Сообщить об ошибке
Гия Канчели
композитор
 
Родился 10 августа 1935 г. в Тбилиси. В 1954-1959 гг. учился на геологическом факультете Тбилисского государственного университета. В 1963 г. окончил Тбилисскую государственную консерваторию по классу композиции (педагог И. Туския).
Автор оперы "Музыка для живых", 7 симфоний, более 30 симфонических и камерных произведений.
Среди театральных работ:
"Король Лир" (1987), "Макбет" (1995) — Театр им. Руставели; "Электра" (1987), "Царь Эдип" (1989) —  театр "Афенайон Эпидавр" (Греция); "Брестский мир" (1987, Театр им. Вахтангова); "Мамаша Кураж и ее дети" (1988), "Шейлок" (1999) — Театр им. Сервантеса, Буэнос-Айрес; "Тартюф" (1989, театр "Габима", Тель-Авив); "Гамлет" (1992, "Риверсайд-студиас", Лондон); "Гамлет" (1998, театр "Сатирикон"); "Борис Годунов" (1999, БДТ им. Товстоногова).
Гос. премия Грузинской ССР им. Руставели (1974, сп. "Ричард III").
Гос. премия СССР (1976, Симфония № 4 "Памяти Микеланджело").
Нар
Тексты
 

Как всякому застолью нужен свой тамада, так каждой кинокультуре необходим свой Нино Рота — композитор, сбежавший из дому с заезжим цирком, мелодист, чьи звукосочетания сообщают наивную, неотразимую магию любому, даже самому обыденному изображению. В советской кинокультуре таким композитором оказался грузин, что почти законно: где еще солнце светило так ярко, а вино текло так бурно, как в Грузии? Музыка Гии Канчели нежна и сочна, ее ритм есть ритм ...

 
 

[…] Канчели — невысокий, начинающий лысеть, с усами (так же можно было описать и меня. Но, в отличие от меня, вид у Канчели всегда очень аккуратный и очень серьезный). Канчели спросил, какая нужна музыка.

Обсуждать музыку всегда сложно. Но я, как смог, объяснил: в «Не горюй!» кроме авторской музыки нужна еще национальная (застольные песни и танцы) и дурная — та, которую играет оркестр доктора Левана. Фильм о враче Бенжамене Глонти, который учился в столице (в Петербурге), — то есть ав...

 
 

[…] Екатерина Бирюкова Откуда у вас такая любовь к медленной и тихой музыке?

Гия Канчели Вы знаете, это вопрос, на который при всем желании невозможно ответить. Почему один человек медленно ходит, а другой — даже если никуда не спешит — быстро? Почему у кого-то во время разговора бывают паузы, а у кого-то их не бывает вовсе?

Е. Б. Но вы же не&n...

 
 

Работы
Композитор
1965Золото
1967Грустный роман
1968Необыкновенная выставка
1969Не горюй!
1970Конкуренция
1970Кувшин
1970Соседи (в к/а Давным-давно)
1970Укротитель
1971Я, следователь...
1972Когда зацвел миндаль
1974Волшебное яйцо
1974Чудаки
совм. с Дж. Кахидзе
1975Где ты, моя саванна?
1975Кавказский пленник
1976Кафе "Изотоп"
1977Мимино
1978Мачеха Саманишвили
совм. с Д. Кахидзе
1978Несколько интервью по личным вопросам
1978Ханума
1979Земля отцов наших
1980Жду и надеюсь
1980Твой сын, земля
1980Шальная пуля
1982Слезы капали
1983Ратили
1984Голубые горы, или Неправдоподобная история
1984День длиннее ночи
1985День гнева
1986Кин-дза-дза
1986Конец света с последующим симпозиумом
1986Круговорот
1988Житие Дон Кихота и Санчо
1990Паспорт
1991Пустыня
1995Орел и решка
1997Ночной визит
совм. с Р. Лагидзе
1999Синема, синема, или неотвратимая весна
2000Фортуна
2001Давай сделаем это по-быстрому
2002Медвежий поцелуй
2003Пан или пропал


Фестивали и премии
1987Премия «Ника»
За лучшую музыку к фильму (1986  Кин-дза-дза)
1981ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз Союза композиторов Литовской ССР за лучшую музыку к фильму (1980  Твой сын, земля)
Библиография
  • Зейфас Н. Песнопения. О музыке Гии Канчели. — М., Сов. композитор, 1991. Кожухова Г. Смертельный номер лицедейства
  • Театр. 1986. № 4 (об опере "Музыка для живых"); Канчели Г.: "Чувство джаза — это нечто природное". Лит. запись А. Медведевой
  • В сб.: Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. — М., Сов. композитор, 1987 (в т. ч. о Г. К.); Вишневская И. "Мне нужно, чтобы вы меня понимали".
  • Театр. 1988. № 5 (о сп. "Брестский мир", в т. ч. о Г. К.); Торадзе Г. Композитор-новатор
  • Лит. Грузия. 1988. № 5; Кордунер А. Симфония для театра: Канчели – Кахидзе – Стуруа
  • ТЖ. 1988. № 11; Зейфас Н. О музыке Гии Канчели
  • Муз. жизнь. 1988. № 11; Зейфас Н. Музыка в театре Руставели
  • В кн.: Музыкальный театр. События, проблемы. — М., Музыка, 1990 (в т. ч. о Г. К.); Нестьева М. Советская опера 70 – 80-х годов
  • В кн.: Музыкальный театр. События, проблемы. — М., Музыка, 1990 (в т. ч. об опере "Музыка для живых"); Зейфас Н. Духовное постоянство
  • Муз. академия. 1993. № 1; Гинзбург Л. Ушел, чтобы вернуться
  • Муз. жизнь. 1995. № 7-8; Поспелов П. Бесконечность у Гии Канчели не дурна, но печальна
  • Ъ. 1995. 21 окт.; Игнатьева М. Канчели — тема с вариациями
  • Культура. 1995. 4 ноября; Канчели Г. "Динамическая статика", или "Красота не спасает мир". Инт. С. Анашкина
  • ЭиС. 1996. 27 июня – 4 июля; Канчели Г.: "За границей я живу, как в Доме творчества". Инт. Е. Митина
  • Смена. 1997. 22 марта; Манулкина О. Авангард — это творческие вечера питерских композиторов
  • Ъ. 1997. 25 марта (в т. ч. о Г. К.); Докторова Л. Вечная музыка для живых. Инт. с Г. К.
  • Культура. 1997. 3 апр. Канчели Г.: О будущем — думать сегодня
  • Сов. музыка. 1987. № 6; Улыбка "маленького человека"
  • Сов. музыка. 1989. № 4.