Сообщить об ошибке
Ия Саввина
актриса
 
Родилась 2 марта 1936 г. в Воронеже. В 1958 г. окончила факультет журналистики МГУ. Играла в студенческом театре МГУ. С 1960 г. — актриса академического театра им. Моссовета. С 1977 г. — актриса МХАТ им. Горького (ныне — МХАТ им. Чехова).
Среди театральных работ:
"Такая любовь" (1958, Студенческий театр МГУ); "Нора" (1960), "Ленинградский проспект" (1962), "Странная миссис Сэвидж" (1966), "Петербургские сновидения" (1969), "Турбаза" (1974) — Театр им. Моссовета; "Дачники" (1977), "Обратная связь" (1977), "Эльдорадо" (1978), "Утиная охота" (1979), "Чайка" (1980), "Так победим!" (1981), "Заседание парткома" (1981), "Дядя Ваня" (1985), "Серебряная свадьба" (1985), "Перламутровая Зинаида" (1987), "Московский хор" (1988), "Вишневый сад" (1989), "Иванов" (1990), "Горе от ума" (1992), "Плач в пригоршню" (1993), "Новый американец" (1994), "Гроза" (1996), "Три сестры" (1997), "Рождественские грезы" (1998), "Кошки-мышки (2004) — МХАТ им. Горького (ныне — МХАТ им. Чехова).
Приз конкурса-смотра мо
Тексты
 

Ия Саввина не помышляла об актёрской карьере. Литературу любила всей душой и хотела продолжить своё литературное образование. На филологический факультет даже золотых медалистов без дополнительных экзаменов не принимали. Поэтому девушка выбрала факультет журналистики. Далее происходит почти сказочная история, сложенная из судьбоносных случайностей.

Любовь к театру приводит Саввину в университетский Студенческий театр, которым руководит Ролан Быков. В актрисы Саввину не взяли, но дове...

 
 

О фильме «Дама с собачкой»

Падший ангел, в котором все было истинно и недостижимо: и падение, и невозможность греха. Саввина играет русскую женщину на rendez-vous в лучших традициях национальных понятий о страсти и ее осуществлении. Эмма Бовари с ее исступленным восторгом перед зеркалом («у меня есть любовник!») — другая эпоха, другая планета. Тяжеловесная, удушливая трагедия Анны Карениной («Все кончено, — сказала она, — у меня ничего нет, кроме тебя») — в легча...

 
 

О фильме «Дама с собачкой»

Саввиной в фильме трудно играть, потому что у нее нет конфликта. Она только жалка, мила и со вкусом одета.

ШКЛОВСКИЙ В. // Литература и жизнь. 1960. 23 марта.

...
 
 

О фильме «Дама с собачкой»

И тогда искусство Чехова предстанет на экране во всем его своеобразии, как искусство, близкое нам благородство идеалов, суровой критикой пошлости, мещанства… любовью и верой в человека… стремлением к правде, осмысленной трудовой жизни.

ПОГОЖЕВА Л. // Советская культура. 1960. 28 января.

...
 
 

О фильме «Дама с собачкой»

Та Анна Сергеевна, которая существует в фильме, не может быть ни источником большой драмы, ни предметом ее. Она нервничает, а не любит, терзается, а не страдает… Смирнов (в драме «Иванов» — ред.) не побоялся иметь характер, и поэтому получилась настоящая драма. Саввина побоялась.

БОРИСОВА И. // Комсомо...

 
 

О фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»

Ася-хромоножка была из того же теста, что и Сонечка Мармеладова или солженицынская Матрена, только праведность ее не влекла за собой жертв, страданий, унижений, подвижничества и совсем не годилась для того, чтобы «на ее примере» отличить правду от зла, как это положено было таким героиням. Она, эта праведность, была улыбчивой, теплой, притягательной, а главное — счастливой.

Асин Божий дар...

 
 

О фильме «Винни-Пух»

Приступая к «Вини-Пуху», я никого из актеров заранее не планировал. […]

Леонов не подходил тонально, у него баритональный тембр, могучая грудная клетка. И тут сам звукооператор предложил: «Давайте, я ему голос чуть подниму! Ускорю…» И я сразу почувствовал: «Да-да! Нашли!» Этот нехитрый звуковой трюк открывал новые возможности...

 
 

О фильме «Гараж»

К примеру, заместитель председателя кооператива Аникеева (артистка Ия Саввина) представляет собой тип женщины-общественницы. Такие дамы, поднимаясь по карьерной лестнице, постепенно теряют былую миловидность, женственность. Они одеты строго, без вольностей, следуя законам особой, бюрократической моды. На собраниях всегда сидят в президиуме. У них, как правило, неплохо подвешен язык, они вооружены всеми приемами...

 
 

Работы
Актер
1960Дама с собачкой
Алла Сергеевна
1960Кроткая
Кроткая
1962Грешница
Ксения
1965Звонят, откройте дверь
мать Гены
1966В городе С.
Дама с собачкой
1967Анна Каренина
Долли Облонская
1967История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
Ася Клячина
1967Маляр (в к/а Фитиль № 63)
1968Служили два товарища
Саша
1969Винни-Пух
озвучание
1969Дорогие слова (в к/а Фитиль № 94)
1969Сюжет для небольшого рассказа
Мария Павловна Чехова
1971Винни-Пух идет в гости
озвучание
1971Красный дипломат
1971Месяц август
Соня
1971Страницы жизни Леонида Красина
В.Ф. Кисссаржевская
1972Винни-Пух и день забот
озвучание
1972Красно солнышко
мать
1973Каждый день доктора Калинниковой
Калинникова
1973Облака
Мария
1973Последний подвиг Камо
Софья
1973Следствие ведут знатоки. Дело № 8. Побег
1974Романс о влюбленных
мать Тани
1975Дневник директора школы
Валентина Федоровна
1975Маяковский смеется
Зоя Березкина
1976Спроси себя
Градова
1977Марка страны Гонделупы
мама
1977Нос
девушка на Невском
1977Открытая книга
Татьяна Власенкова
1977Смятение чувств
Нина Дмитриевна
1978Чужая
Вера Дмитриевна
1979Гараж
Аникеева
1980Ключ
эпизод
1980Три года
Нина Федоровна
1981Наше призвание
Маргарита Антоновна
1982Слезы капали
жена Васина
1982Частная жизнь
Наталья Ильинична
1984Продлись, продлись, очарованье...
Анна Константиновна Шарыгина
1986Я — вожатый форпоста
Радыгина
1987Запомните меня такой
Лидия
1988Лев и девять гиен
озвучание
1991Сюжет для двух рассказов
мать
1993Троцкий
жена Троцкого
1998Чехов и К
2000Два товарища
2003Постельные сцены (в к/а Список влюбленных РФ)
2004Место под солнцем
2007Слушая тишину
Маргарита Алтаева


Фестивали и премии
1990Государственная премия СССР
(1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1983Государственная премия СССР
(1982  Частная жизнь)