. В 1953-1954 гг. — учитель истории и директор сельской школы в с. Сростки. В 1960 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма ). Автор нескольких сборников рассказов и романов. С 1960 г. — актер и режиссер к/с им. Горького, с 1972 г. — к/с "Мосфильм".
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
Умер 2 сентября 1974 г. в ст. Клетской Волгоградской обл.
Тексты
 

[…] получилось так, что этот путь в искусстве Василий Шукшин начал актером и актером, в экспедиции, после съемочного дня, скончался. Между первой и последней его картинами — двадцать два названия тех, где он играл. Послужной список актера, не знающего простоев, фильмография завидная и для артиста, у кого эта профессия единственная […].

Никогда не прекращал Шукшин тяжкого актерского труда. Ни после режиссерского дебюта, сразу попав в число перспективных молодых режиссеров. Ни после пу...

 
 

[…] В последние годы короткой жизни Шукшин стал понимать, что многообразные его занятия, иных восхищавшие, иных побуждавшие шутить не то укоризненно, не то добродушно («современный вариант мастера на все руки, который тебе и печку сложит, и гармонь починит, и на той гармони сыграет»), мешают посвятить себя главному делу жизни. Главным же делом виделась проза.

«Я многое упустил в жизни и теперь только это сознаю. Играл в кино почти пятнадцать лет… Создал три-четыре книжечки и два филь...

 
 

[…]Шукшин не стоял на месте в своем творчестве. Если читать подряд его рассказы, романы, сценарии, пьесы, видно, как развивались отдельные мотивы, сюжеты, характеры. […] Но Шукшин именно развивал, а не повторял. Пестрая мозаика жизни складывалась у него во все более цельную картину. Увиденное, услышанное, пережитое переплавлялось все основательней. Все упорнее стремился художник докопаться до ответа на вопрос, что же представляет собой его современник не как некий «среднестатистический» индив...

 
 

[…] Его фильмы 70-х годов — фильмы всецело авторские: от сценария до… вот тут уже можно сказать: вплоть до музыки, потому что музыка в них, лейтмотивы их — всегда от какой-нибудь народной песни, Шукшиным найденной, Шукшиным услышанной: «Калина красная, калина вызрела…» Его картины — это полное и безраздельное выявление личности художника; его успех — не просто оценка зрителями профессиональной удачи, но нечто большее: признание духовной судьбы. Профессиональные оценки — призы очередных фестив...

 
 

[…] Шукшин, приглашенный на «Аленку», уже далеко не дебютант, еще в студенческих работах ВГИКа он много играл и был замечен, если и не в трогательно-наивном хемингуэевском шведе из курсовой трехчастевки «Убийцы», одним из постановщиков которой был Тарковский, то в дипломной работе «Юрка бесштанная команда» Андрея Смирнова и Ко по рассказу Анатолия Кузнецова — первой версии более позднего (и также закрытого цензурой из-за имени автора-невозвращенца) фильма «Мы, двое мужчин» и, уж во всяком слу...

 
 

О фильме «Два Федора»

[…] Помню, как впервые лет двадцать тому назад в фильме «Два Федора» я вдруг увидел человека, совершенно не похожего на актера, как если бы настоящий, вернувшийся с войны солдат, прорвав полотно, шагнул из жизни на экран.

Это был студент режиссерского факультета ВГИКа Василий Шукшин. […]

До чего же нет в облике Шукшина ничего актерского (ни в дурном, ни даже в хорошем значении этого слова)… до чего опасен Шукшин для партнер...

 
 

О фильме «Из Лебяжьего сообщают»

Фильм «Из Лебяжьего сообщают» открывается сценой в приемной первого секретаря райкома партии Байкалова. Экспозиция позволяет познакомиться с основными действующими лицами картины, завязывает драматические конфликты. Для конструирования сюжета прием знакомый. Аналогичную завязку, только перенеся действие в приемную суда, применили, к примеру, сценарист А. Володин и режиссер П. Арсенов в фильме «С любимыми не расставайтесь» (выпуск ...

 
 

О фильме «Живет такой парень»

В фильме «Живет такой парень» эти курьезные взаимоотношения между правдой и вымыслом выражены и сценарно, и сюжетно с веселой определенностью. Можно было бы даже упрекнуть Шукшина в чрезмерной наглядности противопоставления двух ипостасей героя: Пашка Колокольников — деревенский ловелас, пустозвон и болтун, нахватавшийся каких-то модных словечек и с их помощью стремящийся проторить себе дорожку к «идеалу», Пашка, который морочит голо...

