Сообщить об ошибке
Евгений Евстигнеев
актер
 
Родился 9 октября 1926 г. в Нижнем Новгороде. В 1951 г. окончил Горьковское театральное училище, в 1956 г. — Школу-студию МХАТ (мастерская П. Массальского). Работал во Владимирском драматическом театре, в театре "Современник", в 1971-1988 гг. — во МХАТ (ныне — МХАТ им. Чехова).
Среди театральных работ:
"Вечно живые" (1957), "Пять вечеров" (1959), "Два цвета" (1959), "Голый король" (1960), "Пятая колонна" (1962), "Назначение" (1963), "На дне" (1968), "Чайка" (1970) — Театр "Современник"; "Валентин и Валентина" (1971), "Старый Новый год" (1973), "Эшелон" (1975), "Заседание парткома" (1975), "Медная бабушка" (1975), "Иванов" (1976 и 1985), "Три сестры" (1976), "Обратная связь" (1977), "Горячее сердце" (1978), "Мы, нижеподписавшиеся" (1979), "Чайка" (1982), "Перламутровая Зинаида" (1987), "Колея" (1987), "Чеховские страницы" (1990), "Вишневый сад" (1991) — МХАТ им. Чехова; "Вишневый сад" (1990, Театр Антона Чехова); "Игроки-XXI" (1992, МХАТ им. Чехова, "АРТель АРТистов").
Гос. премия СССР (1974, сп. "Сталевары").
Народный артист СССР (1983).
Умер 4 марта 1992 г. в
Тексты
 

Какая власть ни наступает, «Скверный анекдот» не ко двору: говорили, что герой Евстигнеева похож на Хрущева, потом — на Брежнева, в 1987 г. — на Горбачева. Сейчас, думаю, сказали бы, что он вылитый Путин: либеральный генерал ведь все время повторяет «строгость, строгость, строгость…».

Из интервью с Владимиром Наумовым. // Новейшая история отечественного кино. 1986&...

 
 

Калачев, директор автобазы и холостяк, предлагая руку и сердце старой деве Алевтине в Зигзаге удачи, занудно бубнил: «Сам-то я немолодой уже, малопривлекательный. Живот растет, а на голове наоборот…» Евгений Евстигнеев тоже мог бы пробурчать нечто подобное, подмахивая долгосрочный контракт с советским кино.

Молодым он не был никогда. В фильме

Калачев, директор автобазы и холостяк, предлагая руку и сердце старой деве Алевтине в Зигзаге удачи, занудно бубнил: «Сам-то я немолодой уже, малопривлекательный. Живот растет, а на голове наоборот…» Евгений Евстигнеев тоже мог бы пробурчать нечто подобное, подмахивая долгосрочный контракт с советским кино.

Молодым он не был никогда. В фильме

Калачев, директор автобазы и холостяк, предлагая руку и сердце старой деве Алевтине в Зигзаге удачи, занудно бубнил: «Сам-то я немолодой уже, малопривлекательный. Живот растет, а на голове наоборот…» Евгений Евстигнеев тоже мог бы пробурчать нечто подобное, подмахивая долгосрочный контракт с советским кино.

Молодым он не был никогда. В фильме Никогда он играл застегнутого на все пуговицы назначенца Алексина — и в свои тридцать шесть смотрелся на добрые пятьдесят. Уже тогда на голове было «наоборот»: с годами залысины все нахальнее наступали по всему фронту, но в сюжет Е. Е. это обстоятельство не вносило никаких корректив. Вопрос о собственной внешности он, похоже, решил для себя раз и навсегда: молодящийся Е. Е. — несмешной оксюморон. Пионерский галстук на худой шее пыльного товарища Дынина в Добро пожаловать… выглядит забавной фенечкой-рефлексией актера, которого природа избавила от необходимости перепрыгивать на глазах у зрителей с одной возрастной кочки на другую.

