Сообщить об ошибке
Олег Ефремов
актер
 
Родился 1 октября 1927 г. в Москве. В 1949 г. окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. Топоркова). С 1949 г. преподавал в Школе-студии МХАТ, профессор. Работал актером и режиссером Центрального детского театра. Один из создателей и руководитель театра "Современник" (1956-1970). С 1970 г. — актер и главный режиссер, с 1987 — худ. рук. МХАТ (ныне — МХАТ им. Чехова).
Среди театральных работ:
"Ее друзья" (1949), "Настоящий друг" (1950), "Романтики" (1950), "Конек-горбунок" (1952), "Мещанин во дворянстве" (1954), "В добрый час!" (1954), "Борис Годунов" (1957) — Центральный детский театр; "В добрый час" (1955, реж., Школа-студия МХАТ); "Вечно живые" (1956, 1960, 1964, реж., акт.), "В поисках радости" (1957, реж. совместно с В. Сергачевым, акт.), "Два цвета" (1959), "Пять вечеров" (1959, реж. совместно с М. Кедровым и Е. Евстигнеевым, акт.), "Четвертый" (1961, реж., акт.), "Старшая сестра" (1962), "По московскому времени" (1962, реж.), "Назначение" (1963, реж., акт.), "В день свадьбы" (1964, реж. совместно с Г. Волчек), "Оглянись во гневе" (1965, ре
Тексты
 

Художественный образ Олега Ефремова не исчерпывает роли его личности в истории театра и кино. Зерно этого образа созрело в прошедшем несовершенном времени, вызвавшем к жизни ефремовский идеализм, разочарования, свершения. Советское прошлое определило и судьбу О. Е., и его главные жизненные роли. Это, во-первых, «старший брат» однокашников (такого героя он сыграл в фильме Мой младший брат, но перспектива роли заводила го...

 
 

«Большевики» были поставлены одновременно с «Декабристами» и «Народовольцами» в 1967 г. Театральная трилогия была своеобразным подношением «Современника» к 50-летию революции, но те, кто от имени революции правил страной, не оценили подарка. Если с первым и вторым поколением революции за давностью лет были дозволены некоторые «современниковские» вольности, то уже т...

 
 

По предложению художественного руководителя МХАТа Олега Ефремова в труппе обсуждается идея реорганизации театра путем разделения на два самостоятельных коллектива — каждый на своей площадке, — но с единым руководством. Происходит раскол: не поддерживающие идею худрука попадают в оппозицию. Вирус раздвоения жил в теле Художественного театра с момента зарождения: он был создан двумя художниками, которые сумели объеди...

 
 

На первых порах создано театральное объединение «Художественный театр», юридически закрепляющее разделение творческого коллектива на две труппы: во главе одной становится Олег Ефремов, во главе другой — Татьяна Доронина. Каждой труппе предоставлена своя сцена: Ефремов с актерами переезжает в Камергерский, Доронина со товарищи остается на Тверском. У каждой — свое название: оставшиеся на ...

 
 

сентябрь 1992 «Горе от ума» Александра Грибоедова в постановке Олега Ефремова во МХАТе им. Чехова

Художник Б. Мессерер.

В ролях: М. Ефремов, С. Колтаков, В. Невинный, О. Табаков, А. Мягков, В. Сергачев, Е. Майорова, И. Саввина.

Великая пьеса не шла в столичных театрах давно — казалась слишком заигранной и исчерпанной. Раннеперестроечный Чацкий с исполненными гражданского пафоса монологами был бы сли...

 
 

декабрь 1988 «Кабала святош» Михаила Булгакова в постановке Адольфа Шапиро во МХАТе им. Чехова

Художник А. Фрейбергс.

В ролях: О. Ефремов, Н. Тенякова, И. Юревич, И. Смоктуновский, О. Табаков.

«Кабала святош» — для МХАТа вещь роковая. Если перевести название пьесы с языка мольеровского времени на язык времени булгаковского, то&n...

