Сообщить об ошибке
Владимир Валуцкий
сценарист
 
Родился 25 сентября 1936 г. в Москве. В 1964 г. окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская Е. Габриловича). В 1990-1995 гг. вел сценарную мастерскую во ВГИКе.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
Тексты
 

Авторская позиция драматурга Владимира Валуцкого кажется несколько противоречивой, но только на первый взгляд.

С одной стороны, В. В. один из тех, кто наиболее последовательно проводил жанровую линию в советском кино. В середине шестидесятых из всех популярных жанров для нас важнейшим являлся жанр комедии, и В. В. работал именно в нем, сочиняя Начальника Чукотки,

Авторская позиция драматурга Владимира Валуцкого кажется несколько противоречивой, но только на первый взгляд.

С одной стороны, В. В. один из тех, кто наиболее последовательно проводил жанровую линию в советском кино. В середине шестидесятых из всех популярных жанров для нас важнейшим являлся жанр комедии, и В. В. работал именно в нем, сочиняя Начальника Чукотки,

Авторская позиция драматурга Владимира Валуцкого кажется несколько противоречивой, но только на первый взгляд.

С одной стороны, В. В. один из тех, кто наиболее последовательно проводил жанровую линию в советском кино. В середине шестидесятых из всех популярных жанров для нас важнейшим являлся жанр комедии, и В. В. работал именно в нем, сочиняя Начальника Чукотки, Завтра, третьего апреля… и Семь невест ефрейтора Збруева. Когда в семидесятые жанровый диапазон советского кино стал шире, В. В. начал разрабатывать и другие формулы: военно-патриотического триллера (Командир счастливой «Щуки»), эпической мелодрамы (Города и годы), костюмно-исторического фильма (Ярославна, королева Франции), а позже, в восьмидесятые, — научной фантастики (Дознание пилота Пиркса), иронического детектива (Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона) и детского мюзикла (Мэри Поппинс, до свидания). В преддверии перестройки В. В. написал сценарий для одной из лучших отечественных бытовых мелодрам: Зимнюю вишню посмотрело 32,1 миллиона зрителей, что даже по голливудским меркам является успехом чрезвычайным и гарантирующим автору почетное место в первых рядах создателей индустрии развлечений.

С другой стороны, в сценариях В. В. заметна личная интонация, жанру вроде бы не присущая. Его лирический герой — тихий и неприметный, по определению частный человек, которого обстоятельства втягивают в чужую историю (часто — Историю), чьи масштабы решительно несопоставимы с его собственными. Это несоответствие может стать предпосылкой как для комических, так и для печальных сюжетных коллизий, но неизменно является источником драматизма. Своего героя — юного начальника Чукотки — В. В. нашел в самом начале карьеры и не расставался с ним в течение последующих трех десятилетий. В облике молодого фотографа (Какая у вас улыбка), пилота Пиркса или самозваного сыщика Петрика Чухонцева (Первая встреча, последняя встреча) угадываются все те же знакомые черты.

На самом деле никакого противоречия тут нет. Жанр у В. В. принципиально не «чистый»: в формуле его прежде всего интересует неформулируемое — фактуры жизни, психологические обертона характеров. Еще важнее, что В. В. пишет жанр не «изнутри», а «снаружи» — не следуя канону, а используя его по слегка измененному назначению. Жанр, как это не раз случалось в мировом кино последней четверти века, маскирует интимность авторского высказывания. Поэтому замысел драматурга не всегда очевиден даже для тех режиссеров, с которыми у В. В. сложился прочный творческий альянс (к ним относятся Виталий Мельников и Игорь Масленников). Что уж тут говорить о режиссерах нового поколения, единственным случаем взаимодействия В. В. с которыми стала многозначительная историческая парабола Сергея Ливнева Серп и молот. Сценарный кризис девяностых В. В. переживал не менее остро, чем многие его коллеги: следствием распада идеологии стала утрата профессионализма, присущего добротному советскому кинематографу. Ведущие сценаристы-шестидесятники, к которым принадлежит и В. В., как будто разучились писать качественные сценарии: старое качество оказалось никому не нужным, а нового никто не предложил. Культурой перестройки и постперестройки В. В. был востребован в первую очередь как сочинитель «Зимней вишни» во всевозможных (сиквел, сериал, роман) вариантах.

Между тем, природа мышления В. В. отнюдь не старомодна, и вполне возможно, что найдется режиссер, который не только увидит в сценариях драматурга профессиональную гладкопись (она очевидна и гарантирована), но и сумеет читать между строк.

