Сообщить об ошибке
Игорь Алейников
режиссер, критик, издатель
 
Родился 15 марта 1962 г. в Грозном. В 1984 г. окончил Московский инженерно-физический институт. Создатель и главный редактор журнала "Сине Фантом" (1985-1990). Один из основателей, идеолог движения "Параллельное кино"; основатель (1987, совм. с Г. Алейниковым) КФ "Сине Фантом Фест".
Организатор (совм. с Г. Алейниковым) и преподаватель Мастерской Индивидуальной Режиссуры Свободной Академии. Куратор и организатор показов российского независимого и экспериментального кино в России и за рубежом.
Трагически погиб 23 марта 1994 г.
Тексты
 

Братья Алейниковы возглавили московское «параллельное» движение в тот момент, когда эстетика была готова ненадолго возобладать в нашем авангарде над этикой, за которую (нонконформизм) его всегда и ценили. В ситуации принудительной моноязычности культуры кто-то должен был заняться наконец киноязыком, и вышедшие из московской концептуальной школы братья А. стали ведущими подрывниками-лингвистами нашего кино.

Их рефлексирующее, «головное» кино удачно сочеталось с «животным» примитивом ле...

 
 

Январь 1986 Выходит первый номер «Cine Fantom», самиздатовского журнала «параллельного кино» и «новой критики»

Первый номер был написан единственным автором Игорем Алейниковым и вышел в единственном экземпляре. Алейников намеревался выпустить его еще в 1985 г., эта дата стоит и на заранее подготовленной обложке, но работа завершилась только в начале 1986 г. Название жур...

 
 

В Москве открывается первый фестиваль «параллельного кино» Cine Fantom Fest 87

Первый фестиваль «параллельщиков» открывается с приключениями и неприятностями, которые усложняют жизнь организаторам, но в то же время создают необходимую «интригу» и хотя бы отчасти придают мероприятию тот «героический» вид, какой и подобает андеграундной акции. Очевидно, к моменту открытия фестиваля еще не...

 
 

Июль 1989 Фильм Игоря и Глеба Алейниковых «Здесь кто-то был» выходит под маркой киностудии «Мосфильм». Это первая работа «параллельщиков», сделанная в условиях государственного кинопроизводства. Через год в Ленинграде будут завершены «Рыцари поднебесья» Евгения Юфита

В ветвистой схеме «Всемирного общества «Cine Fantom», аккуратно отпечатанной на пишущей машинке, узнается стиль Игоря Алейникова с его основательностью, милым педантизмом и «серьезным юмором». В будущую «все...

 
 

Со смертью Игоря Алейникова закончилась эпоха веселого русского авангарда постперестроечной поры. Будто вместе с ним в авиакатастрофе за Уральским хребтом исчез источник энергии, которой этот авангард жил. А других источников так и не обнаружилось.

Игорь был человек «исторический» — в том смысле, что его судьба странным образом повторяла траекторию поворотов нашей истории. В 1985 г. он, инженер-...

 
 

Первым алейниковским фильмом для меня были «Метастазы». Игорь принес этот фильм на киностудию дома культуры имени Зуева, где надеялся найти подходящую базу. Я хорошо запомнил грустного чеченского ослика, без оптимизма глядящего на жизнь. Запомнил и первую съемку, на которой вскоре присутствовал: актеры (из бывших одноклассников) яростно мчались по лесу, надев на головы огромные картонные ящики. Режиссер же был неизменно спокоен. Единственными словами, ради которых он соглашался повысить голос...

 
 

Евгений ЮФИТ

Явился молодой человек в очках, с бородой, очень серьезный, прилично одетый. Всем своим обликом он приятно контрастировал с собравшейся оборванной шантрапой. Он сразу вызвал у меня очень положительные эмоции, а когда показал свои фильмы, я окончательно убедился, что мужчина матерый. Игорь всегда сохранял очень серьезное выражение. Он умел создавать вокруг себя такое параноидально-бюрократическое поле. Костюм, очки…...

 
 

С Игорем Алейниковым удивительно вязались солидные и надежные вещи.

Явился молодой человек в очках, с бородой, очень серьезный, прилично одетый. Всем своим обликом он приятно контрастировал с собравшейся оборванной шантрапой. И сам он производил впечатление человека-аквариума, спокойного, уютного, защищенного от случайностей и по-хорошему предсказуемого. Поэтому обстоятельства его ухода кажутся особенно неправильными, дурацкими.

[…] Я потому и позволил себе собраться с немно...

 
 

Советское параллельное кино, возникшее на исходе застоя и активно скандализировавшее общественное мнение на первом этапе перестройки, сегодня, по существу, изживает себя. Терминологически во всяком случае. Критерий «параллельного» творчества, выработанный на задворках идеологической империи, сходит на нет вместе с государственной киномонополией. Уникальность переходной ситуации состоит в том, что прежний идеологический прессинг уже снят...

