Сообщить об ошибке
Рената Литвинова
сценарист, актриса, режиссер
 
Родилась 12 января 1967 г. в Москве. В 1989 г. окончила сценарный факультет ВГИКа (мастерская К. Парамоновой, И. Кузнецова).
Театральные работы:
"Вишневый сад" (2005, МХТ им. Чехова)
Автор идеи, организатор фотовыставки "Время настоящее" (2005, Москва, Новинский Пассаж; совм. с А. Бразговкой).
Заслуженная артистка России (2004).
Тексты
 

Рената Литвинова не принимает жизнь как заведомую данность. Это, пожалуй, главное свойство ее экранного существования. Она не понимает в жизни ничего и разглядывает все ее содержимое с тревогой и печалью вечно-женственной Цитаты, с отрешенно-эпическим спокойствием внеземного Разума. Оказывается, на этой планете есть время, есть города, есть мужчины и женщины, матери и дочери, больные старики, есть какие-то животные… Много бедн...

 
 

Можно сказать, я Ренату открыла. Прочитала сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд», и мне он понравился. Потом мы познакомились на фестивале «Арсенал» в Риге. Мне сразу показа?лось, что ее обязательно надо снимать, у нее замечательные и внешность, и манера говориться. […] Когда я начала работать над фильмом «Увлеченья», подумала, что надо эту Литвинову вызвать. Может, она сыграет нашу героиню, циркачку, которая ходит на ипподром, хочет номер в цирке сделать. Начали с ней репетировать. ...

 
 

…я, можно сказать, ее открыла. Прочитала сценарий Ренаты «Принципиальный и жалостливый взгляд», и мне он понравился. Понравиться-то понравился, но я как-то засомневалась. Потом мы познакомились на фестивале «Арсенал» в Риге. Мне сразу показалось, что ее обязательно надо снимать, у нее замечательные и внешность, и манера говорить. Я в тот момент делала «Чувствительного милиционера», никакой роли для Литвиновой там не было, но она запала мне в сознание, лежала у меня в запаснике. Когда я начала...

 
 

Лунная дева, пройдя сквозь демонические соблазны, заметно сдвинулась в сторону солнца. В сериале «Граница. Таежный роман» (режиссер А. Митта) Литвинова сыграла забавную автопародию, медсестру Альбину. Самодостаточная, зацикленная на себе женственность, простецкий вариант которой воплощает в этом сериале Литвинова, обернулась удачной шуткой и даже — вот неожиданность! — достоверной зарисовкой несомненно существующего женского тип...

 
 

О фильме «Нет смерти для меня»

В документальном проекте «Нет смерти для меня» […] Литвинова дебютирует как автор-режиссер. Кино про кинозвезд — бестселлер по определению. Хотя снято оно вовсе не для того, чтобы утолить неутоляемое зрительское любопытство по поводу личной жизни знаменитостей. На свои, а не на зрительские вопросы отвечает автор. Что же волнует Ренату Литвинову в су...

 
 

О фильме «Нет смерти для меня»

Фильм посвящен пяти дивам советского кино. Если разобраться, дивой была только одна — Татьяна Окуневская. Но и остальные воспринимаются теперь в идеализированном времени past perfect: Лидия Смирнова, Татьяна Самойлова, Вера Васильева (стоящая несколько особняком) и даже Нонна Мордюкова (она и стала в итоге главной героиней картины). Рената Литвинова ни разу не подставила с...

 
 

О фильме «Богиня: Как я полюбила»

Не на шутку раздразнив общественность, своему режиссерскому дебюту Рената Литвинова дала совершенно невозможное название, простодушно-самодовольное и ироничное одновременно: «Богиня: Как я полюбила». Стало ясно: Литвинова, «звезда нашего периода», окончательно вышла за пределы. […] Она высказалась сразу и о важном — бесстрашно, безоглядно...

 
 

О фильме «Настройщик»

Актриса Литвинова, конечно, великий подарок режиссеру Муратовой. Она природная клоунесса, и это ее свойство так заразительно, что и остальных актеров превращает в дружную, сыгранную команду клоунов. (Все хороши, но камертон — Литвинова.)

АЙЗЕНБЕРГ М. [«Сеансу» отвечают…: Настройщик] // Сеанс, 2005, № 21/22

...
 
 

О фильме «Настройщик»

Рената Литвинова разменяла внебытовую (даже сакральную) красоту на образ профанного божества. […] …для роли Ренаты Литвиновой Муратова придумала открытый, почти плакатный конфликт «формы с содержанием». И наградила то обнаженную, то расфуфыренную модель идиотическим, едва ли не епиходовским, текстом «начитанной» и смешной жеманницы.

 
 

О фильме «Богиня: Как я полюбила»

Выдерживающая себя в едином стиле от корней волос до кончиков туфель, Литвинова сделала фильм, над которым будто работали разные люди — ироничный кинематографист и амбициозная, не очень умная, восприимчивая к чужому творчеству фифа. […] Но игры с тем и этим миром, символика, попытки задействовать миф об Орфее (он же за Эвридику), так...

