Сообщить об ошибке
Георгий Данелия
режиссер, сценарист
 
Родился 25 августа 1930 г. в Тбилиси. В 1954 г. окончил Московский архитектурный институт, в 1958 г. — режиссерский факультет ВРК при к/с "Мосфильм". С 1959 г. — режиссер-постановщик к/с "Мосфильм". В 1965-1969 гг. — худ. рук. Экспериментального творческого объединения при к/с "Мосфильм", в 1975-1987 гг. — худ. рук. Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов. С 1987 г. — худ. рук. к/с "Ритм".
Народный артист СССР (1990).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (2000).
Тексты
 

Данелия — один из лучших отечественных режиссеров-урбанистов. В Я шагаю по Москве вместе с оператором Вадимом Юсовым он передал даже запах города — запах новеньких пластинок в ГУМе, мокрых листьев, памятников и мостовых. Он первым показал метро как место действия городской сказки. По эскалатору вверх поднимался метростроевец Коля и, потеряв любимую, распевал «бывает все на свете хорошо». Вниз, к последнему поезду питерской подземки, скакал интеллигентный Бузыкин и знал, что хорошо уже ...

 
 

Только люди с большим чувством юмора в России могут быть серьезными философами. И только философы способны на протяжении всей жизни оставаться искренними юмористами.

Один живой пример — одессит Жванецкий. Другой — московский грузин (или грузинский москвич) Георгий Данелия.

Не комедий у него две — «Сережа», снятая вместе с Игорем Таланкиным, и «Путь к причалу». И то самые п...

 
 

Десятилетие за десятилетием — легкой походкой преодолевает пересеченную местность «советского кино»: автор шедевров, всегда победитель; герой баек, академических трудов, лирических эссе, полемических памфлетов. В антологии афоризмов «классики жанра», которыми популярные радиоканалы пересыпают шлягеры и рекламу, лидируют данелиевские: «Свет, ты меня любишь? Что — да? Да-да или да-нет?», «Я тебе один умный вещь скажу, только не обижайся», «Тостуемый пьет до дна»…

В классический тест пси...

 
 

Данелия — трудный режиссер для оператора. Все его фильмы, за исключением, пожалуй, «Я шагаю по Москве», не выигрышны для нашего брата. В них все построено на драматургии, на характерах. Но это не недостаток, это специфика творческого метода Данелия, и с ней нельзя не считаться. […]

Сотрудничество с Данелия имело для меня огромное значение. Меня всегда привлекала человеческая значимость его фи...

 
 

Роль Травкина в картине «Тридцать три» была моей первой работой у Данелия. До этого я не был знаком с ним, но знал, что он очень интересный режиссер. […]

Тогда-то я узнал самую главную черту Данелия: его безжалостное предельно критическое отношение к собственному творчеству. Создавая комедию, он выбрасывал при монтаже все сцены, рассчитанные только на то, чтобы посмешить зрителя. Сколько отснятых &...

 
 

Мы встретились осенью 1961 года. Данелия снимал «Путь к причалу». […]

Содружество наше рождалось трудно. […] Простота, к которой призывал Данелия, давалась мне совсем не просто. Нужно было сразу отказаться от тех принципов, которыми я руководствовался ранее.

Помню, я привозил Данелия не менее десяти вариантов музыки. Он все очень внимательно слушал, но постоянно просил сделать поправки и поискать ещ...

 
 

Первое впечатление от знакомства с ним — удивление. Я обнаружил, что Данелия и сам пишет очень хорошо. Признаюсь, мне было невдомек, для чего ему понадобился сценарист. Это так и осталось для меня тайной. Работать с ним очень легко и в то же время очень трудно. Легко придумывать, искать повороты, угадывать неожиданные сюжетные ходы. А трудно физически: четырнадцать часов непрерывной работы каждый день. […]

Когда я,&nbs...

 
 

- Надо отдать его во ВГИК, — сказал отец, когда я окончил школу.

- Почему во ВГИК? — спросила мама.

- А куда его, дурака, еще девать?

Отец мой, метростроевец, считал работу в кино несерьезным занятием и предложил ВГИК (Институт кинематографии) как крайний вариант.

- Там хотя бы блат есть, — сказал он.

Блат, действительно, был. Мама работала на «Мосфильме» вторым режиссером и знала многих мастеров ВГИКа, а муж ее сестры, знаменитой актрисы Верико Анджапа...

