Сообщить об ошибке
Николай Бурляев
актер, режиссер
 
Родился 3 августа 1946 г. в Москве. В 1967 г. окончил актерский факультет Театрального училища им. Щукина (мастерская Л. Шихматова), в 1975 г. — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма, Л. Кулиджанова). Работал в Театре им. Моссовета, Театре им. Ленинского комсомола. С 1990 г. — академик и вице-президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА). С 1992 г. — генеральный директор киноцентра "Русский фильм" и президент МКФ славянских и православных народов "Золотой Витязь". С 1995 г. — член президиума Всемирного Русского Народного собора. С 1997 г. — председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов.
Вел мастерскую авторской режиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии.
С 1998 г. — ректор Высшей киношколы экранных искусств им. С. Бондарчука.
Автор ряда прозаических и поэтических произведений, опубликованны
Тексты
 

Даже самые отчаянные хулители режиссерских опытов Николая Бурляева, даже самые бескомпромиссные противники идеологических схем, им пафосно озвучиваемых, признают в нем актера несомненного и крупного дара. Потрясенная уязвленность злом, что доводит до самосожжения в ненависти (Иваново детство); запредельное напряжение малых сил в страстном творческом порыве (

Даже самые отчаянные хулители режиссерских опытов Николая Бурляева, даже самые бескомпромиссные противники идеологических схем, им пафосно озвучиваемых, признают в нем актера несомненного и крупного дара. Потрясенная уязвленность злом, что доводит до самосожжения в ненависти (Иваново детство); запредельное напряжение малых сил в страстном творческом порыве (

Даже самые отчаянные хулители режиссерских опытов Николая Бурляева, даже самые бескомпромиссные противники идеологических схем, им пафосно озвучиваемых, признают в нем актера несомненного и крупного дара. Потрясенная уязвленность злом, что доводит до самосожжения в ненависти (Иваново детство); запредельное напряжение малых сил в страстном творческом порыве (Андрей Рублев); неосознаваемое предательство из одной только биологической жажды жизни (Проверка на дорогах); отроческий максимализм, который ищет выхода в разреженном воздухе безвременья и находит его в сопротивлении простому желанию близких как-то устроить быт (Мама вышла замуж) — мотивы ранних и главных ролей Н. Б. постепенно растворялись во множестве сыгранных им характеров невеликих людей с чувством собственного достоинства, обостренным до гордыни. Только в одной, лучшей своей роли восьмидесятых — в Саше Нетужилине из Военно-полевого романа — он нашел и выразил новый для себя мотив: сродненность с другими в общей беде, сердечная к ней причастность, уравновешенная какой-то воспаленной мечтой, что не дает впасть в заурядность.

Однако принятая режиссером Н. Б. на веру мифология эпохи малокартинья предполагала совсем другую формулу величия и выводила на экран совсем другие лица: основательные и ясные, без бледной нервности и следов резких юношеских порывов. Авторская неосведомленность о предмете, националистический душок и многочисленные нелепости вызвали тьму убийственно-язвительных и гневно-брезгливых комментариев к Лермонтову, и почти незамеченным осталось другое: Н. Б. попытался воскресить эстетический код советского кино второй половины сороковых, а точнее — сталинской «ЖЗЛ». Позаимствовав оттуда коллизию, фактуру и язык, он дал поэту свое лицо и, видимо, предполагал снять тем самым все противоречия концепции, согласно которой стержнем судьбы Лермонтова было не романтическое жизнетворчество, а сопротивление заговору темных иноплеменных сил, мешавших ему беззаветно любить Отечество. Герой в кольце врагов, те невидимы и могущественны, и он гибнет — мировоззренческая формула Великого гражданина, переложенная на язык Падения Берлина.

Делая Все впереди по одиозному роману Василия Белова, режиссер воспроизвел уже более близкую себе изобразительную структуру. Действие фильма разворачивалось будто в заново заселенных интерьерах Зеркала: темные обои, дерево, множество картин на стенах — вообще избыток «культуры» в каждой комнате, каждом доме. При этом вкусы героев, идеологически квалифицированные автором, обличают их мировоззрение. Н. Б. намеревался снять фильм о разрушении семьи как симптоме гибели страны вследствие мирового заговора господ Бришей, разлучающих мужчин с женщинами и детей с отцами; а снял фильм о параличе воли, о растерянности, бездеятельности и готовности углядеть за любой жизненной неурядицей и скверным анекдотом всесильную злую волю. Отсутствие психологического правдоподобия и, как ни странно, авторской боли компенсировалось многозначительными намеками, на них все и держалось. Но как только конспирологическая тема была растабуирована и место «малого народа» заняли «атлантисты» и вообще кто угодно, конструкция фильма рухнула.

Похоже, в поисках новой идеологии Н. Б. прошел мимо трагедии собственной страны, которая в двадцатом веке соблазняла в гораздо большей степени, нежели соблазнялась в девятнадцатом. Сам же Н. Б. соблазнен идеей мессианства: почему бы мне, с талантом от Бога, не вразумить паству, сбившуюся с пути истинного? В полном соответствии с этой логикой дальнейшая его деятельность связана с созданием и существованием православного кинофестиваля «Золотой Витязь».