Его актерство было непривычным на вкус. Он разом ухватывал персонажа изнутри, брал тепленьким с потрохами, осваивал каждую складочку — и почти показно отказывался заболеть им всерьез, держась от него как бы поодаль, поглядывая со стороны. Так же и голос его, поскрипывающий на поворотах фразы, и сама манера говорить, иронично проборматывая текст через губу, при том что каждое словечко имело объем, отбрасывало тень, — во всем чувствовались подвох и лукавая двойственность, когда все вроде бы так, да не совсем так.

Е. Е. был настолько артист, что не смог отказать в артистизме — пусть не всегда откровенно-искристом, а порой тайном, укрытом, — ни одному из своих героев. Даже распоследние футлярные люди, вроде того же Алексина, им грешили. Пожалуй, менее интересно — в том числе, возможно, ему самому — это было в случаях очевидных, предполагавшихся сюжетом (степист в Зимнем вечере…, актер в Сукиных детях или ресторанный лабух-саксофонист в Ночных забавах). Иное дело — ухватки вора в законе Петра Ручникова, уркагана в кашне и с тростью (Место встречи изменить нельзя), или фиглярство музейного пенсионера — хранителя вздора, провинциального витии (Город Зеро). Даже когда Е. Е. лишь отбывал номер — а он частенько отбывал номер, не затрудняя себя попытками закамуфлировать суть вещей, — исполнялось это с шиком, безделка выходила красивая.

Актерские приспособления Е. Е., к помощи которых он прибегал, подстраиваясь к роли, оставались порой на виду — в тех случаях, когда он не считал нужным выдавать мастерскую эквилибристику за таинство священнодействия. Но эти отверточки, разномастные щипчики и пинцетики из его походного актерского несессера были изящными вещицами для тонкой работы, не чета захватанным фомкам, которыми орудуют актер актерычи. И он про себя точно знал, что в любой момент может захлопнуть чемоданчик, задвинуть его на дальнюю полку — и выдать доселе неопробованное сальто под куполом без лонжи, как это случилось в Подранках, где Е. Е. сочинил трагическую клоунаду глухонемого сторожа.

Личный инструментарий позволял Е. Е. извлекать из собственных закоулков и потайных углов — проходимцев вроде обтерханного хромого афериста (Невероятные приключения…) или фасонистого нэпмана Навроцкого (Последнее лето детства) и людей с правилами и прямой спиной, подобных сутулому чудаку Плейшнеру (Семнадцать мгновений…), совкового худрука из самодеятельности, ушибленного футболом (Берегись автомобиля), и старомосковского барина, церемонного сибарита — профессора Преображенского, которого он в Собачьем сердце играл с таким смаком и колдовским музыкальным шорохом подробностей, будто родился в накрахмаленной сорочке с хрустящим воротничком.

Он мог пробежаться по клавиатуре характера, чуть касаясь пальцами, и мог его распластать — как распластал Парамона Корзухина в Беге, вытащив на свет Божий из-за ширмы спеси и надменности подличающего слизняка и обиженное дитя. «Э, Парамоша, ты азартный!..» Он был азартный артист, старик-разбойник с желчным сухим смешком и фирменной кривой ухмылочкой.

САВЕЛЬЕВ Д. [Евгений Евстигнеев] // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.

 
 

04.03.1992. Умер Евгений Евстигнеев

Евгений Евстигнеев — один из ключевых, смыслообразующих актеров минувшего столетия. За подтверждением можно обратиться к любой из ролей, им сыгранных, к любому из микроэпизодов, из которых они состоят, — наугад и при этом наверняка. Вот, скажем, товарищ Дынин из фильма Добро пожаловать… Дынин смотрит отчетный детский концерт вместе с представителем власти, дядей одной из пионерок, неким Митрофановым. На сцене — бессмысленная травест...

 
 

Он не был ансамблевым исполнителем, то есть, конечно, мог играть вместе с другими, но немножко по-своему, со сдвигом, индивидуальным акцентом. У Евстигнеева был уникальный джазовый талант. Джаз — это не дующий в унисон коллектив и не свора одиночек, а оттяжка равных, где каждому дано и поддержать другого, и повыкрутасничать, и через эффектный выпендреж выйти на основную тему. […]

После Семна...

