Сообщить об ошибке
Федор Никитин
актер

Родился 3 мая 1900 г. в Лохвице Полтавской губернии. В 16 лет начал работать в Одесском драматическом театре. В 1922 г. окончил Вторую студию МХТ. До войны работал в театре "Летучая мышь", в Театре оперетты, Драматическом театре К. Эггерта, в филиале МХТ в Ярославле, БДТ им. Горького, Новом ТЮЗе. В 1928-1931 гг. преподавал в ГИКе (ныне — ВГИК). Во время войны был командиром взвода автокультбатальона Народного ополчения, актером и режиссером агитвзвода Ленинградского фронта. В 1943-1959 гг. работал в Ленинградском Блокадном театре (ныне — Театр им. Комиссаржевской).
Народный артист РСФСР (1969).
Умер 17 июля 1988 г.
Тексты
 

Нарицательное "князь Мышкин двадцатых годов" прикипело к Федору Никитину не потому, что он играл лишь интеллигентов вроде Вадьки из фильма "Катька — Бумажный ранет" — на экране он был и мастеровым, и солдатом... Смысл диковинного амплуа тоньше и шире.

Невольная пикантность киноцикла Эрмлера в том, что в центре лент о советских буднях — герои Никитина, сформиров...

 
 

Уголовная мелодрама «Катька — Бумажный Ранет» грозила превратиться в перепев только что прогремевшего «Чертова колеса». Но по­мешали две встречи [Фридриха Эрмлера] — с Эдуардом Иогансоном и Федором Никитиным. […]

Театральный артист [Федор Никитин] мхатовской школы на первых порах вызывал у Эрмлера ...

 
 

[…] в 1924 г. я начал серьезно всматриваться в искусство кинематографа, и оно стало тянуть меня к себе. Я видел по картинам Гриффитса, какие необычайные возможности для раскрытия образа, для выявления всей гаммы актера несет в себе это молодое искусство. Я ощущал его уже тогда как следующую, высшую ступень возможности актерского и режиссерского искусства. И я поставил себе целью попробовать себя в кино.

[…] в 1924 г. я начал серьезно всматриваться в искусство кинематографа, и оно стало тянуть меня к себе. Я видел по картинам Гриффитса, какие необычайные возможности для раскрытия образа, для выявления всей гаммы актера несет в себе это молодое искусство. Я ощущал его уже тогда как следующую, высшую ступень возможности актерского и режиссерского искусства. И я поставил себе целью попробовать себя в кино.

[…] в 1924 г. я начал серьезно всматриваться в искусство кинематографа, и оно стало тянуть меня к себе. Я видел по картинам Гриффитса, какие необычайные возможности для раскрытия образа, для выявления всей гаммы актера несет в себе это молодое искусство. Я ощущал его уже тогда как следующую, высшую ступень возможности актерского и режиссерского искусства. И я поставил себе целью попробовать себя в кино.

Но сделать это было непросто. Я не имел ни соответствующих знакомств, ни экстраординарной внешности. […]

Весной 1926 г я переезжаю в Ленинград в надежде устроиться на работу в кино и поступаю в Большой драматический театр. Не стану описывать, как я протискивался на фабрику и как наконец попал. […] Отмечу только, что первые три картины я сделал продолжая еще работать в театре, но сначала 1928 г. я совершенно оставил театр и отдал себя исключительно кинематографу. […]

Первым моим фильмом на Ленинградской фабрике была картина "Катька — бумажный ранет". Уже к этому времени, к лету 1926 г., я представлял собою вполне определившегося актера, имеющего за собою девятилетний опыт, хорошую школу, педагогическую и режиссерскую практику и, наконец, совершенно ясные принципиальные и методические установки. Это в большой мере облегчило мне работу в кино, с одной стороны, но с другой — поставило передо мною такие трудности, преодолеть которые было очень тяжело. […]

Вскоре я приступил к следующей моей работе в кино, к роли музыканта в картине Эрмлера "Дом в сугробах". Уроки "Катьки" не прошли зря, и многие мои друзья начали перестраиваться на этой картине. Работать было легче и потому работа была продуктивнее. Роль меня захватила. Я до сих пор считаю ее лучшей моей работой в кинематографе. […]

После "Дома в сугробах" я работаю в следующей картине Эрмлера "Парижский сапожник", в которой я играю заглавную роль. К этому времени дружественные отношения установились у меня не только с Эрмлером, но и со всем коллективом.