 
 

О фильме «Вокальные параллели»

Фильм-концерт Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» — фонтанирующий стебухальный кинокапустник на казахском языке. На нем, временами запинаясь, вещает Рената Литвинова, объявляющая классические оперные арии, на цепочку которых нанизан фильм. Исполняют их состарившиеся, рыхлые советские оперные монстры из Казахстана и Армении — Роза Жаманова, Араксия Давтян, ...

 
 

О фильме «Вокальные параллели»

Ведущая концерта, «заслуженная артистка России» Рената Литвинова (так ее представляют титры), разражается обобщениями типа «Верди поставил проблемы в своем веке» — причем делает это на казахском языке. Разумеется, при помощи дубляжа. Лишенная своих основных «инструментов» — голоса и свойственных только ей манерных интонаций, Литвинова выгляд...

 
 

О фильме «Жмурки»

Тем, кто знает, что зло побеждает добро в этой жизни, но следит все равно за собой и при этом не обольщается, «Жмурки» — впору. Им достаточно там всего. Включая легкость дыхания и торможение энергетических зарядов, принимаемых, часто зря, за режиссерскую волю. […] Достаточно было запустить Ренату Литвинову в официантки, чтобы все наконец (и без помощи мемуа...

 
 

О фильме «Жмурки»

…неузнаваемая Рената Литвинова мелькает в роли официантки из бандитской бильярдной только затем, чтобы заслужить комплимент: «Смотри, какая жопа».

ТРОФИМЕНКОВ М. Война в жмурки // Коммерсантъ, 2005, 27 мая.

...
 
 

О фильме «Мне не больно»

Рената Литвинова продолжает удивлять разнообразием своих артистических проявлений — эта роль не похожа на предыдущие. Конечно, любая роль Литвиновой — это цепь ракурсов и картинок, но нанизанная на общую мелодию актрисы. Здесь эта музыка — радостная и обреченная любовь к свободе женщины-беглянки. Выбор мальчика в герои-любовники это ее личное, соб...

 
 

О фильме «Мне не больно»

Покорять этот «самый умышленный в мире город» идут люди с умыслом, строители-демиурги — дизайнеры и архитекторы. И первый, роковой их клиент — Рената Литвинова — со своим всегда сделанным, «замаскированным» лицом, с париком, с немыслимой «копной», а главное, с ее речью, которая и в минуты инт...

 
 

…передо мной воплоти?лось то самое существо, которое я и ожидал обрести в создательнице образа — «русскоязычной Шарон Стоун из сумасшедшего дома», как я окрестил тогда для себя девушек, написанных и сыгранных Рена?той в ее первых совместных работах с Муратовой, «Увлеченьях» и «Трех историях». Ехидное, насмешливое, паясничающее, глумли?вое, потешное — сгодятся все прилагатель...

 
 

Работы
Режиссер
2000Нет смерти для меня
2004Богиня: Как я полюбила
2008Зеленый театр в Земфире
Сценарист
1990Ленинград. Ноябрь
автор сценария совм. с О. Морозовым, А. Шмидтом
1991Нелюбовь
автор сценария
1992Трактористы-2
автор сценария совм. с Г. Алейниковым
1994Увлеченья
автор монологов
1996Мужские откровения
автор сценария
1996Принципиальный и жалостливый взгляд
1997Три истории
автор сценария новеллы "Офелия"
2000Нет смерти для меня
автор сценария
2002Небо. Самолет. Девушка
автор сценария
2004Богиня: Как я полюбила
автор сценария
2005Вокальные параллели
автор сценария совм. с Р. Хамдамовым
2007Два в одном
автор сценария совм. с Е. Голубенко
2008Зеленый театр в Земфире
автор сценария
Вокал
2002Небо. Самолет. Девушка
Продюсер
2002Небо. Самолет. Девушка
продюсер совм. с Е. Яцурой
2004Богиня: Как я полюбила
продюсер совм. с Е. Яцурой, С. Мелькумовым
Актер
 Карантин
старшая пионервожатая
1994Увлеченья
Лилия
1997Три истории
в новелле "Офелия" Офа
19998 1/2 долларов
озвучание
2000Граница. Таежный роман
Альбина Ворон
2001Апрель
Настасья
2001Берлинский экспресс
Aгeнт cпeцcлужб
2001Гипноз
2002Небо. Самолет. Девушка
Лара
2004Богиня: Как я полюбила
Фаина
2004Диверсант
2004Настройщик
Лина
2005Вокальные параллели
2005Жмурки
официантка, секретарь
2006Жесть
Жена обнаженного мужчины
2006Мне не больно
Тата
2006Чемоданы Тульса Люпера. Русская версия
Констанция Булицки
2007Два в одном
2007Жестокость
Зоя
2008Отдамся в хорошие руки
Мама
2008Приключения Аленушки и Еремы
озвучание
2009Весельчаки
жена Розы
2009Мелодия для шарманки
2009Новые приключения Аленушки и Еремы
озвучание
2009Приказано уничтожить. Операция «Китайская шкатулка»
Шарлотта
2010Бриллианты
женщина с большим носом


