Сообщить об ошибке
Олег Ковалов
режиссер, критик, историк кино
 
Родился 20 сентября 1950 г. в Ленинграде. В 1983 г. окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Е. Суркова). Работал редактором на к/с "Ленфильм", редактором-методистом в к/т Госфильмофонда "Спартак".
Автор многочисленных статей, опубликованных в России и за рубежом. Публиковался в журналах "Советский экран", "Искусство кино", "Сеанс", "Киноведческие записки", "Мнения" и др.
Тексты
 

Проект Олега Ковалова вполне утопичен: подставить на место «жизни» кинематограф, работать с эстетикой, будто с непосредственной жизненной эмпирией. О. К. полагает, что культура — это и есть пресловутая «жизнь». Точнее, только в формах культуры жизнь уловима и поддается адекватному описанию. В этом смысле О. К. — безусловный эстет, он начинает с того, что отвергает все невыразительное, нео...

 
 

Эйзенштейновский материал к фильму «Да здравствует Мексика!» — это 75000 метров негативной пленки. На сегодняшний день в Госфильмофонде в Белых столбах нет даже полного рабочего позитива. Он был сделан однажды для александровской версии, но затем отдан во ВГИК, чтобы студенты резали и клеили из него свои короткометражки. Мое предложение вновь напечатать весь позитив не вызвало энтузиазма ни у продюсер...

 
 

На незнакомых людей Олег Ковалов производит впечатление странное.

Первое, что бросается в глаза, — респектабельность облика. Благородный профиль, тонкая оправа очков, внушительный кожаный портфель, туго набитый книгами и рукописями (с портфелем Ковалов не расстается ни при каких обстоятельствах). Но уже в следующее мгновение он кажется человеком не от мира сего. А то и просто городским сумасшедшим. Это впечатле...

 
 

Картина швейцарца Арнольда Беклина, написанная в 1880 году и далее отнесенная к премодерну, вошла в моду и получила всеевропейское распространение, а в России, когда начались сеансы «синематографа Люмьера», ее копии и репродукции красовались в особняках миллионеров, в ателье художников, на чердаках у курсисток, в гостиной кокотки. Эту картину — знак рубежа столетий, балансирующую на грани ми...

 
 

Все откроет социум, коллектив, Законы Природы, причинно-следственная связь, здравый смысл, жизненный опыт и проклятая, всесильная необходимость. «Сильный Герой» мог волеизъявлять. Теперь его вычитают. Детерминированный мир выдерживает лишь миноритарного персонажа, который истерически восклицает: «Вы меня лишили Поступка, Воли и Самости? Тогда Поступок невозможен, Воля — химера, а сам я — квинтэссенция непотребства». И &m...

 
 

Шемякин А. М. Общее мнение: фильм Олега Ковалова «Остров Мертвых» вторичен вдвойне — во-первых, по отношению к первому фильму режиссера «Сады скорпиона», и, во-вторых, по отношению к материалу — преимущественно мелодрамам с Верой Холодной и хронике 1910—20-х годов.

Вторичная компиляция — как масло масляное. Бессодержательно, но убедительно. Тем более, что в &laqu...

 
 

Работы
Режиссер
 Я боюсь
1991Сады скорпиона
1992Остров мертвых
1995Концерт для крысы
1995Сергей Эйзенштейн. Автобиография
1998Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия
2001Темная ночь
2002Кинорежиссер: профессия и судьба
в серии „Фридрих Эрмлер“
2007Выборг
Сценарист
 Я боюсь
автор сценария совм. с Н. Скороход
1991Сады скорпиона
автор сценария
1992Остров мертвых
автор сценария
1995Концерт для крысы
автор сценария совм. с Т. Ваулиным, В. Масловым
1995Русская идея
автор сценария
1995Сергей Эйзенштейн. Автобиография
автор сценария
1998Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия
автор сценария концепции
2001Темная ночь
автор сценария совм. с Н. Скороход
2002Кинорежиссер: профессия и судьба
автор сценария в серии „Фридрих Эрмлер“
2006Кружение в пределах кольцевой
участие в сценарии
2007Выборг
автор сценария
Художник-постановщик
1995Концерт для крысы
совм. с В. Ивановым
2001Темная ночь
участие
Актер
1987Взломщик
1989Бумажные глаза Пришвина
1993Никотин
2002Копейка. ВАЗ-2101
2006Кружение в пределах кольцевой
Камолов


