Сообщить об ошибке
Александр Антипенко
оператор

Родился 25 августа 1938 г. в Киеве. В 1966 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. Волчека). Работал на к/с им. Довженко, "Грузия-фильм", "Ленфильм", "Узбекфильм", с 1977 г. — на к/с им. Горького. Также работает на телевидении. Сотрудничал с программой "Кинескоп" (ТВ-6 Москва).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989).
Орден Почета (1998).

Тексты
 

Так получилось, что ученик киевского ремесленного училища, будущий столяр-краснодеревщик, в 1957 году оказался фотографом на фильме Сергея Параджанова Цветок на камне. Параджанов и отправил его во ВГИК. После армии поступил, на первую практику приехал ...

 
 

О фильме «Киевские фрески»

Е. Уварова: Есть версия, что кино Параджанова после «Теней забытых предков» стало иным не без твоего влияния.

В этом есть какая-то доля истины. […] Параджанов решил отказаться от наработанного прежде. И правильно сделал. Когда мы стали работать над «Киевскими фресками», он сказал: Саша, будем делать другое кино. Ему важны были типаж, внешность, пластика, лица, фак...

 
 

О фильме «Мольба»

Елена Ермакова:  В фильме «Мольба» […] повторяются Ваши «фотографические» опыты в кино.

Александр Антипенко: Тенгиз Евгеньевич долго искал оператора, потом приехал в Киев к Параджанову и тот порекомендовал меня. Так сложился наш достаточно счастливый союз. […]

Е. Е.: Изобразительное решение фильма было изначально найдено режи...

 
 

О фильме «Мольба»

 В «Мольбе» — фильме сложном и необычном как для режиссера, так и для оператора — мы искали свой кинематографический язык. Не все, возможно, поймут, почему так, а не иначе мы выразили свое отношение к героям поэм, к природе, к философским рассуждениям между поэмами, к стихотворной форме, к цвету, к свету. Мы же с режисс...

 
 

О фильме «Мольба»

В 1968-м на экраны вышла картина Тенгиза Абуладзе «Мольба». Смысл ее в выявлении связей «поэт и жизнь», «поэт и история», «поэт и народ». […] Понять поэта — значит понять мир, побудивший его к творчеству. «Мольба» — о Грузии, о жизни в зеркале поэзии Важа Пшавела. Как будто и ни при чем тут был работавший тогда в Киеве кинооператор Александр Антипенко, и вовсе не его материал мучительные поиски истины и идеала, ставшие достоянием грузинской культуры (а...

 
 

О фильме «Мольба»

Отдельные кадры «Мольбы» не образуют монтажных фраз, они не нуждаются во внешней активизации своей значимости. Каждый кадр — самостоятельный образ, но не замкнутый на себе. Он подразумевает возможность вхождения в него других образов и сам может стать участником более общего целого, объединяющего его самого и другие, стоящие с ним на одном смысловом уровне образы. При этом каждый отдельный образ не лишается своей самостоятельности и уникальности. Подобное ...

 
 

О фильме «Мольба»

В свое время Абуладзе […] предпринял интереснейшую попытку найти кинематографический эквивалент поэзии Пшавелы с ее суровой романтикой. И он во многом преуспел. Преуспел в тех случаях, когда больше думал о поэзии Важа Пшавелы, меньше о стилевых моделях Бергмана или Феллини. Элементы стилевой эклектики ослабляют этот очень талантливый фильм.

ГЕРАСИМОВ С. Проблемы режиссу...

 
 

О фильме «Живая вода»

«Живая вода», картина молодых авторов […], обращена к современности, ее герои не претендуют на эпическую обобщенность. Снова камера оператора (фильм снял А. Антипенко) знакомит нас с неповторимой красотой пейзажей Буковины, снова в кадре яркие платки, плахты, росписная утварь, фактура свежевыструганного дерева. Снова стремление к романтизации героев, к сильным, драматическим взрывам чувств, к патетичности, доходящей до прямого публицистического обр...

