Сообщить об ошибке
София Губайдулина
композитор

Родилась 24 октября 1931 г. в Чистополе Татарской АССР. В 1954 г. окончила Казанскую консерваторию (класс композиции А. Лемана, класс фортепиано Г. Когана), затем поступила в Московскую консерваторию (класс композиции Н. Пейко). В 1969 – 1970 гг. работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, сотрудничала с киностудиями. С 1975 г. вместе с композиторами В. Суслиным и В. Артемовым входила в импровизационную группу "Астроя". С 1992 г. живет и работает в Германии, в г. Аппен-Унтерглиде под Гамбургом.
Автор концептуальных кантат "Ночь в Мемфисе" (1968), "Посвящение Марине Цветаевой" (1984), симфонии "Слышу… Умолкло..." (1986). Сочинения "Два пути: музыка для двух альтов и симфонического оркестра" (написано специально для Нью-Йоркского филармонического оркестра и впервые исполнено в 1999 г. в Нью-Йорке, дирижер Курт Мазур), полижанровых инструментальных концертов.
Заслуженный деятель искусств РФ (1990).
Государственная премия РФ (1992).
С 1993 г. фес
Тексты
 

София Губайдулина: С моей точки зрения…

Чего я хочу достичь своей музыкой? Того, что все хотят достичь. То есть, осуществить настоящее длящееся время, которого нет в жизни. В жизни-то нет настоящего длящегося времени — мы не имеем вообще настоящего времени в жизни, мы всё время переходим от прошлого к будущему, а настоящего мы не имеем ни одного мгновения. И это мгновение, по-существу, только в искусстве можно достичь, когда настоящее длится, и оно длится с помощью музык...

 
 

София Губайдулина:

Я не знаю, насколько продуктивна та боль, которая существует в душе художника. У меня нет твердого убеждения, что такое количество боли благостно для искусства. Если такая боль в душе превалирует над остальным, то она может дать искусству отравленные плоды. В таком состоянии у меня нет желания прикасаться к звуку. Смысл искусства, в сущности, религиозный: религия — это наша естественная духовная жизнь, а искусство — наша естественная духовная активнос...

 
 

София Губайдулина:

[…]

Некоторые композиторы любят учить, но я не люблю. Чему я могу научить? Я сама ничего не знаю.

[…]

ХХ век поставил эксперимент, может ли женщина участвовать в музыкантском деле и достичь надлежащего качества. И прежде женщины музыкой занимались, но это было как-то не принято. ХХ век по-другому отнесся к этому вопросу. Теперь тоненькие девушки на бас-кларнете и вагнеровских тубах играют.

[…]

Да, мы сейчас ...

 
 

Сквозь тернии к нотам

Вопрос: Вы сочинили музыку к таким кинофильмам, как «Вертикаль», «Крейцерова соната», «Чучело» и другим. В кинофильме «Чучело» такое впечатление, будто вы передали и часть своей боли…

София Губайдулина: Да, действительно, в какой-то момент это выражалось таким образом, но я не думаю, что это было благостное воздействие. Боль моя была социальной и очень сильной. Она превращалась в агрессию. Потом я стараласьпреодолевать это и мыслит...

 
 

Вдохновение приходит, как только исчезает озабоченность

У меня твердое убеждение, что для того, чтобы иметь талант воспринимания, совершено необязательно быть подготовленным. Вот критик как раз — очень спорная персона. Критик обязательно ставит акцент на своем собственном представлении о том, как должно быть. Оно может быть верным или неверным, актуальным или неактуальным — это его личное дело, но, оказывается, что он становится решающей фигурой, судьей. Деятель-художн...

 
 

Альфред Шнитке:

Ее суть — тайна. Она — непонятная, и потому она — явление

...
 
 

Ролан Быков:

Очень трудно снять красивый фильм или написать красивый пейзаж, красивую музыку. То и дело выходит чуть-чуть сладко, приторно. А Соня справляется и с этим. Она ведь пишет красивую музыку - безумной красоты и в то же время невероятно глубокую, содержательную. Как на этого добивается, не знаю. Наверное, своей неповторимой интонацией, столь естественной сегодня, когда невозможно думать о красоте без грусти. Истинная красота в наши дни вызывает чувство стр...

 
 

Станислав Говорухин:

И, кстати, в фильме «Вертикаль» работала одна из лучших сегодняшних композиторов: Софья Губайдулина. Она написала музыку для трех моих фильмов и сразу поняла, что в лице Высоцкого имеет дело с замечательным мелодистом. И так аранжировала его простые мотивчики, что это зазвучало божественно.

НУЗОВ Владимир. Интервью со Станиславом Говорухиным // Вестник. 7(188). 31 марта 1998.

...
 
 

Про нее говорят: авангард с человеческим лицом. Что это авангард — понятно с первых же звуков. А вот человеческое лицо откроется, если вы дослушаете музыку до конца. Человек, Бог, Вселенная, Космос, Душа, Вера-вот то, о чем размышляет композитор София Губайдулина. Это темы, о которых в нашем обществе технократов порядком подзабыли.

Источник: РГМЦ

...
 
 

Работы
Композитор
1964Хотите верьте, хотите нет
1966Вертикаль
1967Кузнец - колдун
1967Маугли. Ракша
1968День ангела
1968Маугли. Похищение
1969Белый взрыв
1969Маугли. Последняя охота Акелы
1970Маугли. Битва.
1971Маугли. Возвращение к людям
1973Каждый день доктора Калинниковой
1973Маугли
1973Новеллы о космосе
1975Человек и его птица
1976Клад
1979Возвращение чувств
1981Балаган
1981Великий самоед
1981Ришад — внук Зифы
1982Кафедра
1983Чучело
1987Крейцерова соната
1988Балкон
автор исп. музыки
1988Кошка, которая гуляла сама по себе
1989Личное дело Анны Ахматовой
1989Смерч
1991Любовники декабря
1994Рядом
1996Чернобыль. Послесловие
автор исп. музыки