 
 

О фильме «Сережа»

[Виктор Демин] С чего начинается замысел?

[Георгий Данелия] — Для меня — с визуального образа. Картинки. Сочетания пропорций. Ритмических соотношений. По первому образованию я архи?тектор, и это, видимо, неистребимо. Я должен увидеть то, о чем расска?зано в сценарии. Вовсе не обязательно сценарий должен в словесной ткани содержать подобные...

 
 

О фильме «Сережа»

Пришел ко мне Игорь Таланкин (мы с ним вместе учились на курсах) с тоненькой книжечкой:

- «Сережу» Пановой читал?

- Нет.

- На, прочти. Если понравится, объединимся.

Я дочитал до половины и сказал:

- Классная штука. Давай срочно звонить Пановой, пока кто-нибудь не перехватил.

Позвонили в Ленинград Вере Федоровне Пановой, сказали, что мы молодые режиссеры, хотим снять фильм по ее повести «Сережа» и просим ее...

 
 

О фильме «Я шагаю по Москве»

После «Сережи» следующий фильм снимать было страшно. Конечно, хотелось такого же успеха, призов на фестивале, статей в газетах… Но я понял: буду рассчитывать на успех — вообще никогда ничего не сниму. Не надо думать о результатах. Надо снимать то, что самому нравится и за что потом не будет стыдно. […]

Пришел Гена Шпаликов, принес бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал для меня классный сценарий. И рассказал:

- Дождь...

 
 

О фильме «Я шагаю по Москве»

[…]Колька с последним поездом метро отправляется на работу. Поднимаясь на пустом эскалаторе, он поет песенку: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь…»

Эти слова как нельзя лучше выражают содержание фильма. […]. Но что особенно хорошо и, главное, почему хорошо, авторы фильма не объясняют.

Обаятельный герой, который добровольно, доброжелательно и заинтересованно вмешивается во все, что встречается е...

 
 

О фильме «Я шагаю по Москве»

Картина о молодых, о том, что молодость хороша, что молодежь наша прекрасна, что вообще много добрых людей в нашем замечательном городе. Картина о тех, перед которыми жизнь только еще раскрывает двери, о тех, у кого все впереди. […]

Множество маленьких и даже как будто необязательных событий на протяжении только одного дня. Впрочем, не таких уж маленьких, если вдуматься, потому что за всем этим хорошее, чистое чувство и хорошая, чистая м...

 
 

О фильме «Я шагаю по Москве»

Город […] работает (или не работает) в выбранном жанре. Данелия выбрал «лирическую комедию» (хэппи энд плюс «неназойливый» показ наших достижений). […]

В его фильме Молодость шагала не по реальному городу, а по его открыточному символу. […]

Молодые герои выступали персонифицированным понятием Юности.

Главный кадр фильма, конечно, — Кремль. […]

Ширь проспектов. […] По асфальтовой реке рядами плывут […] авто. […]...

 
 

О фильме «Я шагаю по Москве»

Чистотой формы, к которой я всегда стремлюсь, дорог мне фильм «Я шагаю по Москве». Это — целостный фильм. В нем предельно совпадают режиссерский замысел и операторское решение. Это был мой первый опыт сотрудничества с Данелия. Снимая фильм, живешь его проблемами, полон его переживаниями. Помню, как после «Иванова детства» появилась потребность в разрядке. Хотелось снять что-то совсем другое по духу, по стилю, по настроению. Тогда и состоялась м...

 
 

О фильме «Тридцать три»

[...] Ежов предложил [...] написать сценарий о человеке, у которого обнаружили тридцать три зуба, и сделали из него «национальную гордость». [...]

Сценарий мы писали втроем три месяца. [...] Когда поставили слово «конец», Конецкий сказал:

— Не примут.

Мы прошлись бдительным оком по сценарию и вынули несколько эпизодов, которые, как нам казалось, явно делали его «непроходным». Для редактуры оставили один эпизод в качестве «собач...

 
 

О фильме «Не горюй!»

«Не горюй!» — фильм, конечно, грузинский, но в большей степени это произведение, в котором понятия «национальное» и «интернациональное» обрели свое органичнейшее единство. И произошло это потому, что Данелия — настоящий художник и большой мастер.

…«Не горюй!» — в самом названии расшифрованы смысл картины, суть. «Не горюй!» — клич, обращенный к тем, кто испытал отчаяние? Высшая мудрость добрых и сильных? Узкая полоса надежды, заменившая доктору...

