Сообщить об ошибке
Вячеслав Гарданов
оператор, педагог
 
Родился 28 июля 1902 г. Окончил Ленинградский фотокинотехникум. В 1927 г. — Высший институт фотографии и фототехники. В 1933-1935 гг. — педагог ЛИКИ.
Оператор-постановщик, работал в основном с режиссером В. Петровым. Экспериментировал в области цветного кино.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950).
Умер 18 ноября 1983 г.
Тексты
 

Первый фильм, в заглавных титрах которого стояли слова «оператор В. Гарданов», вышел на экраны в 1929 году. Фильм назывался «Адрес Ленина». Поставил его режиссер. В. Петров на ленинградской фабрике «Совкино». […] Творческая биография оператора начинается, как правило, с освоения опыта учителей и старших товарищей. Молодой оператор работает на нескольких фильмах ассистентом. В его первых самостоятельных работах обычно заметны следы чужих влияний. Постепенно укрепляется профессиональное мастерс...

 
 

Между тем в среде художников и операторов отношение к опыту немецкого экспрессионизма было куда более сложным. Яркий пример тому — творчество операторов знаменитой ленинградской школы, куда входили великий Андрей Москвин, Евгений Михайлов, Вячеслав Горданов, работавший с В. Петровым на «Фрице Бауэре» и «Беглеце» (1932), также посвященном современной Германии. Именно Горданов в своих мемуарах сообщает, что через немецкое изобразительное искусство они впервые познакомились с термином «экспресси...

 
 

Когда наш институт был реорганизован в кинофототехникум, я остался его студентом […]. Но того, что нас с Москвиным больше всего интересовало — практической работы по художественной фотографии и киносъемке — не было. Отсутствовали и какие-либо реальные перспективы на это счет. Нам стало ясно, что если мы хотим научиться снимать, так как нужно (а как нужно, мы представляли довольно смутно), то должны сами независимо от техникума, искать для этого возможности.

Световое пятно и искусстве...

 
 

О работе над фильмом «Гроза»

Мы, конечно, понимали, что делать «Грозу» так, как мы делали наши предыдущие картины, к примеру «Беглец», нельзя. Трехчастевая картина «Беглец», с Геннадием Мичуриным в главной роли, была нашим первым поиском в области звука и своего рода подведением итогов изобразительных и монтажных средств, бывших в ходу у молодых кинематографистов последнего периода звукового кино. «Беглец», в котором многие из этих приемов были доведены до крайности, был...

 
 

О фильме «Гроза»

Просматривая «Грозу», с большим трудом можно угадать, что снимал ее тот же оператор, который не так давно закончил «Фрица Бауэра». От прежнего Гарданова остались только стремление разрешить поставленные перед собою задачи на высоком уровне, тонкий художественный вкус, искусство работать со светом. […] Незаметными, точными световыми штрихами оператор передает характерные особенности героев. Мягкое освещение лица Катерины, подчеркнутое почти незаметным нак...

 
 

Воспоминания о Вячеславе Гарданове

Я познакомился с ним в самом начале 30-х годов, на симфоническом концерте ленинградской филармонии. Конечно, мы встречались и до этого, и чуть ли не каждодневно в коридорах «Ленфильма» где я тогда только-только начинал свою кинематографическую жизнь как музыкант. И я уже знал что этот высокий молодой человек с округло мягкими очертаниями лица, почитается, так же как и его друг Андрей Москвин, новатором в операторском искусстве.

 
 

Все началось так. Был 1928 год. Андрей Москвин. Тогда еще молодой, но уже прославленный оператор фильмов «Чертово колесо», «Шинель», «СВД», привел на кинофабрику к режиссеру Владимиру Михайловичу Петрову высокого юношу и сказал: «Это Вячеслав Гарданов. Он кончил кинотехникум». А потом, помолчав, — Москвин не любил длинных речей — добавил: «Спасение утопающих дело рук самих утопающих». И ушел.

Так Вячеслав Гарданов стал снимать фильм «Адрес Ленина». Правда, съемочной камеры у него не ...

 
 

Я не мыслю своей профессии «отдельно». Она никогда не существовала для меня вне искусства вообще. Перед тем как начать снимать я слушал или читал стихи — те, которые должны были помочь мне снимать картину. Я как бы должен был сперва ее услышать и только потом увидеть. Приведу пример. Цикл стихов Всеволода рождественского «Германия» помог мне увидеть зрительные образы фильма «Фриц Бауэр», который я снимал. Конечно, помогает художнику и оператору и мне в том числе, и изобразительное искусство. ...

 
 

Работы
Оператор
1929Адрес Ленина
1930Фриц Бауэр
1931Плотина
1932Беглец
1932Для вас найдется работа
совм. с В. Яковлевым
1933Гроза
1937Петр Первый (1-я серия)
совм. с В. Яковлевым
1940Осень
совм. с М. Магидом
1941Маскарад
1942Варежки
1946Во имя жизни
1949Академик Иван Павлов
совм. с М. Магидом, Л. Сокольским, Е. Кирпичевым
1952Кемери


Фестивали и премии
1950Сталинская премия
I степени (1949  Академик Иван Павлов)