 
 

октябрь 1994 «Борис Годунов» Александра Пушкина в постановке Олега Ефремова во МХАТе им. Чехова

Художник Б. Мессерер.

В ролях: О. Ефремов, М. Ефремов, Е. Добровольская, С. Любшин, А. Жарков.

Олег Ефремов как актер (что бы ни говорили о нем) никогда не стремился к самораскрытию, к прямому лирическому присутствию на сцене. Его роли ни в коей мере не автопортретны. Вот и теперь Ефремов увлечен в «Борисе Годун...

 
 

апрель 1995 Премьера разового театрального проекта «Ученики чародея» Ларса Клеберга — псевдостенограмма обсуждения гастролей китайского актера Мэй Лань Фаня в Москве весной 1935 г. Вскоре спектакль отправится с гастролями «на родину чародея» — в Китай

p>Роли великих театральных деятелей прошлого, то и дело отвлекающихся от предмета обсуждения для того, чтобы выступить с собственными художественными декларациями, исполняют современные режиссеры: Олег Ефремов (Станиславск...

 
 

февраль 1997 «Три сестры» Антона Чехова в постановке Олега Ефремова во МХАТе им. Чехова. Последний чеховский спектакль в жизни режиссера

Художник В. Левенталь.

В ролях: Е. Майорова, В. Гвоздицкий, А. Мягков.

Постановки Антона Чехова для русского режиссера — долг и подвиг, высшее испытание. Чем более уважает себя режиссер, тем больше пьес Чехова он осилит. Лучше — весь список, с каноническими и неканоническими пьесами. ...

 
 

Этот юбилей, один из самых значительных в культурной жизни страны, празднуют с размахом: ранее отметили юбилей легендарной встречи Константина Станиславского с Владимиром Немировичем-Данченко в «Славянском базаре», теперь открывают памятник Антону Чехову и пешеходную зону в только что отремонтированном Камергерском переулке. Тем не менее, вопрос «что именно празднуем?» не перестает быть актуальным. К юбилейному сезону МХАТ им. Чехова под руководством Олега Ефремова...

 
 

Через три года после того, как умер Олег Ефремов, на сцене МХАТа не останется ни одного его спектакля. То есть в репертуаре будут стоять «Сирано де Бержерак», который он начинал и не закончил, и «Чайка» 1980 г., возобновленная с другими актерами. Между тем, за тридцать лет во МХАТе он поставил около сорока спектаклей. Куда они канули? Всю жизнь Ефремов числился по разряду «молодых рассерженных», а на деле оказалось, что мхатовские его постановки — для «стариков». Пришел он во МХ...

 
 

Ефремов много снимался в кино. Не буду утверждать, что все экранные работы его стали открытиями.[…]

Экран в значительной степени, хотя далеко и не полностью, раскрыл масштабность актерского дарования Ефремова. Среди его киноролей много удачных, например, работы в фильмах «Гори, гори, моя звезда», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля»… Первый из них является, на мой взгляд, одним из&n...

 
 

Ефремов идеально подходил для роли Подберезовикова. С одной стороны, его актерской индивидуальности присущи черты, которые положено иметь следователю, то есть стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо. С другой стороны, в актере присутствовала самоирония, позволявшая ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу. Кроме того, Олег Николаевич — актер обаятельный и располагающий к себе. Все это было очень важно для ...

 
 