 
 

О фильме «Ваш сын и брат»

Степан Воеводин (фильм «Ваш сын и брат») бежит из тюрьмы за несколько месяцев до конца срока из-за того, что «каждый день деревня снилась». Он хочет только раз взглянуть на родные поля, увидеть мать, сестру, отца, а там и дальше сидеть можно. В этом поступке, признавал В. Шукшин, «иные люди видят нелепость, неразумность». Ему же «он дорог именно вот этой своей тягой к родной земле, к деревне» [СЭ. 1968. № 24. С. 2].

[…] дело не ...

 
 

О фильме «Странные люди»

Фильм «Странные люди» такой внутренней целостности лишен. Его тема как будто заявлена в самом названии, но герои трех новелл — «Чудик», «Миль пардон, мадам!» (в фильме этот рассказ назван иначе — «Роковой выстрел») и «Думы» — слишком разными «странностями» наделены, и соответственно автор к ним относится по-разному. Три портрета, поданные то с откровенным сочувствием, как Васька-Чудик, которого сыграл С. Никоненко, то с иронией, как Бронь...

 
 

О фильме «Печки-лавочки»

В «Печках-лавочках» некоторые мотивы предыдущих фильмов Шукшина подхвачены и усилены. Сделано это откровенно и кажется даже, что с вызовом. Картину опять начинают деревенские кадры — Иван Расторгуев, которого играет Шукшин, косит. Крупный план: напряженное, упрямое лицо, капли пота на лбу, ворот полосатой рубахи расстегнут. Общий план: широкая панорама лугов, сидит в траве женщина, домовитая, спокойная. Вдали видна все та же красавица Кат...

 
 

О фильме «Печки-лавочки»

[…] «Печки-лавочки». […] Сюжет фильма предполагалось развернуть на документальном фоне окружающей жизни. […] Уходит натура. Времени на подготовку нет. Прежде чем ехать на выбор окончательных мест съемок на Алтае, необходимо провести актерские пробы. В первые дни после печального худсовета Шукшин решает тщательно заняться режиссурой, оглядеться; роль Ивана Расторгуева, проверено, отыграет Леня Куравлев. Силу набрал уже, но надо бы и «пошат...

 
 

О фильме «Калина красная»

Василий Шукшин рассказал в своем фильме о трагедии, которая порождена не социальными условиями, но индивидуально-психологическими. Он показал человека, который caм есть зло и который способен породить опаснейшие и чреватые самыми дурными последствиями ситуации.

А рядом с замкнутым и темным Eгором Шукшин показал раскрытую, распахнутую до последней душевной щедрости — ибо не скудеет рука дающего — Любу: в плане генетическом образ ...

 
 

О фильме «Калина красная»

[…] Шукшин своего добился — кто смерть Егора видел, тот вряд ли скоро ее забудет. Детали, может быть, и уйдут из памяти, а вот как пел Есенина стриженный под ноль паренек, и как другие такие же стриженные его слушали, и как Егор его слышал — сердцем — это в памяти останется. И как шел Егор по пашне — неторопливо шел, размеренно, собрав всего себя, и вдруг упал — это тоже останется. Вязкая земля, сырая — потому и упал, но в сердце стукнул...

 
 

О фильме «Калина красная»

О том, что «Калина красная» — выдающаяся или, во всяком случае, исключительная по силе и глубине картина, уже было сказано и наверняка еще будет сказано множество раз. Работы Шукшина станут предметом исследования и киноведов, и литературной критики, и театральных рецензентов.

Но для меня в его многообразном и поразительно цель?ном творчестве есть еще одна особо привлекательная сторона.

Дело в том, что всякий новый шаг э...

 
 

О фильме «Они сражались за Родину»

[…] Василий Шукшин — интеллигент в первом поколении. Сразу же поймаю себя за руку, чтобы отметить двусмысленность этой фразы. «Интеллигента в первом поколении» вообще не бывает, это нонсенс, языковая ошибка. Интеллигенты, и об этом весь Иоселиани, весь Тарковский, бывают только потомственные. Впрочем, как и рабоче-крестьяне. Таким образом, Василий Шукшин — это переходная, весьма характерная для советского общественного устройства форма...

 
 

Шукшин очень труден для постановки в театре. Я не видел ни одного точного, с моей точки зрения, спектакля по его произведениям. Все как-то рядом, все не до конца. В чем же дело? Мне кажется, что его воспринимают не глубинно, а поверхностно, превращая часто в балаган то, что является болью его, мукой. «Энергичные люди» даже Товстоноговым были поставлены как комедия-фарс.