 
 

О фильме «Не горюй!»

Фильм «Не горюй!» раскрыл еще одну грань таланта Данелия — драматизм. Но этот драматизм — необычен. Фильм «Не горюй!» является, быть может, единственным в своем роде образцом сложнейшего жанра трагикомедии в нашем кино. Порой мне кажется, что весь этот фильм создавался ради одного монолога Серго Закариадзе. Он никого не может оставить равнодушным. В сочувствии — залог понимания произведения искусства зрителем. Воздействие лишь на мысли человека ни...

 
 

О фильме «Не горюй!»

Фильм «Не горюй!» первым, как всегда, смотрел ОТК (отдел технического контроля). Сдавала фильм звукооператор Инна Зеленцова. Вышла после просмотра и сообщила:

- Минервин сказал, что картина гениальная.

Приятно. Минервин — опытнейший звукооператор.

И дальше всем фильм нравился. Не понравился «Не горюй!» только троим — одной красивой художнице (она полюбила меня за смелость после фильма «Тридцать три», а после «Не горюй!» разлюбил...

 
 

О фильме «Афоня»

Прекрасный комедийный и характерный актер Леонид Куравлев (Афоня), игравший и предприимчивых жуликов, и знаменитого Робинзона Крузо, и озорных простодушных рабочих парней, на сей раз оказался в довольно затруднительном положении. Афоня на первый взгляд точно такой же, что и те, прежние парни-работяги. Веселый. За словом в карман не полезет. Может и выпить. И подраться. Но и работать умеет. […]. И все-таки — не такой. Иное заметил Данелия в знакомом жизненном...

 
 

О фильме «Афоня»

Коля, хороший друг Афони, знает отдельные иностранные слова. «Аллергия», например. Это когда душа не принимает спиртного. Или «коммуникабельность». […]

С этой самой коммуникабельностью у Афони Борщова совсем худо. То есть по-разному. С мастером Людмилой Ивановной — женщиной милой, но требовательной — ее нет. С Федулом — мужчиной суровым, но не принципиальным — напротив, она есть, когда есть рубль в кармане и третий партнер за углом.

Характе...

 
 

О фильме «Афоня»

Первый эпизод «Афони» смотрится примерно так, словно перед тобой многометражная версия «Фитиля», — но только первый эпизод. Режиссер сразу же усложняет взаимоотношения зрителя с Афоней. Оказывается, Афоня не только мастер вышибать из жильцов калым, не только герой воскресного фельетона — он может растоптать человека, обидеть смертельно. […] Такой парень между делом, между шутками способен свести ближнего в могилу.

Но смотрите, какую тонкую игру веду...

 
 

О фильме «Мимино»

«Мимино» — не расскажи эту историю Данелия — легко можно перевести в весьма шаблонный «нравоучительный» фильм. Провинциальный летчик (спортсмен, актер), мечтающий о карьере и столичном размахе. Осуществление мечты (сборная страны, столичный театр). […] Испытанная схема преодолена авторами «Мимино» изначально, в самом истоке замысла. Фильм не о том, как делать карьеру. И не о том, что ее вовсе и не нужно делать. Он не о выдвижении и продвижении. Фильм о том,...

 
 

О фильме «Мимино»

В фильме […] безраздельно господствует поэзия душевной щедрости, открытости, глобальной коммуникабельности. Лирическое настроение не просто окрашивает ту реальность, что запечатлена на экране, но само становится реальностью этой картины. И едва ли не самой существенной.

Поэтика этой ленты, пожалуй, скорее сродни поэтике стихотворного произведения, нежели прозаического. Фабула явно ослаблена и не в смысле остроты — с этой стороны как раз все в поряд...

 
 

О фильме «Мимино»

Каждый фильм для меня не только встреча с новыми героями, это кусочек жизни, в реальность которой я свято верю. Так верил я и в своего Валико, немножко грустного, лукавого и доброго человека, доброго, как все герои Данелия. Когда мы приступали к съемкам фильма «Мимино», Данелия сказал, что он хочет сделать ленту, которая своим внутренним пафосом напоминала бы знаменитый роман Ремарка «Три товарища». Я был знаком со сценарием, и это сравнение показалось мне ...