Работы
Режиссер
1965Строится мост
совм. с Г. Егиазаровым
1974Соло для часов с боем
совм. с Л. Пчелкиным
Сценарист
1965Строится мост
автор сценария совм. с Н. Мельниковым
Вокал
1983Графоман
Персонаж
1976Петр Мартынович и годы большой жизни
режиссер
1987Олег Ефремов. Чтобы был театр
Актер
1955Первый эшелон
Алексей Узоров
1957Исполнение желаний
озвучание
1957Рассказы о Ленине
Ф. Э. Дзержинский
1957Рядом с нами
секретарь райкома комсомола
1957Саша вступает в жизнь
Саша Гмызин
1958Трудное счастье
рыжий парень
1958Шли солдаты
Сенька
1960Испытательный срок
Жур
1961Академик из Аскании
Якушенко
1961Командировка
Щербаков
1961Любушка
Лутошкин
1962Мой младший брат
старший брат
1963Живые и мертвые
Иванов
1963Сотрудник ЧК
Илларионов
1963Три толстяка
озвучание
1964Вызываем огонь на себя
"дядя Вася"
1965Война и мир
Долохов
1965Звонят, откройте дверь
отчим Гены
1965Строится мост
корреспондент
1966Айболит-66
Айболит
1966Берегись автомобиля
Подберезовиков
1967Дорога горящего фургона
секретарь райкома
1967Операция "Неман" (в к/а Фитиль № 61)
роль
1967Поименное голосование (в цикле Штрихи к портрету)
роль
1967Прямая линия
полковник
1967Спасите утопающего
текст за кадром
1967Три тополя на Плющихе
Саша
1967Штрихи к портрету
роль
1968Еще раз про любовь
Карцев
1969Гори гори моя звезда
Федор
1969Король-олень
Дурандарте
1969Мама вышла замуж
Виктор
1969Свой
Кошелев
1969Только три ночи
председатель колхоза
1970Бег
полковник
1970Случай с Полыниным
Полынин
1971Нюркина жизнь
Михаил Антонович
1971Ты и я
Олег Павлович
1972Вся королевская рать
Адам Стентон
1972Город на Кавказе
Николаев
1972За все в ответе
Голованченко
1972Здравствуй и прощай
Буров
1974Москва, любовь моя
врач
1974Чацкий — это я! (в к/а Горизонт № 5)
роль
1975Лесные качели
Егоров
1975Там, за горизонтом
профессор
1976Дни хирурга Мишкина
Мишкин
1977Враги
Михаил Скроботов
1977Открытая книга
Марлин
1977Рудин
Дмитрий Рудин
1978Когда я стану великаном
Сергей Константинович
1978Комиссия по расследованию
Жолудов
1978Последний шанс
Горохов
1978Честное слово
текст от автора
1979Активная зона
Новиков
1979Поэма о крыльях
С. В. Рахманинов
1980Мнимый больной
Оргон
1980Однажды двадцать лет спустя
Илья Николаевич
1981Было у отца три сына
Маркелов-отец
1981Шофер на один рейс
Артюхин
1982Инспектор ГАИ
майор Гринько
1982Формула памяти
Зеленин
1983Графоман
1983Не хочу быть несчастливым
Мокин
1983Среди тысячи дорог
Петр Васильевич
1984Продлись, продлись, очарованье...
Скворцов
1984Чужая жена и муж под кроватью
Александр Демьянович
1985Батальоны просят огня
полковник Гуляев
1985Осторожно — василек!
Николай Иванович
1986От зарплаты до зарплаты
Ефимов
1986Тайна Снежной королевы
голос сказки
1987Первая встреча, последняя встреча
Занзаев
1988Полет птицы
Сторожков
1989Неприкаянный
Ветлугин
1990Шапка
Лукин
1991И возвращается ветер...
роль
1995Ширли-мырли
Николай Григорьевич
1998Сочинение ко Дню Победы
1998Чехов и К