 
 

О фильме «Поклонник»

Фильм […] снял Александр Антипенко. Тот, кто потряс в свое время шедевром операторской работы в фильме Тенгиза Абуладзе «Мольба». Не забыть его грозную, накаленную поэтичностью черно-белую графику… И как радует его пронизанная солнцем, вся какая-то летучая, трепещущая цветовыми тенями киноживопись здесь…

ШИТОВА В. [О фильме «Поклонник»] // СЭ. 197...

 
 

О фильме «Прошу слова»

Панфилов еще не ставил такой сложной, тонкой, полутоновой ленты — и такой простой. Александр Антипенко, памятный триумфатор романтической, приподнятой «Мольбы», здесь дерзко отказывается от всего, что отдает «решением», «живописью», «киношкой». Холодноватые, полустерильные просторы официальных апартаментов, теснота и сочная обжитость домашних интерьеров и&n...

 
 

О фильме «Прошу слова»

Фронтальность в «Прошу слова» — не просто формальный прием, она важнейший смысловой компонент. Фронтальность не только адекватно соответствует официальному посту, занимаемому героиней, но и существу ее характера, не умеющего хитрить, искать обходных путей, уклоняться от ответа за любой свой поступок, привыкшего, как в тире, на огневом рубеже, встречать лицом к лицу, лоб в лоб, беды и радости, поражения и победы, с равной прямотой обращаться с друзьями,...

 
 

О фильме «Прошу слова»

Многие были удивлены, когда в 1975 году на «Ленфильме» Антипенко снял картину «Прошу слова», поставленную Глебом Панфиловым по своему сценарию. Все как-будто «не сходится». Оператор склонен к открытым проявлениям романтизма, режиссер прячет, убирает взрывчатость внутрь ситуаций, характеров. Наверное, им нелегко было сотрудничать. Антипенко оказался в положении того самого героя, перед которым три дороги: направо пойдешь, налево пойдешь… Он не мог раб...

 
 

О фильме «Аленький цветочек»

Фильм «Аленький цветочек» на редкость красив, и это прежде всего за счет удивительного пластического и цветового таланта оператора Александра Антипенко. Кто может поверить, что одна и та же рука недавно снимала картину Глеба Панфилова «Прошу слова» и вот теперь эту сказку. Там — гамма окружающей нас жизни, бытовые цвета заурядных житейских предметов, жесткая, а порой и беспощадная точность портретов. Здесь — волшебство мира, атмосфера дейст...

 
 

О фильме «Аленький цветочек»

Интересно использован цвет в последнем фильме оператора А. Антипенко «Аленький цветочек» (режиссер И. Поволоцкая). Здесь была применена особая пленка, которая изменяет цвет: зеленый лес вдруг превращается в красный, а таинственная атмосфера сказочного дворца в золотисто-матовой гамме придает интерьеру и лицам некую таинственность. В фильме соседствуют кадры, снятые на о...

 
 

О фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

Для меня все съемки можно определить одной фразой — «в плену у музыки». Неожиданное предложение В. Грамматикова снимать произведение Пабло Неруды, конечно, порадовало меня. Но вот послушал пластинки с записью рок-оперы, поставленной в Московском театре Ленинского комсомола, и приуныл. Стало ясно, что вещь совершенно законченная, «сама в себе». Проникнуть в суть музыки, найти гармоничное сопряжение: звука и изображения будет тяжело...

 
 

О фильме «Звезда и смерть Хаокина Мурьеты»

Но, видимо, и не вступать на эту […] хорошо проторенную дорогу не просто. Чтобы это сделать, нужна известная героическая решимость.

Последней, судя по всему, были исполнены режиссер В. Грамматиков и оператор А. Антипенко, снявшие фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по одноименной рок-опере А. Рыбникова. Они сделали картину...

 
 

О фильме «Вера, Надежда, Любовь»

Неожиданный сплав приключений и поэзии становится основным источником своеобразия фильма. «Веру, Надежду, Любовь» снимал оператор А. Антипенко — мастер яркой выразительности. Необычные ракурсы, игра света, чередование цветных и вирированных под старую выцветшую фотографию кадров в другом приключенческом фильме могли бы показаться излишними. Здесь же несколько необычная пластика о...