 
 

О фильме «Осенний марафон»

[…] Бузыкину свойственны интеллигентность, деликатность, жалость, сострадание, боязнь обидеть человека. Худо уж это или нет, но те же качества исконно присущи были, скажем, многим героям русской литературы, которые и страдали и мучались, но изменить себя не могли, не слушались советчиков и не умели резать в глаза спасительную правду-матку. […]

Нет, не о моральной и социальной вине Андрея Павловича Бузыкина ведут с нами разговор авторы «Осе...

 
 

О фильме «Осенний Марафон»

Одна из наших бесед состоялась на следующий день после премьеры «Осеннего марафона» в Доме кино. Премьера была из ряда вон — аплодисменты чуть не на каждой реплике, волны смеха, накрывающие друг друга, общее ощущение праздника, когда по окончании фильма не хочется расходиться...

Теперь я спросил:

— Ну, как вы себя чувствуете в роли триумфатора?

Режиссер ответил:

— Сейчас уже ничего. А с утра сильно голова...

 
 

О фильме «Кин-дза-дза»

Фильм с диковинным названием Кин-дза-дза встречен с интересом, каковой в принципе обеспечен каждой новой комедии Георгия Данелия, но воспринят не без некоторого недоумения. Конечно, окруженного всенародной и постоянно изъявляемой любовью господина Пе-Же и мать его оценили немедленно, приветствие начальства с приседанием и восклицанием «Ку!» тут же вошло в повсеместный обиход. И все же: к чему было так долго гонять персонажей, прораба со скрипачом, по э...

 
 

О фильме «Кин-дза-дза»

В этой вселенной наверняка есть бесконечное количество планет, на которых живут существа, подобные нам. [...]
Вот на такую планету мы с Резо и решили отправить наших героев, чтобы выяснить, стоит ли их с надеждой ждать? [...]Правил этой планетой чатланин ПЖ. И над центром [...] парил огромный [...] шар [...].
Не исключено, что этот гигантский шар [...] появился у нас по ...
 
 

О фильме «Кин-дза-дза»

Легко догадаться, что нам предлагается ненаучная фантастика — даже вызывающе ненаучная. […]

В […] ошеломительности зачина трудно не уловить лукавый подмиг — авторы с ходу как бы подначивают нашу осведомленность по части жанра […].

Только […] скоро эта же самая осведомленность начинает […] работать против намерений авторов. […]

Да, действительно, сюжет развивается в целом по знакомому маршруту […]. На пустынной (в прямом с...

 
 

О фильме «Кин-дза-дза»

Фантастика ли?.. Вероятно, так. Уж больно невероятные вещи происходят на экране. […]

Научная ли?.. Безусловно нет, скорее антинаучная. Авторы в этом смысле настроены откровенно эпатажно. Они, к примеру, совершенно не намерены даже намекнуть, каким образом перемещается в пространстве ржавая и дырявая бочка […]

Ага, стало быть, есть и пародия?.. Вряд ли. Тут […] все и сложнее и проще. Проще вот почему. […] [П]рямая деловая причина именн...

 
 

О фильме «Паспорт»

Если в 1970-е гг. и начале 1980-х гг. грустным комедиям Георгия Данелия, и не только его, был присущ мотив внутренней эмиграции, то в конце десятилетия необходимость в ней вроде бы отпадает. Во всяком случае, так хочется думать вместе со всей страной.

«Перестройка!» — говорит со значением геройПаспорта, шофер Мераб, и указывает пальцем в небо. Этим магическим словом он объясняет спустившемуся с гор родителю, что тот бессилен перед ходом истории. ...

 
 

О фильме «Орел и решка»

Режиссер родом из 1960-х гг. Георгий Данелия снял фильм под названиемОрел и решка. С равным успехом он мог называться Все будет хорошо. Чуть раньше Данелия фильм под таким названием снял Дмитрий Астрахан, режиссер родом из 1990-х гг. С равным успехом фильм Астрахана мог называться «Орел и решка». Не вызывает никаких сомнений тот факт, что авторОрла и решки ничего подобного не имел в виду и был озабочен совсем другими творческими соображениями, но так...
 