БРАШИНСКИЙ М. [Владимир Валуцкий] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.

 
 

Как-то раз за рюмкой у нас случился разговор с одним из моих режиссеров.

В числе прочего говорили о «своей теме», «своем направлении» в искусстве. Что художник, который из произведения в произведение, несет свою, особую, сквозную, тему — это настоящий художник. А тот, кто пишет (снимает, рисует) сегодня эдак, а завтра так, сегодня про одно, а завтра про другое — всего лишь профессионал...

 
 

Киносценарист — наверное, самая печальная из всех существую?щих литературных профессий. […]

Когда ты пишешь сценарий, ты не просто придумываешь мизан?сцены и расставляешь реплики персонажей, ты мысленно снима?ешь фильм, видишь каждый его кадр, наполненный чувством, звуком, ароматами. Получается лучшее в мире, совершенно вол?шебное кино, полное явных и потаенных смыслов. […] …у сценариста всегда есть надежда, ч...

 
 

Лет двадцать тому назад (из сорока, отданных кино) я вдруг выяснил, что ничего не умею писать, кроме сценариев.

Правда, я писал иногда и даже печатал небольшие рассказики. А тут я задумал написать большое прозаическое произведение — роман. Однако, уже где-то на восьмидесятой странице я понял, что: всё равно пишу сценарий — разве что эпизоды в нём чуть длиннее и диалогов чуть побольше, и что сюжет стремите...

 
 

Когда я сочинил первый вариант нашего первого с Зархи сценария и привез его в Болшево, Зархи, ни слова не говоря, забрал рукопись и ушел в свою комнату. Через два часа вернулся и так же, слова не сказав, обнял меня и расцеловал. И — честное слово, не вру — прослезился. — Есть! — объявил он сквозь слезы. — Сценарий есть! Меньше всего — у меня есть основан...

 
 

О фильме «Зимняя вишня»

[…] Владимиру Валуцкому, автору сценария «Зимней вишни», не приходилось рассчитывать на неожиданность выбранного им материала. Сюжетом женского одиночества удивить было трудно: каких только женщин не являл нам экран и театральные подмостки! Семейных и незамужних, преуспевающих и неудачниц, забитых и агрессивных, эксцентричных и интеллектуальных, но с одной лишь об...

 
 

На нашем курсе была традиция: в начале и в конце учебного года записывали на магнитофон «капустник» — пародии и песенки, довольно остроумные и чисто местного значения. […]

А в ту осень пятьдесят восьмого […] собравшись чуть раньше других, наши комедиографы не успели придумать «капустник», а стали записывать на магнитофон все, что в голову придет. Валять дурака. Пошла импровизированная пародия на «Незабываемый 1919-й». Дая Смирнова нам вполне профессионально подыграла: «А помните, пору...

 
 

Рабинович вспомнил про вгиковца Володю Валуцкого, который уже написал что-то революционное. Приехал из Москвы Валуцкий, познакомились. Дела у него тоже были не очень хороши. Недавно его поперли из ВГИКа. Поперли при смешных и грустных обстоятельствах. В эти годы появились первые магнитофоны, громоздкие, неуклюжие, но способные записывать и воспроизводить любимые, еще не так давно запрещенные джазы и диксиленды. Валуцкий и его приятели, в&...

 
 