 
 

Работы
Режиссер
1981Верхняя точка
1982Имена
19831 мая 1983 года
1983Аттракцион
1983Филателист
1984Метастазы
1986М. Е.
cовм. с Г. Алейниковым
1987Жестокая болезнь мужчин
cовм. с Г. Алейниковым
1987Революционный этюд
совм. с Г. Алейниковым, Г. Острецовым, Е. Кондратьевым
1987Я холоден, ну и что?
cовм. с Г. Алейниковым
1988Борис и Глеб
cовм. с Г. Алейниковым
1988Конец фильма
cовм. с Г. Алейниковым
1988Машинистка
cовм. с Г. Алейниковым
1988Постполитическое кино
cовм. с Г. Алейниковым
1988Сервировка — рокировка
cовм. с Г. Алейниковым
1988Страшная тайна "Чергида"
cовм. с Г. Алейниковым
1989Здесь кто-то был
cовм. с Г. Алейниковым
1989Миражи
1990Аквариумные рыбы этого мира
cовм. с Г. Алейниковым
1990Ожидание де Била
cовм. с Г. Алейниковым
1992Трактористы-2
совм. с Г. Алейниковым
1994История любви Николая Березкина
cовм. с Г. Алейниковым
1997Америга
cовм. с Г. Алейниковым
Сценарист
1981Верхняя точка
автор сценария
1982Имена
автор сценария
19831 мая 1983 года
автор сценария
1983Аттракцион
автор сценария
1983Филателист
автор сценария
1984Метастазы
автор сценария
1989Здесь кто-то был
автор сценария совм. с Г. Алейниковым
1997Америга
автор сценария совм. с Г. Алейниковым
Актер
1986М. Е.
1987Жестокая болезнь мужчин
1987Я холоден, ну и что?
1988Говорят члены общества "Че-паев"
1988Машинистка
1988Постполитическое кино
1990Аквариумные рыбы этого мира
1997Америга


Фестивали и премии
1990МКФ к/м фильмов в Оберхаузене
Гл. приз (1990  Ожидание де Била)
Библиография
  • Алейников И.: Дневник. Сост.: О. Лялина, Г. Алейников. — М., СИНЕ ФАНТОМ, 1999. Алейников Г., Алейников И.: Здесь кто-то был. Сценарий
  • Син. Ф. 1987. № 6 (повт. публ. фрагментов
  • Сеанс. 1995. № 10); Беседа о видео (совм. с Б. Юханановым, С. Шмелевым-Агинским)
  • Син. Ф. 1988. № 9; Тоска В. Ф.
  • Син. Ф. 1988. № 10 (повт. публ.
  • Место печати. 1993. № 4); Аквариумные рыбы этого мира. Сценарий
  • Син. Ф. 1989. № 13; Ошибка. Сценарий
  • Син. Ф. 1990. № 15; Прощай, Джульбарс! Сценарий
  • Син. Ф. 1990. № 15 (совм. с А. Мертвым, Е. Юфитом); Интервью с Сержем Тубиана
  • Син. Ф. 1990. № 17. Алейников И.: О фильме Скорбное бесчувствие
  • Син. Ф. 1987. № 6; Три развернутых тезиса о фильме А. Сокурова Одинокий голос человека (1978 – 1987)
  • Син. Ф. 1987. № 6; Бежин луг. 1937 – 1987
  • Син. Ф. 1987. № 6; Королевство кривых зеркал
  • Син. Ф. 1987. № 6; Язык — это тонкое оружие
  • Син. Ф. 1987. № 7-8; Это время такое — фестивальное
  • Син. Ф. 1987. № 7-8; Между цирком и зоопарком
  • Син. Ф. 1987. № 7-8; Асса
  • Кино (Рига). 1988. № 6; Почему в Корее нет параллельного кино?!
  • Син. Ф. 1988. № 9; Маленькая Вера
  • Син. Ф. 1988. № 10; "Круглый стол", посвященный творчеству Ж. М. Штрауба (с уч. И. А.)
  • Син. Ф. 1988. № 11; Что остается за кадром?.. Смерть
  • Син. Ф. 1989. № 12; Интервью программе "Взгляд"
  • Син. Ф. 1989. № 12; Интервью с Дж. Грейсоном
  • Син. Ф. 1989. № 13. Добротворский С. Тотальный кинематограф
  • Син. Ф. 1988. № 10 (повт. публ.
  • ИК. 1989. № 6; под псевд. О. Лепесткова); Юхананов Б. Здесь кто-то был, есть и будет
  • МН. 1989. 23 июля; Беседа о параллельном кино (с уч. С. Добротворского, В. Сорокина, М. Трофименкова и др.)
  • МЖ. 1989. № 28 (в т. ч. о ф. Постполитическое кино, Трактора); Бобринская Е. Хроника шагающего экскаватора
  • Юность. 1990. № 2 (Материалы обсуждения журнала "Сине Фантом"); Голлербах Е. Сине Фантом. Инт. с И. А.
  • Искусство Ленинграда. 1990. № 4; Лялина О. "Мосфильм". Параллельщики. Трактористы
  • НГ. 1991. 5 дек.; Добротворский С. Raiders of the lost avant-garde
  • Сеанс. 1991. № 4 (в т. ч. об И. А., Г. А.); Дроздова М. Новая версия фильма Трактористы
  • ЛГ. 1992. 11 марта (о ф. Трактористы-2); Матизен В. Рот карт
  • Сеанс. 1993. № 7 (о ф. Трактористы-2); Ковалева О. Старший брат
  • МН. 1994. 10 – 17 апр. (об И. А.); Юсипова Л. Весна на параллельной улице
  • Ъ. 1994. 13 авг. (о ф. Трактористы-2); Добротворский С. Здесь кто-то был
  • Сеанс. 1995. № 10; Поспелов П. Об Игоре Алейникове
  • Сеанс. 1995. № 10.