Сообщить об ошибке
Юрий Клепиков
сценарист
 
Родился 24 августа 1935 г. в Челябинске. В 1960 г. окончил факультет урналистики МГУ, в 1964 г. — сценарное отделение ВКСР (мастерская Е. Габриловича). В 1967 г. окончил Высшие режиссерские курсы при к/с "Ленфильм" (мастерская Г. Козинцева). В 1989-1991 гг. — народный депутат СССР.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984).
Тексты
 

В одном из своих недавних чудных текстов, которым не к лицу заграничное слово «эссе», Юрий Клепиков посмеялся над ляпсусом популярного беллетриста Эдуарда Тополя, между делом похоронившим его, Ю. К., в своем романе «Игра в кино». Похороненный заживо, он заочно предложил Тополю выпить за воскресение, на ошибку не обиделся. Может, потому, что Тополь — в символическом, разумеется, смысле — оказал...

 
 

Клепиков придумал историю, в которой мир вертелся вокруг деревенской девочки, беззащитной, хрупкой, простодушной до юродивости, но на удивление — не трагической. Ася-хромоножка была из того же теста, что и Сонечка Мармеладова или солженицынская Матрена, только праведность ее не влекла за собой жертв, страданий, унижений, подвижничества и совсем не годилась для того, чтобы «на ее примере» отличить...

 
 

-- Юрий Николаевич, вы жадный зритель? […]

-- Когда-то давно я смотрел очень-очень много. Еще до того, как пошел учиться на сценариста, я стал маньяком кино, профессиональным кинозрителем. И потом еще какое-то время, причем довольно длительное, я был в курсе того, что происходит в отечественном кино. […]

...
 
 

Мы познакомились в Москве, на Высших курсах, осенью 1964 го?да. Мы отучились год на режиссерских, а они заканчивали сценар?ные, и руководство курсов решило нас познакомить: у ребят уже на руках были дипломные сценарии, а мы начинали искать мате?риал для съемки. Знакомство состоялось в Доме кино на Воровс?кого, насколько мне помнится. На курсе Юры было много инте?ресных, замечательных людей — Илья Авербах, Володя ...

 
 

Его сценарии написаны языком хорошей прозы. Они обладают особой пластичностью. Пронизанная зрительной стихией кинематографа, его сценарная проза не только не теряет от этого своих литературных качеств, но обогащается новыми возможностями. Лапидарность этой прозы — один из признаков ее подлинной кинематографичности, которая всегда ценит краткость и ставит молчание выше слова. «Слово — серебро, молчание — золото»&nb...

 
 

Из всех сценаристов, с которыми я пытался работать, самым талантливым был Юра Клепиков. Почему я больше к нему не обращался? Мне нужно было то, что мне было нужно. А не то, что было нужно ему. Он слишком самостоятельный, отдельный. Он создает свои собственные замечательные произведения, и мне, как режиссеру, остается только их портить.

ГЕРМАН А., КАРМАЛИТА С. Что сказал табачник с табачной улицы. ...

 
 

Мне трудно давались грамота и счет. Что и было замечено учительницей, ветхой старушкой со слабым, дребезжащим голоском. Я едва слышал ее, сидя в конце огромного класса. Кажется, старушка вызвала меня? Догадываюсь, что так и есть, потому что сидящие впереди оглядываются на меня. Встаю. Мне велено выйти в зал и узнать, который час. Отправляюсь. С ненавистью смотрю на циферблат. Как же определить время? Возвращаюсь и сообщаю: ...

 
 

Я поступал на Курсы в 1962 г. Были какие-то предварительные конкурсные туры. И вот заключительное собеседование. […]

Я принят. Распределен в мастерскую Евгения Иосифовича Габриловича. Общежития мне не дали. Кажется, не хватило мест. Плевать. И стипендия почему-то только половинная. Тоже можно пережить. […]

Сценарное ремесло мы постигали прелестным домашним способом. Приходили на Аэропортовскую, домой к ма...

 
 

[…] В начале 70-х вся наша компания, ученики Козинцева и другие молодые режиссеры, были уже старожилами «Ленфильма». У каждого по фильму. А то и больше. Торчали на редсоветах, на худсоветах. Но главным образом в кафе. Здесь договаривалось то, что не годилось для стенограммы. Восторги были горячей, претензии язвительней. Все немного заговорщики. При неизбежном сотрудничестве с властью испытывали боязнь исп...

