Сообщить об ошибке
Фаина Раневская
актриса
 
Родилась 27 августа 1896 г. в Таганроге. Окончила частную театральную школу. В 1915 г. работала в Малаховском дачном театре под Москвой. Играла в передвижном "Первом советском театре" в Крыму, театрах Керчи, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска и др. городов. С 1931 г. — актриса Камерного театра. В 1935-1939 гг. работала в Центральном театре Красной Армии. В 1943-1949 гг. — актриса театра драмы (ныне — Театр им. Маяковского), в 1949-1955 гг. и с 1963 г. работала в Академическом театре им. Моссовета (в 1955-1963 гг. — актриса Московского театра им. Пушкина).
Среди театральных работ:
"Вишневый Сад", "Три Сестры", "Чайка", "Дядя Ваня", "Иванов", "Последняя жертва", "Волки и овцы", "Без вины виноватые", "На всякого мудреца довольно простоты", "Гроза", "На дне", "Ревизор", "Женитьба", "Роман" — Крымский театр, сезон 1920-1924; "Патетическая соната" (1931, Московский Камерный театр); "Чужой ребенок" (1935), "Гибель эскадры" (1935), "Последняя жертва" (1935), "Васса Железнова" (1936), "Слава" (1936) — Це
Тексты
 

Ее столетие отмечают по всем правилам. Проходят вечера, посвященные памяти актрисы, на которых коллеги по цеху, свидетели и наблюдатели делятся своими, уже не по одному разу опубликованными воспоминаниями. Телевидение показывает Подкидыша, Осторожно, бабушка!, и Дальше — тишина, а также передачи с кусочками фильмов. (Не давать же в эфир целиком Александра Пархоменко ради одного эпизодика, где не...

 
 

Место и судьба Раневской в советском кино были типологичны и одновременно уникальны, как уникальна была сама ее артистическая личность. Она придала статус достоверности идеализирующей максиме основателей МХАТ: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Отделить ее роли в кино от театральных можно только механически. Киноактрисой в собственном смысле она не стала никогда. Кинематография СССР была попросту недостаточно емка, чтобы осво...

 
 

Мир Раневской сложен и прекрасен человечным и добрым искусством. Добрым даже тогда, когда актриса погружена в изображение зла. Злодейство — нелегкое искусство — удивительно отделено от ее человеческой личности. Непостижимо, но это видно на экране! То есть видна вторая, незримая половина — душа Раневской. […]

Зло у Раневской реально и осязаемо, как нога мачехи, которая не может втиснуться в&nb...

 
 

Кинопопулярность Фаины Григорьевны Раневской фантастична. Началась она с фильма «Подкидыш»: «Муля, не нервируй меня!» — и завершилась великой ролью Розы Скороход в фильме Михаила Ромма «Мечта». Как это ни странно прозвучит, но до войны Раневская считалась хорошей актрисой, однако ее работы в Камерном театре, в котором она после долгой и славной периферийной жизни пробыла совсем недолго, и&nbs...

 
 

Как только сценарий «Мечта» был написан, Ромм познакомил меня с Фаиной Георгиевной Раневской, которую он пригласил на роль мадам Скороход — владелицы меблирашек «Мечта» и мелкой лавчонки в том же подъезде.

Уже тогда популярность Раневской была всеобщей: невозможно было пройти по улице без того, чтобы девчушки и мальчуганы не обступали ее со всех сторон (она незадолго до этого сыграла в &...

 
 

Записка И. Г. Большакова А. С. Щербакову о просьбе С. М. Эйзенштейна утвердить на роль Ефросиньи в фильме «Иван Грозный» «имеющую семитские черты» актрису Ф. Г. Раневскую

Тов. Щербакову А. С.

Эйзенштейн очень просит утвердить на роль Ефросиньи в фильме «Иван Грозный» актрису Раневскую. Он прислал фотографии Раневской в роли Ефросиньи, которые я направля...

 
 

[…] …выдающаяся актриса современности Фаина Георгиевна Раневская. Но вот нет для нее ролей в кино, и непонятно, что с этим делать. Я познакомился с ней в разгаре съемок «Монолога» и вдруг понял, что если бы узнал ее раньше, то сделал бы героем фильма женщину, переписал бы сценарий в расчете на нее, и она сыграла бы гениально, и история вышла бы совсем другая, кто знает, мож...

 
 

После успеха мультфильма «Малыш и Карлсон» на киностудии «Союзмультфильм» решили делать продолжение — «Карлсон вернулся».

Режиссер Боря Степанцев почему-то вбил себе в голову, что персонаж домоправительницы фрекен Бокк должен говорить только голосом Фаины Георгиевны Раневской. Даже настоял, чтобы художник Юра Бутырин изобразил домоправительницу максимально похожей на знаменитую актрису. […] …выяснилось, чт...

 
 

Фаина Георгиевна спросила меня по телефону:

- Вы помните пьесу Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше»?

- Конечно.

- Хорошо помните?

- Ну, в общем…- Я замялся.

Я считал себя знатоком Островского. […]

- Ну, в общем, что-то не очень… хотя…

- Приезжайте ко мне и возьмите книжку, она у меня в руках. Вот это я и хочу сыгра...

 
 

[…] …Наверное, зря порвала все, что составило бы книгу, о которой просило ВТО. И аванс надо теперь возвращать 2 т. Бог с ними, с деньгами, соберу, отдам аванс, а почему уничтожила? Скромность или же сатанинская гордыня? Нет, тут что-то другое. Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных.

Я очень хорошо знаю, что талантлива, а что я&nbs...

 
 

Дорогая моя, любимый друг, Фаина!

Вы единственная, кому я писала письма, была еще Маричка — моя сестра, но ее уже давно нет, сегодня нет в живых и вас, но я все-таки пишу вам — это потребность моей души. Думая о вас, прежде всего вижу ваши глаза — огромные, нежные, но строгие и сильные — я всегда дочитывала в них то, что не договаривалось в словах. Они исчерпывали чув...

 
 

Работы
Актер
1934Пышка
госпожа Луазо
1937Дума про казака Голоту
попадья
1939Ошибка инженера Кочина
Ида
1939Подкидыш
Леля
1939Человек в футляре
жена инспектора
1941Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Горпина
1941Любимая девушка
тетка Добрякова
1941Мечта
Роза Скороход
1942Александр Пархоменко
таперша
1943Новые похождения Швейка
тетя Адель
1943Сказка о царе Салтане
озвучание
1943Три гвардейца
учительница
1944Свадьба
мать
1945Небесный тихоход
врач
1945Слон и веревочка
бабушка
1947Весна
Маргарита Львовна
1947Золушка
мачеха
1947Рядовой Александр Матросов
врач
1949Встреча на Эльбе
миссис Мак-Дермот
1949У них есть Родина
фрау Вурст
1958Девушка с гитарой
Свиристинская
1960Драма
Мурашкина
1960Осторожно, бабушка!
бабушка
1964Карты не врут (в к/а Фитиль № 25)
гадалка
1964Легкая жизнь
Марго
1965Не поеду! (в к/а Фитиль № 33)
гражданка Пискуснова
1965Первый посетитель
старая дама
1966Сегодня — новый аттракцион
Ада Константиновна
1970Карлсон вернулся
озвучание
1978Дальше — тишина


Фестивали и премии
1951Сталинская премия
III степени (1949  У них есть Родина)