Сообщить об ошибке
Маргарита Пилихина
оператор
 
Родилась 30 июня 1926 г. в Москве. В 1950 г. окончила операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. Волчека). С 1956 г. — оператор-постановщик к/с им. Горького, с 1965 г. — к/с "Мосфильм". С 1950 г. — педагог ВГИКа. С 1965 г. – член правления Союза кинематографистов СССР, затем — секретарь правления, руководитель творческой секции кинооператоров.
С 1970 г. — педагог ВГИКа, доцент.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
Заслуженный работник культуры Словацкой Социалистической Республики (1970).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Умерла 13 марта 1975 г. в Москве.
Тексты
 

О фильме «Двое из одного квартала»

Это еще не своеобразие стиля — это первая проба сил. […]

Но что это? Знакомая волчековская интонация. Она трансформировалась, едва уловима, но не узнать эту сочно выписанную волчековскую светотень невозможно.

…Пестрый восточный город. Узкие улочки-змейки, красочная толпа, загадочные женщины, закутанные в черные покрывала. Ослепительно белый камень, слепящее глаза...

 
 

О фильме «Двое из одного квартала»

[…] …все будто бы зрительно привычно. Свет выпукло лепит изображение, оттачивает каждую грань, поверхность. М. Пилихина всегда верна свету. Но иные сочетания даже знакомых мотивов делали экран неузнаваемым. К свету как главному средству прибавилось движение камеры.

Еще до того в изображение Пилихиной активно вторгся сочный, многооттеночный тон. Уже в фильме «...

 
 

О фильме «Фома Гордеев»

Талантливая работа Маргариты Пилихиной — один из радостных итогов фильма. […] здесь ее мастерство поднялось на более высокую ступень. Съемочный аппарат в руках М. Пилихиной обладает поразительной подвижностью, ему доступно буквально все. Портреты героев сняты очень выразительно, до зрителя донесены самые тончайшие нюансы их переживаний. Нельзя найти в работе оператора пустой, бе...

 
 

О фильме «Фома Гордеев»

«Фома Гордеев», снятый Пилихиной […], определил новую ступень ее творческой самостоятельности. В стилистике этого фильма местами прорывается пристрастие к натуралистическим приемам и экспрессионистическим эффектам. Это было во времена «Журавлей», когда именно этот стиль казался единственно выразительным и современным. Каждый кадр — спрессованная мысль, выраженная п...

 
 

О фильме «Застава Ильича»

Прочитав сценарий «Застава Ильича» М. Хуциева и Г. Шпаликова, я ощутила горячее желание снимать по нему фильм.

Мне сразу стала дорога его гражданственность и сквозившая в каждой строке любовь к нашей стране, к Москве, к молодым советским людям, которые живут, трудятся, любят, совершают ошибки и, пережив их горечь, снова идут вперед.

В Москве прошла ...

 
 

О фильме «Застава Ильича»

Марлен Мартынович […] вспоминает, как Пилихина сама, первая, к нему подошла: «Марлен, мне так нравится сценарий. Я хотела бы снимать „Заставу Ильича“».

Марлен Хуциев. Мы были в ту пору уже знакомы с ней по институту. На студии она одно время была секретарем комитета комсомола, я — член этого комитета, так что, конечно, мы ...

 
 

О фильме «Застава Ильича»

Пора пришла сказать об операторе фильма М. Пилихиной. Это ее рук дело — и снег девственной белизны, без которого, пожалуй, некий микроб нечистоплотности и проник бы в здоровую ткань сцены, и пустая ночная улица, такая гулкая, чистая, мокрая, такая необычайно просторная, и водоворот первомайской демонстрации, живой, нестандартной, и московский двор с землей, утоптанной ...

 
 

О фильме «Застава Ильича»

Такой поэтичной Москвы, как в фильме «Мне двадцать лет», мы до этого на экране не видели. В вечной спешке и сутолоке рабочего дня мы не обращали внимания на строгую простоту московских улиц, на забавную игру света и тени ее мостовых, тротуаров, лепных украшений домов, на дымку воздушной перспективы, которую разве что редкие энтузиасты видят обычно в&nbs...

 
 

О фильме «Застава Ильича»

[…] лестница, снятая снизу вверх, нарочито замедленно, когда с каждого нового марша падают в пустоту цифры телефонного номера, эхом откликаясь, повторяясь в другом голосе. Обыденная, как сам телефонный номер, житейская ситуация превращена — благодаря «диалогической» манере съемки — в поэтическое событие. Или те самые кадры ночного движения навстречу друг другу, по ...

 
 

О фильме «Дневные звезды»

Картина, которую мы снимаем, — экранизация одноименной повести, но повесть эта — проза, написанная рукой поэта. Ее не просто перенести на экран. Мысли поэта не воплотишь в прямой иллюзорной иллюстрации.

Мы должны найти некий изобразительный эквивалент, и мы ищем его в многократном прочтении повести «Дневные звезды», написанной чистым и пре...