 
 

О фильме «Мио, мой Мио»

Нужно сразу сказать, что «Мио, мой Мио» — фильм очень высокой постановочно-пластической культуры, а не просто ошарашивающего зрелища. […] И здесь режиссеру помогли своим мастерством его коллеги — оператор А. Антипенко и художник К. Загорский. Многие эпизоды фильма по-настоящему впечатляют своим сказочным, особенным миром: это и «мертвый лес», и ...

 
 

О фильме «Сегодня — каждый день»

Александр Антипенко: Где бы я не показывал дипломную ВГИКовскую работу о балетном классе […], равнодушных в зале не бывает. У фильма «Сегодня — каждый день» странная судьба. Я снимал его с режиссером Владимиром Савельевым по заказу для зарубежного телевидения на киностудии имени А. П. Довженко. Его купили много стран, но у нас в стране он ни разу не шел.

Елена Ермакова: Я знаю, что это Ваш самый любимый фильм. Почему?

<...
 
 

Работы
Режиссер
1969Семь минут с кинооператором Сергеем Урусевским
1971Спиваночки
Сценарист
1969Семь минут с кинооператором Сергеем Урусевским
автор сценария
1971Спиваночки
автор сценария
Оператор
1965Киевские фрески
1965Сегодня — каждый день
1967Мольба
1969Музыканты
совм. с А. Майсурадзе
1969Семь минут с кинооператором Сергеем Урусевским
1971Живая вода
1971Спиваночки
1973Поклонник (в одноим. к/а)
1973Эффект Ромашкина
1975Прошу слова
1977Аленький цветочек
1980Серебряные озера
1982Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
1984Вера. Надежда. Любовь
1987Дом с привидениями
1987Мио, мой Мио
1989Восточная плутовка
1989Кому на Руси жить...
1990Сестрички либерти
1991Люк
совм. с К. Птаком
1991Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке
1992Женщина с цветами и шампанским
1993Осенние соблазны
1995Криминальная Россия: современные хроники
1997Маленькая принцесса
1998Игра в браслетах
1998Привет от Чарли-трубача
2000Агент в мини-юбке
2002Женщина на мавзолее
совм. с В. Лозинским
2002Радости и печали маленького лорда
2003Сибирочка
Фотограф
1957Флаги на башнях
1962Цветок на камне
1964Тени забытых предков


Фестивали и премии
1997Премия «Ника»
За лучшую операторскую работу (1997  Маленькая принцесса)
1993МКФ в Битоле
Диплом за операторское мастерство ((1992  Женщина с цветами и шампанским))
1976МКФ в Барселоне
Диплом за цветовое решение (1975  Прошу слова)
1957МКФ в Карловых Варах
Почетный диплом за фоторекламу ((1957  Флаги на башнях))
Библиография
  • Мершина Е. Кто на Руси выжил?
  • Мнения. 1990. Вып. 3 (о ф. Кому на Руси жить..., в т. ч. об А. А.); Антипенко А.: "Его девиз был — отдавать". Инт. Т. Ганжары
  • ИК. 1990. № 12; Маматова Л. Истина в доме художника: о трилогии Тенгиза Абуладзе
  • ИК. 1994. № 9 (в т. ч. о ф. Мольба и об А. А.); Демин В. Розовая чайка
  • В кн. Виктор Демин. Не для печати. — М., Лексика, 1996 (в т. ч. об А. А.). Антипенко А.: Почему так заострена проблема кинопоказа?
  • ТКТ. 1989. № 5 (открытое письмо замначальника ГУ кинофикации и кинопроката Ю. П. Черкасову); Что же увидит зритель?..
  • Буревестник. 1989. 5 июля; Говорить ли друг другу комплименты?
  • Буревестник. 1990. 26 апр.; Пророк в отечестве своем
  • Киносценарии. 1999. № 6 (в т. ч. монолог А. А.).