Сообщить об ошибке
Виталий Мельников
режиссер

Родился 1 мая 1928 г. в с. Мазаново Амурской обл. В 1952 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Юткевича, М. Ромма). Работал режиссером на к/с "Леннаучфильм", с 1964 г. — режиссер-постановщик к/с "Ленфильм". С 1995 г. — председатель Санкт-Петербургского Союза кинематографистов.
Народный артист РСФСР (1987).
Тексты
 

Он начал с милой безделицы, короткометражки Барбос в гостях у Бобика, но эта шутейная дворняжья история не заслуживает того, чтобы от нее взять да отмахнуться. В ней, как ни смешно, уже есть Виталий Мельников, не с будущими его умениями, конечно, но с его интересом к существам "непородистым" и неказистым. С его любовью к "малым формам", и дело тут не в метраже (больше коротышек В. М. не снимал), но в "формате"...

 
 

Шедевры не запланируешь, никакое шаманство тут не поможет. Планируют "киноединицы". Какая из них окажется событием в кино, мы узнаем и вынесем оценку позже. А пока что приходится работать. А чтобы работать, нужно хорошо знать ремесло и не презирать этого слова. Вот какая, по моему мнению, ситуация. А уж дальше — каждый плывет по своему компасу и достигает результатов в меру отпущенного таланта. [...]

Шедевры не запланируешь, никакое шаманство тут не поможет. Планируют "киноединицы". Какая из них окажется событием в кино, мы узнаем и вынесем оценку позже. А пока что приходится работать. А чтобы работать, нужно хорошо знать ремесло и не презирать этого слова. Вот какая, по моему мнению, ситуация. А уж дальше — каждый плывет по своему компасу и достигает результатов в меру отпущенного таланта. [...]

Шедевры не запланируешь, никакое шаманство тут не поможет. Планируют "киноединицы". Какая из них окажется событием в кино, мы узнаем и вынесем оценку позже. А пока что приходится работать. А чтобы работать, нужно хорошо знать ремесло и не презирать этого слова. Вот какая, по моему мнению, ситуация. А уж дальше — каждый плывет по своему компасу и достигает результатов в меру отпущенного таланта. [...]

У врачей, например, существует освященная веками профессиональная этика. Это понятно. Человек доверяет врачу самое ценное — жизнь. [...] Без свода четких этических правил в такой профессии не обойтись. А в нашей? У нас, конечно, отсутствует устрашающий хирургический реквизит. [...] Все наоборот: играет музыка, люди, глядя на экран, думают, что они развлекаются, отдыхают. А на самом деле — идет-таки операция над человеческой душой! Значит, нужна и для нас, имеющих власть над человеческой душой, наша, киношная "клятва Гиппократа"? Думаю, что необходима. [...]

Потребность высказаться в искусстве, как и в жизни, предполагает, что есть люди, перед которыми вы желали бы излиться. Иной поэт настолько конкретно чувствует своего адресата, что обращается в стихах к читателю, а чаще к читательнице, даже на "ты". [...]

Между нами, делающими фильм, и нашими зрителями более длинный и тернистый путь, потому что кино — наполовину промышленность, с финансовыми планами, сроками, объемами и так далее. И мы достигаем нашего адресата только промышленным путем, претворив то, что думаем, в рулоны пленки. В этой напряженной обстановке киноиндустрии нетрудно, в конце концов, потерять, забыть лица тех, кто в темноте зрительного зала будет смотреть твою продукцию. И тогда происходит незаметная подмена: процесс становится самоцелью. В сценарий вносят поправки, которые угодны редактору. Упрощают "творческое решение", идя навстречу администрации или бухгалтерии. Все это — хорошие люди, все они пекутся о том, чтобы было лучше. Но кому? Зрителю? Чаще всего — все-таки вверенному им "участку работы". А режиссер самолично отвечает за все. И он отвечает не перед кем другим, а прежде всего — перед зрителем. [...]

Как глава творческой группы режиссер обязан действовать в определенных этических рамках. Не в тех, которые "он сам перед собой поставил", а в тех, которые ему твердо предписывает его опасная для человеческих душ профессия. [...]

Я за то, чтобы поэтическое извлекалось из самой жизни, из ее "неорганизованности" и "непредсказуемости". Однако при всем стремлении избежать поучений, показать жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой ей, дескать, "следует быть", трезво отдаешь себе отчет: притчевые формы самовыражения и выразительности прочно вошли в нашу "плоть и кровь". Ни одно поколение еще не начинало с голого нуля, с самого начала, да и само понятие поколения условно, ибо жизнь непрерывна и на периоды делиться не желает. Поэтому я, и не только я, конечно, живу в постоянном желании выйти за пределы привычных, психологически подаренных мне предшественниками форм художественной выразительности — и чаще всего убеждаюсь в том, что это не удается. А если удается, то мгновениями, которые, может быть, заметны только мне. Это довольно мучительное состояние, но, боюсь, оно — неотъемлемая часть профессии. [...]

