Сообщить об ошибке
Сергей Курехин
композитор
 
Родился 16 июня 1954 г. в Мурманске. Окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища при Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. В 1972-1974 гг. учился на факультете культурно-просветительской работы Ленинградского института культуры по специальности "Руководитель эстрадного и духового коллектива". В 1981-1985 гг. сотрудничал с рок-группой "Аквариум". В 1982 г. создал и возглавил оркестр "Популярная механика". Автор идеи и режиссер концертов "Поп-механики". Выпустил диски: "Насекомая культура" (1986), "Отец и сын" (1988), "Введение в Поп-механику" (1988), "Поп-механика № 17" (1988), "Некое лицо" (1988, совм. с В. Чекасиным), "Полинезия. Введение в историю" (1989), "Опера богатых" (1991), "Воробьиная оратория" (1993), "Ибливый опоссум" (1994).
Режиссер-пост. сп. "Колобок" (1994, Балтийский дом).
Умер 9 июля 1996 г.
Тексты
 

В категориях нормативной эстетики феномен Сергея Курехина описать крайне трудно. Не только потому, что он во многом основан на мистификации — будучи постмодернистом не по выбору, а по группе крови, С. К. не обходился без маски, за которой, в свою очередь, всегда скрывалась другая маска, а не лицо. Его творчество в принципе не сводимо к сумме произведений и не объяснимо каждым из ...

 
 

Синтетический и постоянно меняющий свой состав и облик оркестр под управлением Сергея Курехина к моменту выхода альбома уже становится для большинства неким мифом. «Поп-механику» мало кто слышал и видел, однако многие в курсе — только в шоу, срежиссированных Курехиным, можно увидеть одновременно симфонические оркестры и рок-группы, джазовые ансамбли и фольклорные коллективы, звезд эстрады и оперных певцов, мимов...

 
 

Умерший от болезни, которой не бывает, — саркомы сердца, — Сергей Курехин (род. в 1954 г.) был человеком моцартовской легкости духа и музыкантом моцартовского же дарования. Он сознательно отказался от открывавшейся перед ним блестящей пианистической карьеры, предпочтя черному лаку и белым манишкам игру на стиральных досках, пиротехнические буйства и хрюканье из недр рояля. Курехин был единственным ...

 
 

Когда Берлинская стена рухнула, на обломках было разыграно гигантское рок-представление. Прощание с мифом и гимн избавлению. Развалины Стены могли бы стать идеальной сценической площадкой для «Поп-механики»: Сергею Курехину видятся действа космических масштабов. […]

Для Курехина, как для всякого постмодерниста, история — всего лишь книжное знание и цикл бесконечных вариаций. Он — музыкант конца истории. В идеале он...

 
 

[…] Михаил Брашинский. Можно ли в нескольких словах определить то, к чему пришла официальная советская культура?

[…] Сергей Курехин. Это неинтересно. Мы все видим — к чему она пришла. Сейчас гораздо интереснее говорить о том, что стало с тем, что мы любили. Все становится доступным. Например, Набоков, который был символом неофициальной культуры. Гений русской литературы — его никто не...

 
 

Сережа был красив как бог. Нет. Точнее. Сережа был красив, как Модильяни. Необыкновенно здоров физически. Превосходно сложен. Про его природную одаренность, которую называют талантом, и говорить нечего. К тому же Сережа был очень молод. Однажды вечером ему, молодому, талантливому и красивому, вдруг стало вроде как-то не по себе. Когда предложили вызвать «скорую», Сережа начал отчаянно сопротивляться. Никогда в жизни он не имел никакого ...

 
 

Работы
Сценарист
1989Музыкальные игры
автор сценария совм. с В. Аксеновым
1992Комплекс невменяемости
автор сценария совм. с С. Дебижевым
Композитор
1987Счастливо оставаться!
1988Господин оформитель
1988Крик о помощи
1988Трагедия в стиле рок
1989Оно
1989Посвященный
1990Кровать Бастера
1990Переход товарища Чкалова через Северный полюс
1991Двуликий Янус
1991Лох — победитель воды
1991Пьющие кровь
1992Два капитана-2
1992Комплекс невменяемости
1993Над темной водой
1993Никотин
1993Пленники удачи
1993Тюремный романс
1994Замок
1994Любовь, предвестие печали
1994Три сестры
1996Научная секция пилотов
2009Анна Каренина
Персонаж
1991Двуликий Янус
2004Курехин
Актер
1991Лох — победитель воды
1992Два капитана-2
1992Комплекс невменяемости
роль, текст за кадром