Перед тем, как приступить к работе, я при помощи Эрмлера получаю первую, кажется в истории нашего кино актерскую командировку для изучения материала роли. Меня посылают на две недели в город Павловск, в колонию глухонемых, в которой, живя круглыми сутками в реальной среде моего образа и неотступно следуя по пятам за избранным мною сапожником, я научаюсь "ручному языку", впитываю в себя характер движений, мимики, звука и изучаю манеры поведения. Я возвращаюсь на фабрику, буквально отягченный материалом, с совершенно ясным представлением об образе моего героя. […]

После "Парижского сапожника" я ушел в кино окончательно и оставил театр. Тогда это, быть может, и не было ошибкой. Теперь каждый киноактер поставлен перед лицом дилеммы: "если хочешь сохранить себя для кино, — иди в театр". Тогда никто и не думал, что вопрос может быть поставлен когда-нибудь таким образом. […]

Наступает моя следующая и самая крупная работа — "Обломок Империи". К этому времени я настолько вырос уже как актер, что почувствовал необходимость "оторвать какого-нибудь Гамлета". Этим "Гамлетом" мог стать унтер-офицер Филимонов, нок сожалению, он не стал им. […]

В итоге получилась всем известная, большая и талантливая картина, которая оставила у меня, тем не менее, горький осадок неудовлетворенности, ибо я не вполне справился с ролью. […]

Сознание творческой неудачи, вернее, сознание того, что я не сумел полностью оплатить вексель на "Гамлета", подействовало на меня угнетающе. Я почувствовал себя неудовлетворенным. Мне стало необычайно тесно в актерской только работе. Я заскучал по режиссуре и по педагогике. Я хотел работать на киноотделении техникума сценических искусств, но это не удалось. Я хотел получить постановку на фабрике, но мне ее не дали. Я взялся за комедийную с Иогансоном "Корабли в море" (или "Жизнь на полный ход"), но и это не принесло мне ни освежения, ни удовлетворения. […]

Полтора года, с начала 1930 г. и до середины 1931 г. я проработал в ГИКе, совершенно отойдя от производства и погрузившись с головой в организацию актерского факультета. […]

К осени 1931 г. я вновь вернулся на производственную работу на своей фабрике. Я играл роль иностранного коммуниста Отто в картине И. З. Трауберга "Для вас найдется работа". […]

После работы с И. З. Траубергом у меня был некоторый вынужденный простой, но уже летом 1932 г. я начал работу с режиссером Э. В. Большинцовым в его картине "Комсомолия". […]

В конце 1932 г. я с невероятным увлечением приступил к работе с режиссером Вейсбремом над ролью Германа в киноопере "Пиковая дама" […]

Мне предстояла необычайная актерская работа, самая сложная из всех, какие я когда-либо исполнял. Дело в том, что играть в фильме должны были кинематографические актеры, петь же — профессиональные певцы. […]

Фильм по замыслу режиссера должен был стать подлинным кинематографическим произведением, и роль пения сводилась в нем только к музыке, к своеобразным музыкальным титрам. Мы, кинематографические актеры, отнюдь не должны были разевать рты во время звучания пения, — это достигалось благодаря целому ряду остроумных и талантливых режиссерских решений П. К. Вейсбрема. […]

Работа обещала всем очень много. Меня она захватила целиком. Роль была отрепетирована в течение двух месяцев до мельчайших деталей, были найдены костюм и интересный грим. […]

И вот за два дня до первой съемки картина была законсервирована. […] Это была весна 1933 г. Очень долго я не мог оправиться от этого второго удара. […]

Благодаря тому, что я был занят на работе в "Пиковой даме", я прозевал целый ряд возможностей. И с этого времени моя "актерская" судьба демонстративно повернулась ко мне спиной.

Но это не значит, что я сложил оружие и перестал бороться за возможность сказать свое слово. Правда, мне больше не предоставлялось для этого подходящих условий. Что поделаешь? […] Меня утешала в то время моя педагогическая работа, и я отдавался ей с тем большим рвением, чем больше мне приходилось сидеть без настоящего дела в кино.

НИКИТИН Ф. О себе // Лицо советского киноактера. М., 1935.

 
 

Его присутствие в нашем кинематографе ощущалось постоянно, невзирая на то, что в самом зените славы он расстался с кино почти на полтора десятка лет — с середины 1930-х до конца 1940-х гг., да и потом долгое время, несколько десятилетий, он снимался во второстепенных и эпизодических ролях. Разумеется, сложно было найти свою нишу в советском кино артисту, которого назвали "князем Мышкиным двадцатых годов"...