 
 

Когда-то, еще на исходе институтских лет, еще до Экспериментальной студии Чухрая, в руки мне попался восхитительный сценарий Юры Клепикова «Мама вышла замуж» — великое, до сих пор так думаю, сочинение, и литературное, и сценарное, кинематографическое. При всем том, что ко времени знакомства с этим сочинением я и сам уже написал какие-то сценарии и имел какие-то амбиции по поводу собственного авторского мира, пр...

 
 

Работы
Сценарист
1967История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
1967Седьмой спутник
автор сценария совм. с Э. Дубровским
1969Мама вышла замуж
автор сценария
1970О любви
автор сценария совм. с М. Богиным
1971Даурия
автор сценария совм. с В. Трегубовичем
1974Не болит голова у дятла
автор сценария
1976Восхождение
автор сценария совм. с Л. Шепитько
1978Летняя поездка к морю
автор сценария
1983Пацаны
автор сценария
1987Соблазн
автор сценария
1989Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии
автор сценария
2002Кинорежиссер: профессия и судьба
автор сценария в сериях \"Илья Авербах. Обратная точка\", \"Семен Аранович. Последний кадр\"
2008Двенадцатое лето
совм. с В. Серовым, С. Демидовой
Актер
1970Начало
1978Дом строится
1988Бомж. Без определенного места жительства
2000Романовы. Венценосная Семья
Генерал Корнилов


Фестивали и премии
1990Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1988Премия «Ника»
(1967  История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж)
1985Государственная премия СССР
(1983  Пацаны)
1984Премия им. Ф. Дзержинского
(1983  Пацаны)
Библиография
  • Клепиков Ю.: Пацаны. Киносценарии. — Л., Искусство, 1988. Незнакомка: Диалоги для кино
  • Аврора. 1986. № 8; Иметь цель
  • В сб.: Лариса. Книга о Ларисе Шепитько. — М., Искусство, 1987; У начал народовластия
  • СЭ. 1989. № 15; О Динаре
  • В сб.: Динара Асанова. У меня нет времени говорить неправду. — Л., Искусство, 1989; Памяти Юрия Векслера
  • Сеанс. 1992. № 6; Подтверждение образа
  • ИК. 1993. № 6; Асино несчастье
  • ЭиС. 1993. 9 – 16 дек.; "Совесть — главная тема века..."
  • МН. 1995. 26 марта – 22 апр.; Привилегия искусства
  • В сб.: Ваш Григорий Козинцев. Воспоминания. — М., АРТ, 1996; Свобода в клетке
  • В кн.: Фомин В. Кино и власть. — М., Материк, 1996; "...Лучом лицейских ясных дней..."
  • В сб.: Кинематограф оттепели. — М., Материк, 1998; Монтаж деревенских впечатлений
  • ИК. 1999. № 1; Лучшие из нас
  • ИК. 1999. № 2; Прерванный полет
  • ИК. 1999. № 3. Иенсен Т. Гипотетическая режиссура. Инт. с Ю. К.
  • ИК. 1986. № 8; Клепиков Ю.: "Сценарий — это проект фильма". Лит. запись И. Арефьевой
  • Кино (Вильнюс). 1986. № 10; Юсипова Л. Замкнутый круг
  • Сов. театр. 1988. № 3 (о пьесе "Незнакомка"); Медякова Э. Бедная Женя
  • ЛГ. 1988. 27 апр. (о ф. Соблазн, в т. ч. о Ю. К.); Позняк Т. Оставаясь верным себе. Инт с Ю. К.
  • ВЛ. 1988. 27 авг.; Ильина М., Клюевская К. Я служил в охране Сталина. Инт. с Ю. К.
  • ЛП. 1989. 19 мая; Фомин В. "На братских могилах не ставят крестов..."
  • ИК. 1990. № 1 (в т. ч. о Ю. К.); Клепиков Ю.: "Всякому овощу — свое время". Инт. А. Андреевой
  • ЧП. 1990. 7 мая; Клепиков Ю.: "Червяка надо держать за щекой". Инт. Т. Позняк
  • НВ. 1995. 24 авг.