 

Работы
Режиссер
1959Тоже люди
1960Сережа
совм. с И. Таланкиным
1962Путь к причалу
1963Я шагаю по Москве
1965Тридцать три
1969Не горюй!
1973Совсем пропащий
1975Афоня
1977Мимино
1979Осенний марафон
1982Слезы капали
1986Кин-дза-дза
1990Паспорт
1993Настя
1995Орел и решка
2000Фортуна
Сценарист
1959Тоже люди
автор сценария
1960Сережа
автор сценария совм. с В. Пановой, И. Таланкиным
1965Тридцать три
автор сценария совм. с В. Ежовым, В. Конецким
1971Джентльмены удачи
автор сценария совм. с В. Токаревой
1973Совсем пропащий
автор сценария совм. с В. Токаревой
1977Мимино
автор сценария совм. с В. Токаревой, Р. Габриадзе
1982Слезы капали
автор сценария совм. с К. Булычевым, А. Володиным
1986Кин-дза-дза
автор сценария совм. с Р. Габриадзе
1988Француз
автор сценария совм. с С. Бодровым
1990Паспорт
автор сценария совм. с Р. Габриадзе, А. Хайтом
1993Настя
автор сценария совм. с А. Адабашьяном, А. Володиным
1995Орел и решка
автор сценария совм. с С. Дерновым
1998Привет от Чарли-трубача
автор сценария совм. с С. Дерновым
2000Фортуна
автор сценария совм. с А. Тиммом
2005Анна
автор сценария совм. с Р. Ибрагимбековым
Художественный руководитель
1973Про Витю, про Машу и морскую пехоту
1977В один прекрасный день (в одноим. к/а)
Персонаж
2000Сергей Бондарчук
Актер
1986Кин-дза-дза
Абрадокс
1993Настя
2000Фортуна


