Сообщить об ошибке
Юрий Векслер
оператор
 
Родился 4 февраля 1940 г. в Ленинграде. С 1957 г. работал на к/с "Ленфильм": ассистентом оператора, оператором комбинированных съемок, оператором-постановщиком.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991).
Умер 29 сентября 1991 г.

Тексты
 

Сын ленфильмовского художника, с детства привыкший к бесконечным экспедициям, Юрий Векслер операторской профессии обучался не во вгиковской аудитории, а на съемочной площадке. Начинал учеником фотолаборанта в цехе комбинированных съемок, затем «вырос» до ассистента оператора. Когда Дмитрий Долинин снимал в 1960 году на «

Сын ленфильмовского художника, с детства привыкший к бесконечным экспедициям, Юрий Векслер операторской профессии обучался не во вгиковской аудитории, а на съемочной площадке. Начинал учеником фотолаборанта в цехе комбинированных съемок, затем «вырос» до ассистента оператора. Когда Дмитрий Долинин снимал в 1960 году на «

Сын ленфильмовского художника, с детства привыкший к бесконечным экспедициям, Юрий Векслер операторской профессии обучался не во вгиковской аудитории, а на съемочной площадке. Начинал учеником фотолаборанта в цехе комбинированных съемок, затем «вырос» до ассистента оператора. Когда Дмитрий Долинин снимал в 1960 году на «Ленфильме» свою первую короткометражку Собирающий облака, комбинатор Ю. В. «выдавал» кучу бумажных обрезков за прекрасное облако. А затем тот же Долинин перетянул Ю. В. к себе вторым, заменил собой вгиковского мастера и позже спровоцировал его абсолютно самостоятельную работу, хотя в титрах Семи невест ефрейтора Збруева они значатся оба: иначе система не позволяла человеку без специального образования стать оператором. Ю. В. был оператор от бога: темперамент, помноженный на интуицию, врожденную культуру взгляда и приобретенные знания плюс свобода. И он был создан именно для отечественной киношколы тех лет, когда изображение само по себе говорило правды больше, чем «идейное содержание». Осознавал первородство своей профессии в кино, но операторскую задачу понимал классически строго: видел ее в том, чтобы подчинить себя драматургии и раствориться в ней. Главным и самым сложным считал выбор крупности. Не скрывал пристрастия к портрету, крупному (порой казалось, чрезмерно крупному) плану. В актеров, которых снимал, влюблялся — и создавал их. Сочинял лица, в которых нет ничего однозначного. Виртуозно работал со светом — интерьерным, заоконным, уличным, предметным. Общая атмосфера объединяла пространства. Историческим фильмам, экранизациям предпочитал современность, даже острую социальность. Но рамки дозволенного в фильмах «на современную тему» (кроме Старшего сына и Отпуска в сентябре, сознательно снятых «антиэстетично», под документ) ему были всегда тесны.

Стал готовиться к собственной постановке по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты «Долгие ночные стоянки». История современная (с военными воспоминаниями) и полудетективная — речь шла о страшной тайне, которой пронизана жизнь героя.

Долинин считает, что Ю. В. был задуман как могучий, высокий человек, но из-за блокады не вырос. Энергия его распирала изнутри, он жил в несусветном напряжении всегда. Потому болел и самоедствовал, а щадить себя начал лишь в последнее время: хотел свое кино снимать. Гордый был, скрытный, разговорчивый, веселый, ироничный, грустный.

ШЕРВУД О. [Юрий Векслер] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.

 
 

В сентябре 1991 года от болезни сердца скончался Юра Векслер, кинооператор. С ним прощался весь «Ленфильм».

Ему выпала нелегкая судьба. В детстве пережил блокаду. Кончил школу и сразу пошел вкалывать. Конечно, в кино. Его отец Аркадий Иосифович Векслер был художником. С ранних лет Юра торчал на съемочной площадке. Отведал черствого хлеба киношного чернорабочего. Институтов не кончал. Выбрал другой путь и добился своего ...

 
 

Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, многократный лауреат профессиональной премии имени Андрея Москвина Юрий Векслер был неучем — десять классов и никакого специального образования.

Он был сыном ленфильмовского художника Аркадия Векслера. Мальчишкой ездил по экспедициям, хулиганил, дрался… Но однажды отцу надоели эти «художества» сына, и Юра был отправлен в цех комбинированных съемок учеником фот...

 
 

Работы
Сценарист
1981Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей
уч. в сценарии
Оператор
1971Семь невест ефрейтора Збруева
совм. с Д. Долининым
1972Здравствуй и прощай
1974Ксения, любимая жена Федора
1974Странные взрослые
1975Старший сын
1976Ключ без права передачи
совм. с Д. Долининым
1977Женитьба
1979Отпуск в сентябре
1979Шерлок Холмс и доктор Ватсон
1980Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
совм. с А. Лапшовым
1982Пиковая дама
1983Пацаны
1983Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры
1984Колье Шарлотты
1984Чужая жена и муж под кроватью
1985Зимняя вишня
1986Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается
1987Первая встреча, последняя встреча
1988Презумпция невиновности
1990Царская охота
1991Лох — победитель воды
1995Зимняя вишня
совм. с В. Мюльгаутом, В. Брыляковым
2000Воспоминания о Шерлоке Холмсе
в используемых фрагментах


Фестивали и премии
1991Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу (1991  Лох — победитель воды)
1987Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу (1987  Первая встреча, последняя встреча)
1985Государственная премия СССР
(1983  Пацаны)
Библиография
  • Векслер Ю.: "Для меня главное — актер". Инт. В. Кузнецовой
  • Кино (Рига). 1988. № 5; Мельников В. ...И чтобы повезло
  • Кадр. 1988. 2 июня; Кузнецова В. Творцы изображения
  • В сб.: Фильмы. Судьбы. Голоса. Ленинградский экран. — Л., Искусство, 1990  (в т. ч. о Ю. В.); Мельников В. Юрий Векслер
  • Кадр. 1991. № 8; Позняк Т. Памяти Юрия Векслера
  • НВ. 1991. 5 окт.; Герман А. Он был нужен всем
  • ЭиС. 1991. 10 окт.; Павлова И. Без него убавится света...
  • Смена. 1991. 11 ноября; Клепиков Ю. Памяти Юрия Векслера
  • Сеанс. 1992. № 6.