Фестивали и премии
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Лучшие фильмы „Кинотавра“» (1992  Остров мертвых)
1998МКФ в Берлине
Приз жюри CICAE (1998  Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия)
1997РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Гран-при «Гранатовый браслет» (1995  Концерт для крысы)
1997РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Большой приз жюри (1995  Концерт для крысы)
1996МКФ «Лiстапад» в Минске
Диплом гильдии кинокритиков Белорусского СК «За достойную перемену участи», Приз газеты «Культура» (1995  Концерт для крысы)
1996МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1995  Сергей Эйзенштейн. Автобиография)
1996МКФ восточно-европейского кино в Коттбусе
Третий приз (1995  Концерт для крысы)
1996ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге
Специальный диплом жюри (1995  Сергей Эйзенштейн. Автобиография)
1996Премия «Ника»
За лучший неигровой фильм (1995  Сергей Эйзенштейн. Автобиография)
1995ОКФ «Киношок» в Анапе
Специальный приз жюри «За поиск нового кинематографического языка» (1995  Концерт для крысы)
1994МКФ Mediawave в Дьере
Приз Британского совета (1992  Остров мертвых)
1993ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при в конкурсе «Авторское кино» (1992  Остров мертвых)
1992МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1991  Сады скорпиона)
1991Приз кинопрессы
За лучший дебют года (1991  Сады скорпиона)
1989СК СССР
Первая премия «За оригинальный опыт киноведческого анализа проблем творчества» в статьях «Символы времени», «Виноватые станут судьями», «Школа зла и насилия» ((  ))
Библиография
  • Савельев Д. Олег Ковалов
  • Сеанс. 1991. № 4; Трофименков М. Пейзаж до и вне битвы
  • Сеанс. 1991. № 4; Лаврентьев С. Пески варана
  • ИК. 1992. № 1 (о ф. Сады скорпиона); Мальцева Т. Фильм на фоне эпохи. Инт. с О. К.
  • ИК. 1992. № 1; Стишова Е. За что я люблю ефрейтора Кочеткова
  • ИК. 1992. № 1 (о ф. Сады скорпиона); Сулькин М. Заметка скептика
  • ИК. 1992. № 1 (о ф. Сады скорпиона); Гладильщиков Ю. Как Тодоровский всех обидел
  • НГ. 1992. 10 апр. (в т. ч. о ф. Сады скорпиона); Добротворский С. Кадры решают все
  • Сеанс. 1992. № 5 (о ф. Сады скорпиона); Дмитриев В. Критик меняет профессию
  • Экран. 1992. № 7 (о ф. Сады скорпиона); Николаевич С. Любовь киномана
  • Огонек. 1992. № 29-30 (о ф. Сады скорпиона); Ткаченко И. В  Острове мертвых воскрес русский Серебряный век
  • Ъ. 1993. 26 марта; Зоркая Н. "Эффект Ковалова"
  • ИК. 1993. № 9 (о ф. Остров мертвых); Манцов И. Опыт автошизоаналитика
  • ИК. 1993. № 9 (о ф. Остров мертвых); Остров мертвых: "По мотивам" раннего русского кино. "Круглый стол"
  • КЗ. 1993. № 18; Кулиш А. Кино для чужих
  • НГ. 1994. 29 апр. (в т. ч. о ф. Остров мертвых); Сиривля Н. Три песни о Родине
  • ИК. 1994. № 9 (в т. ч. о ф. Остров мертвых); Михалкович В. Badlands по-нашенски