Фестивали и премии
1993Приз «Зеленое яблоко — золотой листок»
За лучшую работу композитора (1993  Над темной водой)
1987Смотр-конкурс СК Казахстана в Алма-Ате
Приз за лучшую музыку к фильму (1988  Господин оформитель)
Библиография
  • Садчиков М. Экспериментатор. Инт. с С. К.
  • Смена. 1987. 17 мая; Шолохов С. Главное — внести больше путаницы
  • СЭ. 1987. № 14; Юхананов Б. Театр театр: заметки к истории, жанру, методу
  • МЖ. 1988. № 24 (в т. ч. о "Поп-механике"); Потемкин В. Репетиция в стиле рок
  • Сов. культура. 1988. 26 марта; Москвина Т. Роковая встреча
  • Искусство Ленинграда. 1989. № 4; Трофименков М., Ваулина Е. Механика-поп
  • ТЖ. 1989. № 18; Киселев А. Теорема
  • Мнения. 1990. Вып. 1 (о ф. Посвященный, в т. ч. о С. К.); Кан А. Карьера капитана К.
  • Рокки-экспресс. 1990. № 1; Курехин С. Диалог с С. Шолоховым. Не надо бояться антихриста
  • Столица. 1990. № 3; Рахлина А. Капитан-Разрушитель
  • ЭиС. 1990. 9 авг.; Кравцова А. Интервью не на Майами-бич. Инт. с С. К.
  • Литератор. 1990. 17 авг.; Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии
  • Сост. А. Троицкий. — М., Книга, 1990 (в т. ч. о С. К.); Гуницкий А. Сергей Курехин
  • В сб.: Рок-музыка в СССР. — М., Книга, 1990; Добротворский С., Закс К. Капитан Курехин и...
  • Моск. наб. 1991. № 1; Ниточкина А. Популярная механика. Ученые беседы с Сергеем Курехиным
  • Огонек. 1991. № 14; Дебижев С., Гребенщиков Б., Курехин С. Два капитана-2. Инт. Н. Ивановой
  • Антракт. 1992. Спец. выпуск; Маканов Г. Курехин создал еще несколько "научных теорий"
  • Ъ. 1993. 19 янв. (о ф. Два капитана-2, Комплекс невменяемости); Курехин С.: "Кислот хватит на всех". Лит. запись А. Колбовского
  • Экран. 1993. № 1; Курехин С.: "Фальшь — великое искусство". Инт. В. Матизена
  • Кино-глаз. 1993. № 3; Трофименков М. Ретроспектива Сергея Дебижева прошла под музыку Курехина
  • Ъ. 1993. 15 окт. (о ф. Двуликий Янус, Комплекс невменяемости); Курехин С. Диалог с С. Бугаевым. Лит. запись Э. Дорожкина
  • Столица. 1993. № 40; Кулиш А. Кафка из Санкт-Петербурга
  • НГ. 1994. 19 апр. (о ф. Замок, в т. ч. о С. К.); Трофименков М. Мэтр "Поп-механики" обманул всех и изменил себе
  • Ъ. 1994. 12 окт.; Кулиш А. Садомазохирующий Курехин
  • НГ. 1994. 20 окт.; Максимов М. "Колобок", который испек Курехин
  • Смена. 1994. 2 ноября; Березовчук Л. О зайцах, концептах и киномузыке Сергея Курехина
  • КЗ. 1994. № 21; Веселая Е. Курехин сегодня мрачен. Инт. с С. К.
  • МН. 1995. 19 – 26 марта; Рахлина А. Эксперименты с многоклеточными. Инт. с С. К.
  • Стас. 1996. № 3; Белкин А. Он был художником каждую секунду
  • Ъ. 1996. 10 июля; Смирнов И. Танцуя на обломках мирозданья
  • НГ. 1996. 11 июля; Ухов Д. Поп-механика остановлена, теперь уже навсегда
  • Ъ. 1996. 12 июля; Кривулин В. Слон под пальцами слепцов
  • Смена. 1996. 17 авг.; Курехин С.: "И безногий Наполеон прилетит на крыльях..." Инт. О. Сердобольского
  • НВ. 1996. 17 авг.; Добротворский С. Метрополитен под пристальным наблюдением
  • Ъ. 1996. 5 окт. (о ф. Научная секция пилотов, в т. ч. о С. К.); Курехин С. "Романтики должны гибнуть". Инт. Д. Жвания
  • Смена. 1996. 11 окт.; Новиков Т. Детали популярной механики
  • Ом. 1997. Янв. – февр.; Соловьев В. Погружение
  • Огонек. 1997. № 6; Кан А. Дух "Поп-механики" в Лондон не вернулся
  • Ъ. 1997. 22 мая; Скорочкина О. Заезжий музыкант
  • НВ. 1997. 12 июля; Брашинский М. Кухня Курехина. Неопубликованное интервью с С. К.
  • Сеанс. 1998. № 16; Курехин-холл. Инт. с С. К.
  • Сеанс. 1998. № 16; Васильев Ю. Самый мудрый радикал
  • ЛГ. 1999. 23 – 29 июня. Курехин С.: Немой свидетель. — СПб., Альманах "Петрополь". 1997. "Свет и тени музыки"
  • Сов. культура. 1988. 15 окт. (фрагмент выст. на встрече редколлегии СК в КЗ "Октябрьский"); "Сердца четырех-2". Сценарная заявка
  • Антракт. 1992. Спец. выпуск  (в соавт. с Б. Гребенщиковым, С. Дебижевым, М. Пежемским); Женить ли Ельцина на Мордюковой? Песня
  • В кн.: Альманах "Петрополь"-96. — СПб., 1996; Морфология популярной механики
  • Ом. 1997. Янв.-февр.