 
 

[…] 15 лет работал слесарем, играл на барабане в самодеятельном джазе. В 1951 г. окончил Горьковское театральное учище и начал играть во Владимире. […] В 1954 г. решил учиться заново и был принят в Школу-студию (на курс, руководимый П. В. Массальским, где учились Доронина, Басилашвили, Козаков, Сергачев и др.). Великовозрастный по сравнению с ними, неказистый, длинноносый, с провинциал...

 
 

Центральной ролью сценария [фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»] была роль начальника лагеря Дынина. В трактовке этого образа проще всего было сбиться на очередного Бывалова или Огурцова, тем более что нас на это толкали очень многие, предлагая брать на эту роль Белова, Пуговкина, Новикова, Панферова. Поскольку мы с самого начала отказались от такой трактовки этого образа, для нас из всех возможных кандидатур остались л...

 
 

Женю Евстигнеева, который до этого успел сняться только в «Девяти днях одного года», в роли одного из ученых, я знал по театру, видел в «Голом короле», понимал, что актер он великолепный. Но «заполучить» его оказалось большой проблемой. Мы ему дали почитать сценарий, Евстигнеев загорелся, он очень хотел сниматься, но «взбунтовалось» начальство в Киеве. Ведь был выработан определенн...

 
 

Евстигнеев был очень дисциплинированным актером, хотя не слишком любил репетировать. Взять, к примеру, «Бег». В фильме есть сцена, в которой Ульянов и Евстигнеев играют в карты. Ульянов — тоже великий, выдающийся актер, но ему требовалось более длительное время для подготовки. От репетиции к репетиции он становился все лучше и лучше. А Евстигнеев, наоборот, был импровизатором. Ему уже после первого дубля станов...

 
 

Актер поразительного нутра, феноменальной интуиции, он мог играть в любом жанре — в драме, комедии, фарсе, буффонаде — и всюду был правдив, всюду убедителен. Его актерской индивидуальности подвластны любые персонажи, от мыслителей и ученых до идиотов и дураков.

РЯЗАНОВ Э. Неподведенные итоги. М., 1995.

...
 
 

[…] когда работал с Евгением Александровичем Евстигнеевым, […] я был молодым режиссером, а он — мастером. Конфликтов между нами, конечно, не возникало, но напряженные ситуации случались. Евгений Александрович отнюдь не был мягким. И роль в фильме «Зимний вечер в Гаграх» он буквально завоевал. Он снялся в небольшом эпизоде в картине «Мы из джаза», и я послал ему...

 
 

Чем крупнее актер, тем с ним легче работать. Чем выше профессиональный уровень, тем проще найти взаимопонимание. А Евстигнеев — талант первой величины. Единственное, он был постоянно занят и нам приходилось сниматься лишь в выходные. Тогда, в советские времена, это можно было себе позволить. Сейчас такое трудно представить. Я вспоминаю нашу совместную работу с огромным удовольствием. […] Евстигнеев был чрезвычайно прост в общении....

 
 

Я прежде всего любопытный. И хотя всех людей любить невозможно, интереса к ним художник терять никогда не должен. Это первая моя заповедь. Мне не нравятся ложь, фарисейство, лизоблюдство, не приемлю хамство, кликушество. Восстаю против дурного вкуса во всем: в политике, экономике, культуре. Обеспокоен тем, что мы стали слишком похожими друг на друга — нет своеобразия мыслей, оригинальных точек зрения. Произошло усреднение личности, как б...

