Сообщить об ошибке
Алексей Айги
композитор

Родился 11 июля 1971 г. в Москве. В 1991 г. окончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова по классу скрипки (педагог И. Головина), с 1997 г. — студент продюсерского факультета РАТИ. В 1994 г. создал ансамбль "4’33". Автор оригинальной музыки к немым фильмам "Метрополис" (1926, озвуч. в 1996), "Кукла" (1919, озвуч. в 1997), "Дом на Трубной" (1928, озвуч. в 1997), "Зимний сад" (1895, озвуч. в 1998), "Счастье" (1934, озвуч. в 2000). Записал и выпустил более 15 CD-альбомов, в т. ч. в России, Франции, Германии, Великобритании. Принимал участие в международных музыкальных проектах и фестивалях современной музыки: "Альтернатива-?" (1994-1999), "Берлин — Москва" (1995-1996), "Московская осень" (1997), "New EUROPE" (1999, США), "Fete de la musique" (1999, Франция) и др.
Автор музыки к спектаклю "Рука. Секунда" (1999, "Кинетический театр Александра Пепеляева").

Тексты
 

Особая профессиональная каста композиторов, сочиняющих музыку для кино, до сих пор полагает непреложным деление на маститых (как Владимир Дашкевич или Эдуард Артемьев) и модных (как Леонид Десятников или Антон Батагов).

Особая профессиональная каста композиторов, сочиняющих музыку для кино, до сих пор полагает непреложным деление на маститых (как Владимир Дашкевич или Эдуард Артемьев) и модных (как Леонид Десятников или Антон Батагов).

Особая профессиональная каста композиторов, сочиняющих музыку для кино, до сих пор полагает непреложным деление на маститых (как Владимир Дашкевич или Эдуард Артемьев) и модных (как Леонид Десятников или Антон Батагов). Алексей Айги не принадлежит ни к тем, ни к другим, хотя после Страны глухих Тодоровского-младшего ему положено стать модным, а приглашение на Ретро втроем Тодоровского-старшего можно расценить в том числе и как приглашение в клан маститых.

Первыми опытами А. А. в кино были Зимние кутежи Киностудии им. Довженко и короткометражный фильм англичанки Кейт де Пьюри Прогулки Орфея, где играли Петлюра и Рената Литвинова. Затем последовали живые перфомансы: ансамбль «4'33» (названный как одна из пьес Джона Кейджа) под управлением А. А. играл его музыку, сопровождавшую во время кинематографических акций Гете-института немые фильмы — Метрополис Фрица Ланга, Куклу Эрнста Любича, Зимний сад братьев Складановских.

В 1997 году по заказу ОРТ А. А. сочинил оригинальную музыку к Дому на Трубной Бориса Барнета: фильм был показан с живым сопровождением в кинотеатре «Иллюзион», а позже в эфире ОРТ с записанным на пленку саундтреком. Музыкальные пристрастия А. А. сосредоточены вокруг синтеза академической музыки и авангардной джазовой импровизации, а также рок-музыки. Генетически А. А. близок к Сергею Курехину. Учитывая его пристрастие к повторяющимся структурам в духе минимализма, некоторые называют А. А. русским последователем Майкла Наймана. Это верно, хотя лишь отчасти: музыка А. А. звучит мягче, лиричнее и непосредственнее музыки его старшего английского коллеги. Об этом свидетельствует самая важная на сегодняшний день работа композитора в кино — фильм Страна глухих Валерия Тодоровского, где А. А. иногда притворяется современным городским урбанистом, а иногда и возвышенным романтиком. В любом случае его музыка в Стране глухих или неигровых Частных хрониках… Виталия Манского ведет себя так, словно говорит: я тоже здесь, хоть вы меня не видите. И далека от намерения раствориться в палитре кинематографических настроений.

ТКАЧЕНКО И. [Алексей Айги] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.

 
 

[…] Юрий Сапрыкин: С чего вообще начиналась история «4'33''»?

Алексей Айги: Я в апреле 94-го собрал случайных музыкантов для фестиваля «Альтернатива». Написал сочинение минут на 35, очень сложное и навороченное. Потом года 2—3 собирались музыканты. Поначалу играли чужую музыку: Кейджа, Ла Монте Янга, Терри Райли.

Ю. С. А музыку для кино как вы начали писать?

 
 

[…] В нашем кинематографе у Айги есть шансы занять то место, которое прочили Антону Батагову после выхода «Музыки для декабря» Ивана Дыховичного. Шансы, конечно, чисто теоретические […]. По сути дела, за исключением пары короткометражек и «Страны глухих» Валерия Тодоровского, вся работа лидера ансамбля «4'33''» в кино сводится к музыкальному сопровождению (вживую) немых фильмов — жанру, бесспо...

 
 

Фестивали и премии
2008ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» (2008  Дикое поле)
2008Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
За лучшую музыку (2008  Дикое поле)
2008Премия «Золотой Орел»
За лучшую музыку (2008  Дикое поле)
2008Премия «Ника»
За лучшую музыку к фильму (2008  Дикое поле)
1998Премия «Золотой Овен»
За лучшую музыку к фильму (1998  Страна глухих)
Библиография
  • Поспелов П. Антон Батагов написал телегу на Эрнста Любича
  • Ъ. 1996. 23 мая (в т. ч. о ф. Метрополис и музыке А. А.); Дмитриев Н. Великий, немой и звучащий
  • Итоги. 1996. 4 июня; Бабинцева Н. Игра света и звука
  • НГ. 1996. 7 июня; Негатив Алексея Айги. Внимание высокой культуре!
  • Матадор. 1997. № 3; Филиппенко М. От немых фильмов к глухим
  • Веч. клуб. 1998. 2 – 8 апр.; Алексей Айги: прямая речь. Лит. запись Н. Хенстридж
  • Premiere. 1998. № 6 (о музыке к ф. Страна глухих, Ретро втроем); Айги А.: "Из фильма ноты не выкинешь". Инт. А. Липатова
  • Кино Парк. 1998. № 9; Ухов Д. Уроки черно-белой магии: Алексей Айги и другие
  • ИК. 1998. № 9; Айги А.: "Живое музицирование ничем заменить невозможно". Инт. С. Анашкина
  • ИК. 1998. № 12; Ухов Д. Алексей Айги: ближайшее будущее
  • ИК. 1998. № 12.