Фестивали и премии
2007Премия «Ника»
«За честь и достоинство» ((  ))
2006МФ кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске
Приз «За вклад в киноискусство» ((  ))
2005КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз «Немеркнущая зрительская любовь» ((  ))
2005Премия «Золотой Орел»
«За верность профессии» ((  ))
2003ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за особый вклад в отечественный кинематограф ((  ))
2000ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Президентского совета фестиваля (2000  Фортуна)
1999ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Президента России «За вклад в российское киноискусство» ((  ))
1996Государственная премия России
(1990  Паспорт)
1996Государственная премия России
(1993  Настя)
1996Государственная премия России
(1995  Орел и решка)
1996ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз жюри (1995  Орел и решка)
1995Премия «Золотой Овен»
«Человек кинематографического года» ((  ))
1993МКФ в Римини
Приз "Амаркорд" (1990  Паспорт)
1991Премия «Ника»
За лучший сценарий (1990  Паспорт)
1990КФ «Золотой Дюк» в Одессе
Гран-при (1990  Паспорт)
1987МКФ в Мадриде
Спец. приз жюри (1986  Кин-дза-дза)
1987МКФ в Рио-де-Жанейро
Спец. приз жюри «За изобразительную концепцию» (1986  Кин-дза-дза)
1981Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1979  Осенний марафон)
1981МКФ комедийных фильмов в Габрове
Спец. приз (1979  Осенний марафон)
1980ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз (1979  Осенний марафон)
1980МКФ в Карловых Варах
Премия Общества Советско-болгарской дружбы (1979  Осенний марафон)
1980МФ комедийных фильмов в Шамрусе
Главный приз (1979  Осенний марафон)
1979МКФ в Авелино
Приз «Золотой Лачено» (1977  Мимино)
1979МКФ в Венеции
Приз FIPRESCI (1979  Осенний марафон)
1979МКФ в Сан-Себастьяне
Приз FIPRESCI (1979  Осенний марафон)
1978ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз за лучший комедийный фильм (1977  Мимино)
1978Государственная премия СССР
(1977  Мимино)
1977МКФ в Москве
Золотой приз (1977  Мимино)
1976ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Спец. премия жюри за режиссуру (1975  Афоня)
1975МКФ в Ташкенте
Главный приз (1975  Афоня)
1970МКФ в Мардель-Плата
Спец. премия жюри «Кондор» (1969  Не горюй!)
1966Международный кинообзор "Капитолийский Юпитер" в Риме
Спец. премия за участие в лучшей программе (1963  Я шагаю по Москве)
1964ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Диплом ЦК ВЛКСМ (1963  Я шагаю по Москве)
1964Конгресс "Униатек", Милан
Первая премия на конкурсе фильмов (1963  Я шагаю по Москве)
1964МКФ в Каннах
Специальный диплом жюри «Молодым кинематографистам за новизну и свежесть взгляда» (1963  Я шагаю по Москве)
1961"Золотой лавровый венок" Фонда Дэвида Оливера Селзника
Приз (1960  Сережа)
1960МКФ в Карловых Варах
Большой приз (1960  Сережа)
1960МФ фильмов для молодежи в Канне
Первая премия (1960  Сережа)
1960Международный смотр фильмов в Акапулько
Приз "Золотая головка Паленке" (1960  Сережа)
Библиография
  • Демин В. Георгий Данелия. — М., Союзинформкино, 1986. Михалкович В. Прораб-пришелец
  • СЭ. 1987. №. 9 (о ф. Кин-дза-дза); Гуревич Л. Многозначность здравого смысла
  • ИК. 1987. № 7 (о ф. Кин-дза-дза); Кушниров М. На третьем дыхании
  • ИК. 1987. № 7 (о ф. Кин-дза-дза); Стеблов Е. Георгий Данелия
  • СФ. 1987. № 8; Лордкипанидзе Н. "Не горюй!" — девиз грузинской кинокомедии. — М., ВБПСК, 1987 (в т. ч. о Г. Д.); Кац Б. Простые истины киномузыки. Заметки о музыке Андрея Петрова в фильмах Георгия Данелия и Эльдара Рязанова. — Л., Советский композитор. 1988 ( в  т. ч.  о Г. Д. ); Стишова Е. Кто пьет до дна...
  • В кн.: Близкое прошлое. — К., Мистецтво, 1989 (о ф. Осенний марафон); Паспорт. После премьеры: В. Туровский, В. Матизен, В. Михалев, Ю. Богомолов
  • ЭиС. 1991. № 1; Шпагин А. Край
  • ИК. 1991. № 2 (в т. ч. о ф. Слезы капали); Юренев Р. Они все — добрые...
  • Сов. культура. 1991. 9 февр. (о ф. Паспорт); Аннинский Л. Данелия все-таки
  • Экран. 1991. № 8 (о ф. Паспорт); Соколов Ю. Георгий Данелия в главной роли. Инт. с Г. Д.
  • Известия. 1992. 21 ноября; Ерохин А. Сказка — ложь
  • Столица. 1993. № 20 (о ф. Настя); Белопольская В. Улыбка Данелии. Рецензия с отступлением в биографию
  • Век. 1993. 28 мая – 4 июня; Дроздова М. Анастасия
  • ЭиС. 1993. 29 июля – 5 авг. (о ф. Настя); Лаврентьев С. Я бреду по Москве, слезы капают
  • ИК. 1993. № 8 (о ф. Настя); Лебедев Н. Феномен "грустной" комедии в отечественном кино
  • КЗ. 1994. № 22 (в т. ч. о Г. Д.); Горелов Д. Георгиевский крест
  • Сегодня. 1994. 12 ноября; Добротворский С. На свете все еще бывает хорошо
  • Ъ. 1995. 31 авг.; Капралов Г. Страна Данелия
  • Россия. 1995. 13 – 19 сент.; Гладильщиков Ю. Очень-очень Данелия
  • Сегодня. 1995. 10 ноября (о ф. Орел и решка); Аннинский Л. "И тундру, и тайгу..."
  • ЭиС. 1995. 23 – 30 ноября (о ф. Орел и решка); Павлова И. Георгий Данелия
  • Cinema. 1996. № 1; Данелия Г.: "Моя задача — улучшать людям настроение". Инт. А. Смеховой
  • Экран. 1996. № 3-4; Киселев А. История в лицах
  • Экран. 1996. № 3-4; Саввина И. Умение радоваться
  • В кн.: Статьи разных лет. — М., Ард-фильм, Алфавит, 1996 (о ф. Не горюй!); Свободин А. По какой Москве мы шагали
  • ИК. 1997. № 8 (о ф. Я шагаю по Москве); Спектр мнений о фильме Орел и решка, в т. ч. рецензии А. Королевой, Д. Савельева
  • Сеанс. 1997. № 15; Горелов Д. Электропечь вместо соловья и розы
  • РТ. 1998. 29 авг. (о ф. Орел и решка); Марголис М. Георгий Данелия рекомендует портвейн "Афоня". Инт. с Г. Д.
  • Нов. известия. 1999. 20 окт. Данелия Г.: Перестройка на "Мосфильме"
  • СФ. 1988. № 5; Чувствуя взгляд друга...
  • В сб.: Никита Михалков. — М., Искусство, 1989; Паспорт. Сценарий
  • Киносценарии. 1992. № 1 (в соавт. с Р. Габриадзе, А. Хайтом); Мой талисман
  • Огонек. 1994. № 11-13.