  • Сегодня. 1995. 26 сент. (о ф. Концерт для крысы); Маслова Л. Дети — гадость
  • ЭиС. 1995. 12 – 19 окт. (о ф. Концерт для крысы); Островский Д. Хармс трамвайный
  • ЭиС. 1995. 12 – 19 окт. (о ф. Концерт для крысы); Лепихов И. Волшебная сила проекции
  • Сегодня. 1996. 8 февр. (о ф. Сады скорпиона); Плахов А. Олег Ковалов в роли Сергея Эйзенштейна
  • Ъ. 1996. 15 марта (о ф. Сергей Эйзенштейн. Автобиография); Шемякин А. История наваждения, или Остров мертвых-2
  • ИК. 1996. № 3 (о ф. Концерт для крысы); Королева А. Швы и нити
  • ИК. 1996. № 5 (о ф. Сергей Эйзенштейн. Автобиография); Никифорова В. Фрейд вместо Маркса
  • НГ. 1996. 28 июня (о ф. Сергей Эйзенштейн. Автобиография); Спектр мнений о ф. Концерт для крысы, в т. ч.  рецензии С. Добротворского, Н. Сиривли 
  • Сеанс. 1996. № 12; Иванова В. Кавалерист и "кукла"
  • Культура. 1997. 15 марта (о ф. Концерт для крысы); Спектр мнений о фильме  Сергей Эйзенштейн. Автобиография, в т. ч. рецензии М. Брашинского, Т. Москвиной
  • Сеанс. 1997. № 14; Москвина Т. Петербургская фантазия
  • ПЧП. 1998. 11 февр. (о ф. Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия); Савельев Д. Сергей Эйзенштейн в тени агавы
  • ЭиС. 1998. № 21 (о ф. Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия); Ковалов О.: "Оптическая фантазия № 5". Инт. Н. Сиривли
  • ИК. 1998. № 7 (о ф. Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия); Артюх А. Коллаж и авторский дискурс
  • В сб.: Кабинет картины мира. — СПб., Инопресс, 1998; Лукьянов С. Пятая версия
  • НГ. 1999. 30 апр. (о ф. Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия). Ковалов О.: Трудно говорить первым. Фильмы Виктора Трегубовича. — М., Киноцентр, 1989. Голос поколения. Диалог с А. Плаховым
  • ИК. 1987. № 8; Символы времени
  • ИК. 1988. № 1; Виноватые станут судьями
  • СЭ. 1988. № 13; С Лениным в рубашке и с наганом в руке
  • СЭ. 1989. № 10; Быль про то, как лиса петуха съела
  • ИК. 1989. № 6; "Синема-бис", или Грезы о свободе
  • ИК. 1990. № 6; Чертово колесо и Доктор Мабузе
  • КЗ. 1990. № 7; "Чрез звуки лиры и трубы..."
  • Сеанс. 1990. № 1; Фрейд эпохи перестройки
  • Мнения. 1990. Вып. 4; В сторону тени
  • Сеанс. 1991. № 3; Черный квадрат и молочная кайма
  • Сеанс. 1991. № 3; Кино Ленинграда или ленинградское кино?
  • Сеанс. 1991. № 4; Обратная перспектива
  • Сеанс. 1992. № 6; Hello, Dali
  • Сеанс. 1992. № 6; Три источника и три составные части
  • Сеанс. 1993. № 7; Советский лубок
  • ИК. 1993. № 2; Великий немой
  • ИК. 1996. № 4; Русская идея. Синопсис сценария
  • Сеанс. 1996. № 12; Не будем торопиться
  • Сеанс. 1996. № 12; Дом, который построил палач
  • Сеанс. 1997. № 14; "Ступеньки скрипят..."
  • Сеанс. 1997. № 14; В жизни не должно быть места подвигу
  • Сеанс. 1997. № 15; Россия, которую мы придумали
  • Сеанс. 1999. № 17-18. Более подробную библиографию О. Ковалова с 1978 по 1996 гг. см. в журнале "Кинограф". 1997. № 3.