Как же понимаю я?

«Энергичные люди» — это драма. Драма людей, пришедших к полной бездуховности. Пьянки и б...

 
 

Идут съемки картины «Они сражались за Родину».

[…] Хотя до моих игровых сцен было далеко, я исправно ходил на все репетиции. […] Особенно меня поражал на репетициях Василий Шукшин. Он подбирался к каждой фразе со всех сторон, долго искал различные интонации, пробовал произносить фразу по многу раз, то с одной интонацией, то с другой, искал свои шукшинские паузы. Он шел по тексту, как идут по болоту, пробуя перед собой ногой, ища твердое место.

Вспоминал ...

 
 

[…] Режиссура Шукшина меня заинтересовала, к Шукшину-актеру я сразу отнесся восторженно. Первые рассказы его читал с вниманием, вчитываясь и перечитывая, не сразу приняв его темперамент, несколько отдающий кулачным боем, не сразу увидев глубину и драматизм за разухабистым юмором его персонажей.

Потом появилась книга «Характеры». Один рассказ лучше другого. Как будто читаешь не очередную книгу молодого писателя, а избранное крупного мастера, где отобрано лучшее из многого хорошего. Я ...

 
 

[…] Для Шукшина кинематограф не был единственным средством выражения — он был общепризнанным и первоклассным литератором. […]

Как известно, Шукшин начал свое художественное образование в институте кинематографии. […]

[…] Василию Макаровичу поначалу представлялся его путь как путь чисто кинематографический — он окончил прекрасную школу М. Ромма и имел все основания ограничить себя творчеством в кинематографе. Но как многие художники киноискусства, он не мог оторвать чисто кин...

 
 

[…] Могучий талант жил в этом человеке. И могучая страсть.

Написанные им сценарии могли бы сделать славным имя кинодраматурга, который останется в истории кинематографа.

Сыгранных им ролен вполне хватило бы для прекрасной актерской биографии. Какой же он молодой еще, с пушистыми усами в фильме Марлена Хуциева «Два Федора»! Но это уже Шукшин. И какого зрелого, жестокого, горького, умудренного жизнью увидели мы его в последнем его фильме «Калина красная». […]

В сущнос...

 
 

[…] Кто-то писал, что Шукшин, дескать, пришел поступать во ВГИК темным парнем, а институт сделал из него человека. Неправда все это. Он пришел туда Василием Шукшиным и всю свою жизнь был самим собой. В какие бы условия ни ставила его судьба, Шукшин оставался Шукшиным. Ни ВГИК, ни какое другое учебное заведение не могли бы сильно изменить его. Он мог бы вообще нигде не учиться и представлять собой то, что представлял. Он сам без труда прошел бы всю положенную программу, прочитал бы рекомендова...

 
 

[…] В семьдесят четвертом году он приехал ко мне в Ленинград на съемки фильма «Прошу слова». Я знал от Николая Губенко, что съемки его у Сергея Федоровича Бондарчука практически закончились, и я мог наконец реализовать свою давнюю мечту — снять Шукшина в роли, как мне казалось, ему очень близкой — драматурга Феди.

Я написал ему письмо. Точно помню, что, когда писал, у меня было ощущение, что пишу очень близкому человеку, пишу другу. […]

Итак, в сентябре семьдесят четвертого ...

 
 

Мое знакомство с Василием Шукшиным — на первых порах, как говорят, шапочное — началось с того, что перед несколькими последними своими фильмами он систематически появлялся в Большом драматическом театре — подбирать актеров. Естественно, что и на спектаклях бывал. Само собой разумеется, что чем дальше, тем больше мы с ним разговаривали…

Тут открылась одна интересная деталь: учитель его по ВГИКу Михаил Ильич Ромм — кстати, горячо любимый Шукшиным, — был убежден в том, что кино — искусс...

 
 

[…] Я начинал ставить фильм «Два Федора», мне нужен был исполнитель главной роли […].

Среди актеров, которых я знал, мне такой не виделся. И вот вгиковцы, его однокурсники, назвали мне фамилию, которую я никогда не слышал, Шукшин, самого его ни разу не встречал — он поступил во ВГИК, когда я его кончил. […]

[…] Наконец, когда он не был утвержден в картине, в которую пробовался, я предложил ему прочесть сценарий, сказав, что если он согласится, никого другого снимать не буду ...