Фестивали и премии
1997ОКФ «Киношок» в Анапе
Приз имени П. Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии» ((  ))
1997Премия «Золотой Овен»
За вклад в киноискусство ((  ))
Библиография
  • Свободин А. Олег Ефремов. Штрихи театральной судьбы. — М., СТД РСФСР, 1987; Смелянский А. Олег Ефремов. — М., Союзтеатр, 1992; Олег Ефремов. О театре и о себе. Сост. А. Смелянский. — М., МХТ, 1997. Ефремов О.: "Начнем с себя!" Инт. Л. Гарон
  • Совр. драматургия. 1986. № 3; Смелянский А. "Не надо в академики Олега..."
  • ЛГ. 1987. 30 сент.; Щербаков К. Конфликт
  • Правда. 1987. 30 сент. (о ф. Чтобы был театр); Володин А. Мой друг Олег Ефремов
  • Сов. культура. 1987. 1 окт.; Свободин А. Ефремовская интонация
  • ИК. 1987. № 10; Николаевич С. Долгое возвращение
  • Огонек. 1988. № 7; Розов В. Лидер
  • В сб.: Мой любимый актер. — М., Искусство, 1988; Соловьева И. Фабула и судьба
  • Сов. культура. 1989. 28 февр. (о сп. "Кабала святош", в т. ч. об О. Е.); Крымова Н. Камо грядеши? Инт. с О. Е.
  • ЛГ. 1990. 18 апр.; Лордкипанидзе Н. Олег Ефремов
  • В кн.: Режиссер ставит спектакль. — М., Искусство, 1990; Зорин Л. Ефремов
  • ЛГ. 1992. 19 февр.; Гульченко В. Преодоление одиночества
  • ЭиС. 1993. 11 – 18 февр. (о сп. "Возможная встреча", в т. ч. об О. Е.); Горфункель Е. Дуэт
  • Моск. наб. 1993. № 4 (в т. ч. об О. Е.); Аннинский Л. "О Боже мой, кто будет нами править?"
  • ЭиС. 1994. 8 – 15 дек. (о сп. "Борис Годунов"); Соловьева И. Этот несчастный человек
  • Моск. наб. 1994. № 11-12 (о сп. "Борис Годунов"); Козаков М. Актерская книга. — М., Вагриус, 1996 (в т. ч. об О. Е.); Петрушевская Л. Мой театральный роман
  • Стас. 1997. № 1; Крымова Н. Если бы знать...
  • ЛГ. 1997. 5 марта (о сп. "Три сестры"); Гаевский В. Дом в Камергерском
  • Моск. наб. 1997. № 3-4 (о сп. "Три сестры"); Заславский Г. Нехаризматический лидер
  • НГ. 1997. 1 окт.; Свободин А. Время по Ефремову
  • Культура. 1997. 2 окт.; Нилин А. Случай с Ефремовым, или Уроки невстреч
  • ЭиС. 1997. 2 – 9 окт.; Максимова В. Любимов, Ульянов и Ефремов
  • НГ. 1997. 18 ноября (в т. ч. об О. Е.); Васильева Ж. Отцы-терминаторы
  • ЛГ. 1998. 20 мая (о ф. Сочинение ко Дню Победы, в т. ч. об О. Е.); Леонова Е. Старики-разбойники в небесах, не ставших обетованными
  • ЭиС. 1998. № 24 (о ф. Сочинение ко Дню Победы, в т. ч. об О. Е.); Рощин М. Мой друг О. Н.
  • Известия. 1998. 4 сент.; Быков Д. День Победы! Как он стал от нас далек...
  • ИК. 1998. № 11 (о ф. Сочинение ко Дню Победы, в т. ч. об О. Е.); Соловьева И. Олег Николаевич Ефремов
  • В кн.: Московский Художественный театр. 100 лет. — М., МХТ, 1998; Проклова Е. В роли себя самой. — М., Алгоритм, 1999 (в т. ч. об О. Е.). Ефремов О.: Все непросто. — М., АРТ, 1992. Доверие зрителя
  • Правда. 1986. 21 февр.; Слово должно быть поступком
  • Театр. 1986. № 5; Возвращение Михаила Чехова
  • Сов. культура. 1986. 23 авг.; Дело революции — потребность души
  • Дружба народов. 1987. № 11; Не упустить шанс
  • ЭиС. 1990. 14 июня; Право режиссера
  • Сов. культура. 1991. 18 мая; Ведь ты талант, Миша!
  • Культура. 1993. 13 февр.; Есть женщины в русском театре
  • Культура. 1996. 2 марта.