Никогда не появлялось у меня желания переделать уже сделанное. И не потому, что все нравится. Большинство фильмов сейчас уже кажутся мне фильмами другого человека. И я не имею права корректировать или переоценивать то, что сделано когда-то тем человеком. Фильмы были обращены к людям, жившим в совершенно конкретном отрезке времени, а у них были другие представления о том, что важно и не важно, что красиво и что правдиво.

МЕЛЬНИКОВ В. [О себе] // В. Демин. Виталий Мельников. М., 1984.

 
 

"Здесь сливаются Шилка и Аргунь! — кричала мне мать в ухо учительским голосом. — Это так называемые истоки". У матери было два голоса — один домашний, а другой учительский, особенный, в нем слова и звуки отскакивали друг от друга, как горошины, и оставляли незримые вмятины в памяти "учащихся". "Здесь! — кричала мать, — начинается уже другая река! Она называется Зея!" Кричать приходилось оттого, что рядом с нами грохотал ледоход. Понять, где тут Шилк...

 
 

Знаете, есть такие люди, у них на лице написано: "при исполнении"? Дома он один, бог знает что творит, форму надел или снял номерок в конторе, и стал совсем другим. В кино таких людей очень много. В перерыве он тебе такой анекдотик выдаст, у тебя глаза на лоб полезут, Как только прогудела сирена, ассистент крикнул: "Тишина в павильоне!", тут он "играет роль": начинается высокая речь, декламация, аж голосок у бедного подр...

 
 

Мельников прекрасный режиссер, но в нем погиб выдающийся дипломат. Он всегда знает, чего хочет добиться от тебя, но никогда не говорит об этом. Услышать от него: "Это надо играть так, а вот это не так..."? Такого не бывает. Он просто беседует с тобой, и, вроде бы, не очень всерьез. Что бы ты ни говорил ему, он кивает. Кивает и кивает. Потом он всего только уточняет одно, другое. Ты сказал — "сцена обиды", а он говорит: "...

 
 

Профессия воспитывает в человеке как светлые, так и теневые стороны личности. Режиссеру изначально дана большая власть. Его слово и дело, конечно, в труде многих людей — от этого у иных режиссеров появляется пове­лительность, нетерпимость к чужим мнениям, высокомерие и вера в собственную непогрешимость, даже гениальность. Необходимость точно знать, чего он хочет, часто перерождается в этакую профессиональную безошибочнос...

 
 

О фильме "Бедный, бедный Павел"

И фильм, этот строгий, чистый, блистательный кристалл, выращен Мельниковым — семидесятипятилетним классиком "человеческого кино" "Ленфильма", тем, кто так сочувствовал простым милым людям в "Начальнике Чукотки", "Здравствуй и прощай", "Выйти замуж за капитана" и во многих других скромных и приятных лентах? Это достойно всяч...

 
 

Одни режиссеры на специальных картонках зарисовывают, каждый кадр будущего фильма. Другие держат все в голове. Для них режиссерский сценарий уже есть фильм, осталось только воплотить пометки "кр. пл." или "общ. пл.".

Мельников пишет режиссерский сценарий быстро, словно соблюдает неизбежную формальность. Разумеется, он тоже держит свой фильм ...

 
 

Работы
Режиссер
1959Русский народный оркестр
1964Барбос в гостях у Бобика
совм. с М. Шамковичем
1966Начальник Чукотки
1969Мама вышла замуж
1971Семь невест ефрейтора Збруева
1972Здравствуй и прощай
1974Ксения, любимая жена Федора
1975Старший сын
1977Женитьба
1979Отпуск в сентябре
1981Две строчки мелким шрифтом
1983Уникум
1984Чужая жена и муж под кроватью
1985Выйти замуж за капитана
1987Первая встреча, последняя встреча
1990Царская охота
1992Чича
1994Последнее дело Вареного
1997Царевич Алексей
2000Луной был полон сад
2003Бедный, бедный Павел
2007Агитбригада „Бей врага!“
Сценарист
1966Начальник Чукотки
автор сценария
1975Старший сын
автор сценария
1977Женитьба
автор сценария
1979Отпуск в сентябре
1981Две строчки мелким шрифтом
автор сценария совм. с М. Шатровым, В. Логиновым
1983Уникум
участие в сценарии
1997Царевич Алексей
автор сценария
2003Бедный, бедный Павел
автор сценария
2007Агитбригада „Бей врага!“
автор сценария