Работы
Сценарист
1965Комэск
автор сценария совм. с М. Коршуновым
1966Начальник Чукотки
автор сценария совм. с В. Викторовым
1967Тихая Одесса
автор сценария
1969Завтра, третьего апреля...
автор сценария
1971Семь невест ефрейтора Збруева
автор сценария
1972Командир счастливой "Щуки"
автор сценария совм. с А. Молдавским, Б. Волчеком
1973Города и годы
автор сценария совм. с А. Зархи
1973Песня о дружбе
автор сценария совм. с О. Захером, К. Бенкертом
1973Сокровища затонувших кораблей
автор сценария
1974Какая у вас улыбка
автор сценария
1975В порту
автор сценария совм. с С. Козловым
1975Концерт для двух скрипок
автор сценария совм. с М. Коршуновым
1976День семейного торжества
автор сценария совм. с В. Викторовым
1976Переменка № 1
автор сценария совм. с Е. Гамбургом
1978В ночь лунного затмения
автор сценария
1978Ярославна, королева Франции
автор сценария
1979Дознание пилота Пиркса
автор сценария совм. с М. Пестраком
1979Летние гастроли
автор сценария совм. с А. Локтевым
1980Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
автор сценария
1981В небе "ночные ведьмы"
автор сценария совм. с Е. Жигуленко
1981Пес в сапогах
автор сценария
1983Мэри Поппинс, до свидания!
автор сценария
1984То ли птица, то ли зверь
автор сценария
1984Чужая жена и муж под кроватью
автор сценария
1985Зимняя вишня
автор сценария
1985Чужие здесь не ходят
автор сценария совм. с П. Финном
1986Там, где нас нет
автор сценария
1987Заклятье долины змей
автор сценария совм. с В. Нижиньским, М. Пестраком
1987Первая встреча, последняя встреча
автор сценария
1988Продление рода
автор сценария совм. с С. Алексеевым
1990Зимняя вишня-2
автор сценария
1990Человек из черной "Волги"
автор сценария
1991Нет чужой земли
автор сценария
1992Белые ночи
автор сценария
1993Серые волки
участие в сценарии
1994Серп и молот
автор сценария совм. с С. Ливневым
1994Сон в начале тумана
автор сценария
1995Зимняя вишня
автор сценария
1998Незнакомое оружие, или Крестоносец 2
автор сценария
1999Танцы под ущербной луной
автор сценария
2000Воспоминания о Шерлоке Холмсе
автор сценария совм. с Ю. Дунским, В. Фридом, И. Масленниковым
2001Ниро Вульф и Арчи Гудвин
автор сценария серий "Летающий пистолет", "Пока я не умер"; автор сценария серий "Дело в шляпе", "Воскреснуть, чтобы умереть", "Голос с того света" — совм. с И. Шлегель
2003Благословите женщину
автор сценария
2003Хорошо забытое старое
автор сценария
2004Диверсант
автор сценария совм. с А. Житковым
2005Есенин
автор сценария
2005Не хлебом единым
автор сценария
2007Диверсант. Конец войны
автор сценария совм. с А. Житковым
2008Адмирал
автор сценария совм. с З. Кудрей
Актер
1975Концерт для двух скрипок
1984Колье Шарлотты


Библиография
  • Валуцкий В.: Зимняя вишня. — М., Фора-фильм, 1994; Три королевы — три Ярославны. — СПб., Азбука, 1997. Памяти человека и художника
  • В сб.: Илья Авербах. — Л., ВБПК, 1987; По ком молчит телефон
  • Экран. 1991. № 5; Разве можно быть такими нахально молодыми?
  • Экран. 1991. № 13; Спасибо товарищу Сталину...
  • Экран. 1991. № 18; Мэри Поппинс, до свиданья!
  • Ъ. 1996. 27 апр.; Кино режиссер. Памяти Александра Зархи
  • Сеанс. 1997. № 15; Религия кино
  • ИК. 1997. № 12; Великий эпизод. Повесть
  • В сб.: Икша. — М., Би, 1997. Бауман Е. Счастье — тонкая материя
  • СЭ. 1986. № 5 (о ф. Зимняя вишня, в т. ч. о В. В.); Левитин М. "Препарасьон", или Словно во сне
  • СЭ. 1987. № 2 (о ф. Там, где нас нет, в т. ч. о В. В.); Симанович Г. Честь имеем...
  • Кино (Рига). 1988. № 3 (о ф. Первая встреча, последняя встреча, в т. ч. о В. В.); Плахова Е. Петербургские фантазмы
  • ИК. 1988. № 11 (о ф. Первая встреча, последняя встреча, в т. ч. о В. В.); Кагарлицкая А. В Америку — с любовью
  • ЭиС. 1990. 27 дек. (о ф. Зимняя вишня-2, в т. ч. о В. В.); Сашина О. "...И стекает клюквенный сок"
  • ЭиС. 1990. 27 дек. (о ф. Зимняя вишня-2, в т. ч. о В. В.); Аркус Л. Работа на каждый день. — М., Киноцентр, 1990 (в т. ч. о ф. Ярославна, королева Франции, Зимняя вишня и о В. В. ); Матизен В. Между знаком и образом
  • Киноглаз. 1995. № 1 (о ф. Серп и молот, в т. ч. о В. В.); Исакина В. Герой и злодеи
  • Premiere. 1997. № 6 (о ф. Незнакомое оружие, или Крестоносец-2, в т. ч. о В. В.); Дыховичный И. Пряники с неба не падают
  • Видео-Асс. 1998. № 1 (о ф. Незнакомое оружие, или Крестоносец-2, в т. ч. о В. В.).