Сообщить об ошибке
Лилия Гриценко
актриса

Родилась 24 декабря 1917 г. в г. Горловка на Украине. В 1941 г. окончила Оперно-драматическую студию им. Станиславского (оперное отделение). С 1937 г. выступала на сцене как оперная певица. В 1948-1957 гг. — актриса Драматического театра им. Станиславского. С 1960 г. — актриса Драматического театра им. А. Пушкина.
Среди театральных работ:
"Маскарад" (1941), "День чудесных обманов" (1943), "В тиши лесов" (1948), "Отцы и дети" (1949), "С любовью не шутят" (1949), "Грибоедов" (1951), "Наследники Рабурдена" (1952), "Бесприданница" (1953), "Чайка" (1954), "Дни Турбиных" (1954), "Домик у моря" (1956) — Театр им. Станиславского; "Деревья умирают стоя" (1958), "День рожденья Терезы" (1961), "Романьола" (1963), "Повесть о спасенной любви" (1964), "Джентльмены из Чикаго" (1965), "Парусиновый портфель" (1967), "Метель" (1967), "Воскресенье в Риме" (1968), "Страна Айгуль" (1970), "Недоросль" (1975), "Мораль пани Дульской" (1977), "Без вины виноватые" (1977), "Дети солнца" (1979), "Сочная вырезка для фрекен Авсениус" (1982) — Театр им. А. Пушкина
Тексты
 

Гриценко заметили рано, еще в школе в числе других юных вокалистов она выступала на Донецкой олимпиаде, затем на Всесоюзной и — в Москву, в Большой театр. Через год — оперно-драматическая студия имени К. С. Станиславского. По окончание студии актрисе нужно было решить вопрос, что предпочесть — драму или оперу. Гриценко становится актрисой Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. Однако...

 
 

Занимаясь на первом отделении студии, я одновременно выступала в качестве драматической артистки, и мне иногда бывало трудно петь на другой день после репетиции или спектакля, поэтому я спросила однажды Антонину Васильевну, не повредит ли это моим вокальным занятиям. Она ответила, что если я буду говорить на сцене правильно, то есть поставленным голосом и на опертом дыхании, то мне нечего бояться. Благодаря ее специаль...

 
 

На мою долю выпало огромное счастье учиться у К. С. Станиславского. […]

Объясняя нам задание, Константин Сергеевич напоминал, что в театре три стены, четвертая стена воображаемая, так как она открыта для зрителя. «Делайте ваш этюд так, — говорил он нам, — как будто все происходит за стеклом. Я смотрю, вижу все движения и ничего не слышу. Но я должен все понять».

Эти слова всегда прихо...

 
 

Она снималась в фильме-опере «Черевички» — исполняла роль Оксаны. И не так, как принято теперь, — один артист снимается, а другой, за кадром поет. Нет, Гриценко сама играла и пела.

В школе она получила столь всестороннюю подготовку, что одинаково свободно могла и петь, и разговаривать на сцене. А если сказать еще точнее — она научилась существовать в «зонах молчания», то есть тогда, когда не надо ни петь, ни разговаривать. Только думать.

Музыка помогала ей в овладении этим иск...

 
 

О фильме «Римский-Корсаков»

Исполнение Л. Гриценко роли Забелы-Врубель в фильме «Римский-Корсаков» вызвало большой интерес. […] Это вторая работа Гриценко в кино. Первый раз она появилась на экране гордой и капризной Оксаной в «Черевичках» — в роли, построенной на причудливых контрастах трогательности и лукавства, девичьей лирики и безудержного озорства. […]

Вот эту искрящуюся живость характера, неожиданную смену настроений выразительно передавала Гриценко. […]

 
 

Тереза в спектакле «День рождения Терезы» появилась на сцене с прекрасной лирической песней… […] Тереза Л. Гриценко была символом женственности, символом матери, как бы вобравшим в себя всех матерей, с их величием, гордостью, беззащитностью и трагедией. […]

В «Романьоле» Равенских пытался создать народную трагедию, и эта попытка удалась, в первую очередь, образом Доменики. […] Доменика — Л. Гриценко — стройная, одетая во все черное молодая женщина. Она проходила через спектакль скорбн...

 
 

Первое впечатление, которое остается, когда смотришь ее на сцене, — это ощущение непосредственности, тонкой лирики, легкого естественного юмора.

Гриценко искренне передает чистоту полудетских, полудевичьих чувств своих юных героинь. Актриса привлекает не только обаянием непосредственности, но и искусством жить на сцене сложной и напряженной внутренней жизнью. […]

Дарованию актрисы присуща редкая музыкальность. Это ее прир...

 
 

Работы
Актер
1944Черевички
Оксана
1951Белинский
крепостная актриса
1951Ночь перед Рождеством
озвучание
1951Прощай, Америка!
1952Римский-Корсаков
Н. И. Забела-Врубель
1953Полет на Луну
озвучание
1954Верные друзья
Наталья Сергеевна
1955Мать
Софья
1955Остров ошибок
озвучание
1955Степа-моряк
озвучание
1956Иван Франко
Ольга
1956Кровавый рассвет
Маланка
1956Небесное создание
озвучание
1956Полюшко-поле
Екатерина Анисимовна
1957Исполнение желаний
озвучание
1958Андрейка
Анна
1958Шофер поневоле
1959Неподдающиеся
мать
1959Хованщина
Сусанна
1960Ребята с Канонерского
тетя Люся
1960Чужая беда
Пелагея
1961Горизонт
Голованова
1963Тишина
Мукомолова
1965Знойный июль
Людмила Сергеевна
1966В западне
хозяйка дома
1967Седьмой спутник
1970Семья Коцюбинских
мать Примакова
1971Веселые Жабокричи
Рындычка
1972Адрес вашего дома
мать "академика"
1975Полковник в отставке
Олимпиада Касьяновна
1976Ключ без права передачи
Лилия Олимпиевна
1978Сегодня или никогда
Марфуша
1979Фантазии Фарятьева
тетя Павла
1980Долгие дни, короткие недели...
эпизод
1982Просто ужас
эпизод
1982Солнечный ветер
мать Пономарева
1982Хозяйка детского дома
Ванеева
1982Частная жизнь
Марья Андреевна
1983Долгая дорога к себе
Елена Владимировна
1983Ученик лекаря
эпизод
1984Парад планет
«Мать»
1985Личное дело судьи Ивановой
бабушка
1985Пять минут страха
эпизод
1985Я тебя помню
1986Рядом с вами
эпизод
1988Работа над ошибками