 
 

Работы
Персонаж
1996Реквием
Актер
1957Поединок
Петерсон
1959Анюта
художник
1959Баллада о солдате
эпизод
1961В трудный час
эпизод
1961Девять дней одного года
Николай Иванович
1961Любушка
Филипп
1961Человек идет за солнцем
мотогонщик
1962Молодо-зелено
Жохов
1962Никогда
Александр Иванович Алексин
1963Им покоряется небо
главный конструктор
1963Сотрудник ЧК
Марков
1964Верьте мне, люди
"татуированный"
1964Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
Дынин
1964Хотите верьте, хотите нет
сосед
1965Верность
капитан Иван Терентьевич
1965Гиперболоид инженера Гарина
Гарин
1965Знойный июль
следолватель
1965Строится мост
Синайский
1966Берегись автомобиля
режиссер драмколлектива
1966Всадник над городом
дядя Вася
1966Крылья
Миша
1966Скверный анекдот
Пралинский
1966Старшая сестра
Огородников
1967Они живут рядом
Данилов
1967Стюардесса
роль
1968Всего одна жизнь
Чичерин
1968Зигзаг удачи
Калачев
1968Золотой теленок
Корейко
1968Полтора часа в кабинете Ленина (в цикле Штрихи к портрету)
А.В. Луначарский
1968Это было в разведке
эпизод
1969Мосты через забвение
эпизод
1969Обвиняются в убийстве
капитан Спиридонов
1969Свой
Георгий Ефимович
1969Старый дом
Яковлев
1969Странные люди
в новелле "Братка"
1969Чайковский
Герман Ларош
1970Бег
Корзухин
1971Достояние республики
Витоль
1971Старики-разбойники
Воробьев
1971Ход белой королевы
Дрижик
1972Веселые ребята (в к/а Фитиль № 126)
озвучание
1972Вся королевская рать
Ларсон
1972Командир счастливой "Щуки"
начальник снабжения
1972Приваловские миллионы
Иван Яковлевич
1972Учитель пения
инспектор
1973Дача
Федор
1973Невероятные приключения итальянцев в России
хромой
1973Нейлон — 100%
стоматолог Бадеев
1973Семнадцать мгновений весны
Плейшнер
1973Старая крепость
Петлюра
1974Еще можно успеть
Сеглин
1974Жребий
профессор
1974Моя судьба
Кожухов
1974Последнее лето детства
Навроцкий
1975Вариант "Омега"
Симаков
1975Вкус халвы
визирь
1975Гамлет Щигровского уезда
Федор Михеич
1975На ясный огонь
Пирамидов
1975Потрясающий Берендеев
отец Берендеева
1976Дни хирурга Мишкина
Филипп
1976Жизнь и смерть Фердинанда Люса
Дигон
1976Легенда о Тиле
эпизод
1976Подранки
сторож интерната
1977Атланты и кариатиды
Сосновский
1977Нос
эпизод
1977По семейным обстоятельствам
художник Николай
1977Про Красную Шапочку
звездочет
1978Как тоску одолели
озвучание
1978Кровь и пот
генерал Чернов
1978Переезд
шофер
1979Место встречи изменить нельзя
Ручечников
1979Примите телеграмму в долг
отец Сашеньки
1979С любимыми не расставайтесь
Хомак
1980Старый Новый год
Иван Адамыч
1980Черная курица, или Подземные жители
Батюшка
1981Любимая женщина механика Гаврилова
дядя
1982Не хочу быть взрослым
актер
1983Демидовы
Никита Демидов
1983Мы из джаза
эпизод
1984И жизнь, и слезы, и любовь
Степан Степанович
1984Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
герцог
1984Перикола
роль
1984Предел возможного
профессор Куликов
1984Сказки старого волшебника
новый король
1985Еще люблю, еще надеюсь...
Василий Васильевич
1985Зимний вечер в Гаграх
Беглов
1985Чертенок с пушистым хвостом
озвучание
1987Гардемарины, вперед!
Бестужев
1987Джек Восьмеркин — „американец“
адмирал Кацауров
1987Моонзунд
адмирал фон Эссен
1987Следопыт
Сахем
1988Город Зеро
смотритель краеведческого музея
1988Елки-палки!..
роль
1988Новые приключения янки при дворе короля Артура
архиепископ
1988Собачье сердце
профессор Преображенский
1989Биндюжник и король
Никифор
1989Канувшее время
Челышев
1989Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным
Калини М.И.
1990...По прозвищу "Зверь"
1990Десять лет без права переписки
профессор
1990Сукины дети
Нанайцев
1990Шапка
Баранов
1990Яма
председатель суда
1991Виват, гардемарины!
Бестужев
1991Ночные забавы
Андрющенко
1992Гардемарины-III
Бестужев
1992Как живете, караси?
диссидент
1992Лавка "Рубинчик и..."
1992Сны о России
роль
1996Ермак