Фестивали и премии
2007КФ «Амурская осень» в Благовещенске
Приз за лучший сценарий (2007  Агитбригада „Бей врага!“)
2007МФ военно-патриотического фильма "Волоколамский рубеж" им. Сергея Бондарчука
Диплом "За оригинальный подход к теме Великой Отечественной войны" (2007  Агитбригада „Бей врага!“)
2007МФ кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске
Приз «За вклад в кинематографическое искусство» ((  ))
2006КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Специальный приз «Немеркнущая зрительская любовь» ((  ))
2004РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Гран-при «Гранатовый браслет» — «За мужество в подходе к трагически перекликающимся страницам русской истории» (2003  Бедный, бедный Павел)
2004РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков за лучшую режиссуру (2003  Бедный, бедный Павел)
2003КФ «Амурская осень» в Благовещенске
Премия за лучшую режиссерскую работу (2003  Бедный, бедный Павел)
2003МКФ «Лiстапад» в Минске
Приз за лучшую режиссуру (2003  Бедный, бедный Павел)
2003ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за особый вклад в отечественный кинематограф, Орден за кинематографическое событие ((  ))
2001МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз «Золотой Витязь» за лучший игровой фильм (2000  Луной был полон сад)
2000Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» „Медный всадник“
Премия им. Г. Козинцева за лучшую режиссуру (2000  Луной был полон сад)
2000МКФ «Лiстапад» в Минске
Приз за лучшую режиссуру (2000  Луной был полон сад)
1998РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз жюри (1997  Царевич Алексей)
1997КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз прессы (1997  Царевич Алексей)
1997КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую режиссуру (1997  Царевич Алексей)
1997КФ «Окно в Европу» в Выборге
Главный приз за лучший фильм, Приз «Поддержка в прокате» (1997  Царевич Алексей)
1997КФ русских фильмов в Онфлере
Гран-при (1997  Царевич Алексей)
1993Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. Г. Козинцева за лучшую режиссуру (1994  Последнее дело Вареного)
1993Премия мэра Санкт-Петербурга
(1994  Последнее дело Вареного)
1982ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Премия за режиссуру (1981  Две строчки мелким шрифтом)
1976МТФ "Злата Прага" в Праге
Премия Интервидения, Премия за лучший сценарий в разделе драматических произведений (1975  Старший сын)
Библиография
  • Демин В. Выйти замуж за капитана
  • СК. 1986. Июль (об одноим. ф.); Мельников В.: "Ищу соавтора". Инт. Г. Синельниковой
  • Сов. культура. 1986. 7 авг.; Богомолов Ю. Выйти замуж за капитана и развестись
  • Кино (Рига). 1986. № 8 (о ф. Выйти замуж за капитана); Тимофеевский А. Этот старый автомобиль...
  • Правда. 1986. 24 ноября (о ф. Выйти замуж за капитана); Павлова И. Женитьба уникума
  • ИК. 1987. № 1 (о ф. Выйти замуж за капитана); Кабалкина Е. "Ленфильм": проблемы и надежды
  • Сов. культура. 1988. 13 февр. (в т. ч. инт. с В. М.); Михалкович В. Первая встреча, последняя встреча
  • СК. 1988. № 3; Плахова Е. Петербургские фантазмы
  • ИК. 1988. № 11 (в т. ч о ф. Первая встреча, последняя встреча); Шервуд О. Царская охота. Версии и жертвы. Инт. с В. М.
  • Сеанс. 1990. № 1; Вишневская И. Пряный вкус истории
  • ЭиС. 1990. 4 окт. (о ф. Царская охота); Иванова В. Охота царей. Инт. с В. М.
  • Сов. культура. 1991. 2 февр.; Кагарлицкая А. Да здравствует бенефис!
  • Столица. 1991. № 19 (о ф. Царская охота); Турбин В. Catarina sekunda охотится
  • Экран. 1991. № 8 (о ф. Царская охота); Мурзина М. Как пропал голос в эпоху гласности
  • ЭиС. 1992. 21 – 28 мая (о ф. Чича); Ерохин А. Голос из хора
  • Кино-глаз. 1993. № 2 (о ф. Чича); Стишова Е. Русский финал
  • ЛГ. 1993. 14 апр. (в т. ч. о ф. Чича); Божович В. Мы, нищие богачи...
  • НГ. 1993. 27 апр. (в т. ч. о ф. Чича); Ткаченко И. Табуретка — оружие в руках ленинградских кинематографистов
  • Ъ. 1994. 22 янв. (о ф. Последнее дело Вареного); Лаврентьев С. 1994 год
  • ИК. 1994. № 9 (о ф. Последнее дело Вареного); Басина Н. Последнее дело — правое
  • ЭиС. 1994. 24 ноября – 1 дек. (о ф. Последнее дело Вареного); Аннинский Л. Царевича жалко...
  • Культура. 1997. 14 авг. (о ф. Царевич Алексей); Матизен В. Петр Грозный убивает своего сына
  • ОГ. 1997. 21 авг. (о ф. Царевич Алексей); Спектр мнений о ф. Царевич Алексей, в т. ч. рецензии Т. Москвиной, Д. Савельева
  • Сеанс. 1998. № 16; Савельев Д. Виталий Мельников меж Павлом, Паниным и Паленом. Инт. с В. М.
  • ЭиС. 1998. № 32-33. Мельников В.: Выступление на V съезде СК СССР
  • ИК. 1986. № 10; ...И чтобы повезло
  • Кадр. 1988. 2 июня; Люкс
  • Кадр. 1992. № 13-14; Посмотрите эти фильмы заново
  • Кадр. 1995. № 5-6.