Фестивали и премии
2007КФ «Московская премьера»
Приз за лучшую женскую роль (2007  Жестокость)
2006ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучшую женскую роль (2006  Мне не больно)
2005КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую женскую роль (2004  Настройщик)
2005МКФ goEast в Висбадене
Спец. упоминание жюри (2004  Богиня: Как я полюбила)
2005МКФ goEast в Висбадене
Спец. упоминание жюри (2004  Настройщик)
2003РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Приз жюри за лучшую женскую роль (2002  Небо. Самолет. Девушка)
2001Государственная премия России
(2000  Граница. Таежный роман)
2001МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (2000  Нет смерти для меня)
2000Премия «Лавровая ветвь»
За лучший документальный телефильм (2000  Нет смерти для меня)
1997КФ в Свердловске
Приз за лучшую женскую роль (1997  Три истории)
1997МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале
Приз за лучшую женскую роль второго плана (1997  Три истории)
1994ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучший актерский дебют (1994  Увлеченья)
1994Приз кинопрессы
"Женщина-стиль" (1994  Увлеченья)
Библиография
  • Плахова Е. Аспекты нелюбви
  • Экран. 1992. № 7 (о ф. Нелюбовь, в т. ч. о Р. Л.); Горелов Д. Рената. Исполняется впервые
  • Столица. 1992. № 44; Литвинова Р.: "Я — жертва кинематографа". Инт. Ю. Гирбы
  • Киносценарии. 1994. № 5; Манцов И. Коллективное тело как романтический герой-любовник
  • ИК. 1994. № 8; Плахов А. Легкая муза, или Эстетический синдром
  • ИК. 1994. № 8; Литвинова Р.: "Я не могу больше ничего отдать, только себя..." Инт. Л. Аркус
  • Сеанс. 1995. № 10; Ванденко А. Монолог Литвиновой. Инт с Р. Л.
  • Ом. 1995. Ноябрь; Ртищева Н. Девушка и смерть
  • МК. 1996. 12 марта (о выставке портретов Р. Л.); Добротворский С. Нечаянные радости в саду "Аквариум"
  • Ъ. 1996. 23 мая (о ф. Принципиальный и жалостливый взгляд, в т. ч. о Р. Л.); Басков В. Изделие № 3
  • Культура. 1996. 8 июня (о ф. Мужские откровения, в т. ч. о Р. Л.); Быков Д. Смех и грех
  • ЭиС. 1997. 27 февр. – 6 марта (о ф. Три истории, в т. ч. о Р. Л.); Маслова Л. Все люди делают это
  • ЭиС. 1997. 27 марта – 3 апр. (о ф. Три истории, в т. ч. о Р. Л.); Манцов И. Принципиальный и жалостливый взгляд
  • ЧЗ. 1997. № 5 (об одноим. ф., в т. ч. о Р. Л.); Плахова Е. Муратова и Мадонна
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Три истории, в т. ч. о Р. Л.); Савельев Д. Подробности
  • Сеанс. 1997. № 14 (о ф. Принципиальный и жалостливый взгляд, в т. ч. о Р. Л.); Плахов А. Мания стиля, или Тоска Ренаты Литвиновой
  • СЭ. 1998. Февр. 1 серия; Пустота П. Ее или любят, или ненавидят
  • СЭ. 1998. Февр. 1 серия.; Барабаш Е. Песня любви с летальным исходом
  • НГ. 1998. 12 февр. (о ф. Страна глухих, в т. ч. о Р. Л.); Москвина Т. Femina sapiens
  • ИК. 1998. № 4; Литвинова Р.: "Я никогда не буду отказываться от своих героинь — они все мною любимы, они мои, но это — не я". Инт. А. Канкулова
  • Ом. 1998. Апр.; Брашинский М. Ренате Литвиновой не надоело убивать
  • Ъ. 1998. 24 ноября; Муратова К. Люблю называть вещи своими именами
  • ИК. 1999. № 11 (в т. ч. о Р. Л.). Литвинова Р.: Принципиальный и жалостливый взгляд Али К. Сценарий
  • Киносценарии. 1986. № 6; Нелюбовь. Сценарий
  • Киносценарии. 1991. № 5; Монологи медсестры. Третий путь. Офелия, безвинно утонувшая. Сценарии
  • Киносценарии. 1994. № 5; И я была девушкой юной
  • Домовой. 1996. № 12; Кого безответно любили сильные женщины
  • Домовой. 1996. № 12; Ждать женщину. О мужчине
  • Киносценарии. 1997. № 2; Две, кому-то нужные. Новелла
  • Киносценарии. 1997. № 6; "На фоне Пушкина..."
  • ИК. 1999. № 6; Пока без названия. Фрагмент сценария
  • Сеанс. 1999. № 17-18.