Фестивали и премии
1990Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1988  Собачье сердце)
Библиография
  • Ульянова О. Евгений Евстигнеев. — М., Киноцентр, 1988; Артист. Книга о Евгении Александровиче Евстигнееве. Сост. В. Давыдов. — М., Культура, 1994. Симанович Г. Забыть ли старый танец?
  • Кино (Вильнюс). 1986. № 1 (о ф. Зимний вечер в Гаграх, в т. ч. о Е. Е.); Зоркий А. Огоньки рампы
  • СЭ. 1986. № 3 (о ф. Зимний вечер в Гаграх, в т. ч. о Е. Е.); Ефремов О. От образа — к себе
  • Лит. Россия. 1986. 7 ноября; Розенблюм Л. Свадьба или похороны?
  • СЭ. 1988. № 4 (о ф. Скверный анекдот, в т. ч. о Е. Е.); Сергеев Е. Печальная притча
  • Лит. Россия. 1988. 25 ноября (о ф. Собачье сердце, в. т. ч. о Е. Е.); Ревич В. Про Шарика, или "Очень много разных мерзавцев..."
  • Телевидение. Радиовещание. 1989. № 2 (о ф. Собачье сердце, в т. ч. о Е. Е.); Абдуллаева З. Тройка, семерка, зеро...
  • ИК. 1989. № 9 (о ф. Город Зеро, в т. ч. о Е. Е.); Рассадин С. С согласия автора. — М., Киноцентр, 1989 (о ф. Скверный анекдот, в т. ч. о Е. Е.); Шитова В. Скверный анекдот
  • В сб.: Александр Алов. Владимир Наумов. — М., Искусство, 1989 (об одноим. ф., в т. ч. о Е. Е.); Симанович Г. Как-то ночью на пиру...
  • Мнения. 1990. Вып. 2 (о ф. Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным, в т. ч. о Е. Е.); Синягин А. Ночные забавы
  • Телерадиоэфир. 1991. № 9 (об одноим. ф., в т. ч. о Е. Е.); Аннинский Л. Шестидесятники и мы. — М., Киноцентр, 1991 (в т. ч. о ф. Скверный анекдот и о Е. Е.); Семеновский В. Записки опоздавшего
  • Моск. наб. 1992. № 3 (о сп. "Игроки-ХХI", в т. ч. о Е. Е.); Смелянский А. Памяти Евстигнеева
  • Моск. наб. 1992. № 3; Ефремов О. Свой
  • Культура. 1992. 22 марта; Ямпольская Е. Артель без артиста
  • Культура. 1992. 18 апр. (о сп. "Игроки-ХХI", в т. ч. о Е. Е.); Свободин А. Этюд на тему Евстигнеева
  • Культура. 1993. 6 марта; Усков В. Самое смешное дело — это серьезное кино
  • Культура. 1993. 17 апр.; Старосельская Н. Человек-вдруг...
  • ЭиС. 1995. 27 апр. – 11 мая; Добротворский С. Соло для народного артиста без оркестра
  • Ъ. 1996. 9 окт.; Нилин А. Слов не нужно
  • ЭиС. 1996. 10 – 17 окт.; Саввина И. "От себя..."
  • В кн.: Статьи разных лет. — М., Ард-фильм, Алфавит, 1996; Васильева Ж. Ермаки исчезают в полдень
  • ЛГ. 1997. 12 февр. (о ф. Ермак, в т. ч. о Е. Е.); Соловьева И. Евгений Александрович Евстигнеев
  • В кн.: Московский Художественный театр. 100 лет. — М., МХТ, 1998.