 
 

[…] В. М. Шукшин жил долгие годы с мечтой, самой дорогой, томящей его мечтой — сыграть Стеньку Разина и поставить фильм о нем. Это общеизвестно. Для него это была не только историческая фигура. Надо, «чтобы образ Разина был поднят до такой высоты, чтобы в его судьбе отразилась бы судьба всего русского народа. Вконец исстрадавшегося и восставшего», — писал Василий Макарович о Разине. […]

[…] у Шукшина всегда была попытка постичь душу искаженную, пробудить добро, в злом понять правого....

 
 

Я хотел сделать фильм [«Живет такой парень»] о красоте чистого человеческого сердца, способного к добру. Мне думается, это самое дорогое наше богатство — людское. Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. […]

Так серьезно я думал, когда мы приступали к работе над фильмом. А теперь, когда работа над ним закончена, я в полном недоумении, ибо выяснилось, что мы сняли комедию.

О комедии я не думал ни тогда, когда писал сценарий, ни тогда, когда...

 
 

О Лидии Федосеевой-Шукшиной

Прошло пятнадцать лет... [...]

Распаханное поле, на краю которого отдыхает Василий Шукшин. В этом фильме он режиссер, сценарист и исполнитель роли тракториста Ивана. Он докуривает сигарету, тушит ее в борозде, смотрит в зрительный зал и, иронически прищурившись, заявляет: «Все, ребята, конец!..» [...]

Но [...]уходить не хочется. Не хочется расставаться с&nb...

 
 

О Лидии Федосеевой-Шукшиной

Шукшин сделал ее знаменитой. Шукшин дал ей тему — глубокую и красивую, располагающую к бесконечным вариациям. Сказать, что Люба Байкалова под стать Егору Проскудину, в пару ему и впору [...], значит проглядеть всю бесконечную сложность их отношений. Она явно «противовесна» герою, ибо сполна наделена такими свойствами, которые давно утратил он, она всеми силами стремиться верну...

 
 

Работы
Режиссер
1960Из Лебяжьего сообщают
1964Живет такой парень
1965Ваш сын и брат
1969Странные люди
1972Печки-лавочки
1973Калина красная
Сценарист
1960Из Лебяжьего сообщают
автор сценария
1964Живет такой парень
1965Ваш сын и брат
автор сценария
1969Странные люди
автор сценария
1971Пришел солдат с фронта
автор сценария совм. с Н. Губенко
1972Печки-лавочки
1973Калина красная
1974Земляки
автор сценария совм. с В. Виноградовым
1977Позови меня в даль светлую
автор сценария
Персонаж
1996Реквием
Актер
1958Два Федора
Федор-большой
1959Золотой эшелон
Андрей Низовцев
1960Аленка
Степан Ревун
1960Из Лебяжьего сообщают
Ивлев
1960Простая история
Иван Лыков
1961Когда деревья были большими
председатель колхоза
1961Командировка
колхозник
1962Мишка, Серега и я
Геннадий Николаевич
1962Мы, двое мужчин
Мишка Горлов
1964Какое оно, море?
Жорка
1967Журналист
Евгений Сергеевич Корпачев
1967Комиссар
Козырев
1967Три дня Виктора Чернышева
Василий Кравченко
1968Мужской разговор
Николай Ларионов
1969У озера
Василий Черных
1969Эхо далеких снегов
Василий Лавров
1970Любовь Яровая
Роман Кошкин
1971Даурия
Василий Улыбин
1971Держись за облака
пилот
1971Освобождение
1972Печки-лавочки
Иван Расторгуев
1973Калина красная
Егор Проскудин
1974Если хочешь быть счастливым
Федотов
1975Они сражались за Родину
Петр Лопахин
1975Прошу слова
Федя, драматург


Фестивали и премии
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Почетный приз «За вклад в киноискусство» (посмертно) ((  ))
1990МКФ в Берлине
Участие в Программе «Retrospective» (1973  Калина красная)
1976Ленинская премия
"За творческие достижения последних лет в литературе и киноискусстве" (посмертно) ((  ))
1975МКФ в Западном Берлине
Особое упоминание FIPRESCI и экуменического жюри (1973  Калина красная)
1974ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главная премия «За самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера» (1973  Калина красная)
1973Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше
(1973  Калина красная)
1971Государственная премия СССР
(1969  У озера)
1967Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1965  Ваш сын и брат)
1964ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение» по разделу художественных фильмов (1964  Живет такой парень)
1964МКФ в Венеции
Приз «Золотой Лев Святого Марка» (1964  Живет такой парень)