 
 

Работы
Режиссер
1926Катька Бумажный Ранет
режиссер озвучания в редакции 1973 г.
Актер
1918Тереза Ракен
рассыльный
1926Катька Бумажный Ранет
Вадька Завражин, опустившийся интеллигент
1926Пост № 17
полковник
1927Дом в сугробах
музыкант
1927Парижский сапожник
Кирик, сапожник
1928Инженер Елагин
Николай Елагин
1928Мой сын
воришка
1929Обломок империи
Филимонов, унтер-офицер
1930Жизнь на полный ход
Муркин, печатник
1930Звуковая сборная программа №1
текст за кадром
1931Свиньи всегда свиньи
ревизор
1932Для вас найдется работа
Отто
1932Первый взвод
поручик Великанов
1934Золотые огни
Трофим Иванович
1934Королевские матросы
О'Бриен, матрос
1934Песня о счастье
учитель музыки
1937Белеет парус одинокий
отец Пети
1949Академик Иван Павлов
профессор Званцев
1949Великая сила
профессор Рублев
1950Мусоргский
А. С. Даргомыжский
1952Римский-Корсаков
Великий князь Владимир
1953Ранние рассказы Чехова
в новелле "Человек в футляре"
1954Герои Шипки
лорд Дерби
1955Княжна Мери
муж Веры, князь Лиговский
1956Невеста
отец Андрей
1957Дон Сезар де Базан
дон Хозе
1958Дружок
Федор Михайлович
1958Не хочу преждевременной старости
"хорошо сохранившийся сосед"
1959Сын Иристона
академик Чернышев
1960Анафема
либерал
1960Северная повесть
доктор Траубе
1960Собирающий облака
старичок-киоскер
1961Две жизни
военврач
1961Раздумья
старший инженер-конструктор
1962Барьер неизвестности
доктор Ромашов
1962Черемушки
учитель Бабуров
1963Иоланта
король Рене
1963Крыса на подносе
эпизод
1963Улица Ньютона, дом 1
отец Ларисы
1964Ко мне, Мухтар!
ветврач
1965Год как жизнь
Вагнер-Сократ
1965На одной планете
Оболенский
1965Первый посетитель
казначей
1965Перекличка
профессор
1966Верность матери
доктор
1966Горькие зерна
Бадя Илие
1966Зимнее утро
профессор
1966Каменный гость
первый гость
1966Сердце матери
прокурор Неклюдов
1967Они живут рядом
Калитин
1967Рыцарь мечты
отчим Дианы
1967Татьянин день
эпизод
1968Шаги на Земле
эпизод
1969Веселое волшебство
бухгалтер
1969Трое
Еремей
1970Крушение империи
Милюков
1970Один из нас
Франц Редигер
1971Красный дипломат
Ллойд Джордж
1972Длинная дорога в короткий день
Томас
1972Игрок
Потапыч
1972Карпухин
Соломатин
1972Руины стреляют
Евгений Клумов
1973Надежда
Н. Н. Ге
1973Облака
учитель
1973Открытая книга
Лебедев
1973Я из Ленинграда
роль
1974В то далекое лето
учитель
1975Вариант "Омега"
фон Шлоссер-старший
1975Звезда пленительного счастья
эпизод
1976Сладкая женщина
профессор
1976Спроси себя
эпизод
1977Кольца Альманзора
1977Лебединая песня
1977По секрету всему свету
учитель
1977Собака на сене
Оттавио
1978Емельян Пугачев
камердинер
1978Искупление чужих грехов
1978Неподвластные метры
профессор
1978Приятный сюрприз
начальник отдела
1979Незнакомка
звездочет
1979Удивительные приключения Дениса Кораблева
роль
1980Государственная граница. Ф. первый: "Мы наш, мы новый..."
священник
1980Камила
настройщик
1980Таинственный старик
эпизод
198120-е декабря
инженер-генерал
1981Комендантский час
художник
1981Наше призвание
Туманов
1981Проданный смех
учитель
1983Среди серых камней
профессор
1984И жизнь, и слезы, и любовь
Крупенин
1986Я — вожатый форпоста
Серафим Вениаминович
1987Под знаком Красного креста
Березанцев


Фестивали и премии
1985ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Первая премия за лучшую мужскую роль (1984  И жизнь, и слезы, и любовь)
1951Сталинская премия
I степени (1950  Мусоргский)
1950Сталинская премия
I степени (1949  Академик Иван Павлов)