ШЕМЯКИН Андрей. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, «Сеанс», 2001 

 
 

02.09.1986 Выходит в прокат «Лермонтов» Николая Бурляева. Критики пишут про примитивность эстетики и искажение истории — Бурляев обвиняет новый секретариат СК в организованной травле

Провал будет оглушительным. Зритель в залы, где показывают Лермонтова, не пойдет. Бурляевские оппоненты, злорадствуя, пробавляются легким хлебом, танцуя на косточках этого фильма. Единомышленники из патриотического лагеря хвалят, но как-то понуро, все больше по обязанности. Впоследствии все...

 
 

Работы
Режиссер
1975Пошехонская старина (к/а)
в новелле "Васька-Каин"
1978Выбор
1986Лермонтов
1990Все впереди
Сценарист
1975Пошехонская старина (к/а)
автор сценария новеллы "Васька-Каин"
1978Выбор
автор сценария
1986Лермонтов
автор сценария
1990Все впереди
автор сценария
Автор музыки песен
1982Живая радуга
Автор текстов песен
1982Живая радуга
1985Детство Бемби
Актер
1960Мальчик и голубь
Мальчик
1961Суд сумасшедших
1962Без страха и упрека
Юрка Сорокин
1962Вступление
Олег Якубовский
1962Иваново детство
Иван Бондарев
1962Мишка, Серега и я
Сергей Миронов
1963Строгая игра
1964Метель
улан
1965Герой нашего времени
слепой в новелле "Тамань"
1966Андрей Рублев
Бориска
1966Мальчик и девочка
1967Возвращение
1968Гольфстрим
1968Служили два товарища
Лукашевич
1969Мама вышла замуж
Борька Голубев
1969От нечего делать (в к/а «Семейное счастье»)
Щупальцев
1970Кража
1970Легенда
1970Риск
1971Проверка на дорогах
полицайчик
1971Телеграмма
Глеб
1972Игрок
Алексей Иванович
1972Комитет 19-ти
роль
1972На углу Арбата и улицы Бабулинас
1972Стихи
1973Фаэтон — сын Солнца
озвучание
1974Выбор цели
Федя
1974Иван да Марья
1974Под каменным небом
Леша Васильев
1975Пошехонская старина (к/а)
в новелле "Васька-Каин"
1976Всегда со мною...
1976Трын-трава
1978Выбор
1979Бабушки надвое сказали
1979Маленькие трагедии
Альбер
1979Несколько дней из жизни И. И. Обломова
эпизод
1979Отпуск в сентябре
Кузаков
1980Камила
1982Живая радуга
Николай Иванович
1982Печники
1983Военно-полевой роман
Нетужилин
1984Чужая жена и муж под кроватью
роль
1985Детство Бемби
юноша Бемби
1985Контрудар
1986Лермонтов
М. Ю. Лермонтов
1986Юность Бемби
Бемби
1988Кошка, которая гуляла сама по себе
озвучание
1989Высокая кровь
Филипп
1989Птицам крылья не в тягость
1989Сувенир для прокурора
1990Все впереди
роль
1990Русская рулетка
1991Господи, услышь молитву мою
монах
1992Паутина
1992Уик-энд с убийцей
1994Мастер и Маргарита
Иешуа Га-Ноцри
1995Какая чудная игра
комендант общежития
2008Адмирал
царь Николай II
2009Гоголь. Ближайший
Александр Толстой


Фестивали и премии
1977МКФ к/м фильмов в Оберхаузене
Приз за удачную экранизацию литературного произведения, в новелле "Васька-Каин" (1975  Пошехонская старина (к/а))
1976КФ молодых кинематографистов к/с "Мосфильм"
Приз за лучший режиссерский дебют (1975  Пошехонская старина (к/а))
1976Премия Ленинского комсомола
"За создание образа современника в кино" ((  ))
Библиография
  • Рассадин С. Что творим?..
  • Неделя. 1986. 20 – 26 окт. (о ф. Лермонтов); Марченко А. ...Когда бы не было так грустно
  • ИК. 1986. № 11 (о ф. Лермонтов); Кожинов В. Правота и воля режиссера
  • Сов. культура. 1987. 28 февр. (о ф. Лермонтов); Хлоплянкина Т. Назначить... выдающимся?
  • МН. 1987. 12 апр. (о ф. Лермонтов); Стишова Е. Деспотия выбора
  • ЭиС. 1991. 4 апр. (о ф. Все впереди); Малюкова Л. То ли еще будет!
  • ДК. 1991. Апр. (о ф. Все впереди); Шепотинник П. Тема
  • ИК. 1991. № 8 (о ф. Все впереди); Сиривля Н. "Темные силы нас злобно гнетут"
  • ИК. 1991. № 11 (в т. ч. о ф. Все впереди); Иванова В. Иванов против Бриша
  • Экран. 1992. № 2 (о ф. Все впереди); Кичин В. Экстрологи и астрасенсы
  • Столица. 1992. № 32 (в т. ч. о Н. Б.); Бурляев Н.: "Дух человека не убить". Инт. А. Тимофеева
  • Слово. 1996. № 3-4; Савинов С. "Золотой Витязь" входит тесными вратами. Инт. с Н. Б.
  • НГ. 1998. 16 окт. Бурляев Н.: Один из всех — за всех — противу всех!
  • В сб.: О Тарковском. — М., Прогресс, 1989; Из поэтической тетради
  • Очаг. 1995. № 8; О русском национальном кинематографе
  • Москва. 1996. № 3 (выступление на III Всемирном Русском Народном соборе); Пушкин. Сценарий
  • Москва. 1997. № 2; Какое телевидение мы смотрим
  • ИК. 1997. № 11 (в т. ч. ответы Н. Б.).