 
 

О фильме «Дневные звезды»

Перед Пилихиной встали новые задачи. И столь скупая прежде на изобразительные эффекты, она оказалась здесь щедра на острые, неожиданные ракурсы, замысловатые движения камеры, эмоциональные цветовые решения. В сюжете фильма переплетены воспоминания и реальность, мечты и действительность. И изображение, наполненное свойственной таланту Пилихиной поэтической возвышенностью, рисует «эмоциональный ...

 
 

О фильме «Дневные звезды»

Работа Маргариты Пилихиной выше обычных представлений об операторском мастерстве. Ей предстояло найти единый образ стилистически пестрого и противоречивого материала. Нужно было найти сочетание, единство в образе сказочного, веселого и праздничного Углича и закопченного, полуразрушенного блокадного Ленинграда. Углич должен был быть красивым и ярким. Ленинград нельзя было показывать таким: эстетизаци...

 
 

О фильме «Чайковский»

Уже давно прошел по экранам фильм «Чайковский», а я все еще вспоминаю, как по одну сторону съемочной камеры стоял артист Иннокентий Смоктуновский, по другую — я, кинооператор.

Меня не покидала мысль, что тщательно поставленный свет и интересно найденная композиция кадра будут беспомощны, если послушная мне камера не почувствует вместе со мной, чего добивается ...

 
 

О фильме «Чайковский»

[…] хочется сказать о другой «героине» фильма — об операторе Маргарите Пилихиной. С необычайной красотой звучит музыка Чайковского […]. Но как она впечатляет в сочетании с архитектурой и скульптурой — уже в самом начале фильма, когда возносятся купола Кремля, и затем, когда лавина аккордов Первого концерта обрушивается на башни самого легенда...

 
 

О фильме «Чайковский»

[…] …душный, пошлый трактир с подвыпившими купчиками и снующими половыми. В пьяном гомоне сидит Чайковский, и — чудо!- в его голове рождается прелестная, чистейшая мелодия из «Онегина». Как? Неужели в таком безобразном окружении могли родиться эти гениальные звуки? Поверить в такое нам помогает зрительный ряд фильма. Вместо постороннего взгляда, каким мы только ч...

 
 

О фильме «Дела сердечные»

По давней традиции оценка операторской работы обычно дается в конце рецензии. Но в данном случае, говоря о фильме «Дела сердечные», просто нет сил справиться с глубоким внутренним импульсом — необходимостью прежде всего сказать о зрительном решении картины. Оно не просто поражает, восхищает и т. п. Операторская работа Маргариты Пилихиной — это самосто...

 
 

О фильме «Дела сердечные»

Когда снимались «Дела сердечные», она была уже очень тяжело больна. Мы часто привозили ее на съемку из больницы. Ей трудно было двигаться, она страдала от боли. А когда садилась в кресло, то, бывало, несколько минут молчала, иногда плакала. Потом вытирала слезы и говорила: «Ну, давайте снимать!»

Чувствую, что мой рассказ о Рите невольно получае...

 
 

О фильме «Анна Каренина»

Кинобалет, созданный режиссером М. Пилихиной, — это попытка создания нового кинохореографического языка, новых кинохореографических образов. Что это значит?

Вот первое появление Анны в фильме. Женская фигура в темном одеянии задумчиво и невесомо кружит в ночной мгле, в белой осыпи снежных хлопьев. В дальнейшем эти кадры будут повторяться в фильме, как будут возникать в нем...

 
 

О книге М. Пилихиной «Я — кинооператор»

Эту небольшую скромную книгу закрываешь с особым чувством… С чувством благодарности за рассказ об одной из сложнейших профессий кино — профессии оператора… И с чувством глубокой боли… Ведь книжка выходит в свет, когда ее автора уже нет в живых…

Маргарита Пилихина писала эти строчки будучи тяжело, безнадежно бол...

 
 

Как бы отматывая назад ролик кинопленки, я возвращаюсь в давний летний день, когда к последним школьным каникулам отец подарил мне фотоаппарат «Турист».

Окружающий меня зеленый и солнечный мир, отражаясь в его матовом стекле, словно подернут легкой дымкой. Он напоминает мне полотна импрессионистов, которых я успела полюбить еще подростком… […]

В красном сумраке, в ванночке, наполненной проявителем, проступа...

 
 

Работы
Режиссер
1974Анна Каренина
Оператор
1956За власть Советов
совм. с В. Дульцевым
1957Двое из одного квартала
1957Ночной патруль
совм. с В. Дульцевым
1958Человек с планеты Земля
1959Фома Гордеев
1960Рыжик
1964Застава Ильича
1966Дневные звезды
1969Чайковский
1973Дела сердечные
совм. с В. Папяном, В. Пигановым
1974Анна Каренина
совм. с В. Папяном


Фестивали и премии
1970МКФ в Сан-Себастьяне
Диплом за выдающиеся художественные и технические качества ((  ))
1958ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Поощрительный диплом за операторскую работу ((1957  Двое из одного квартала))