Сообщить об ошибке
Олег Меньшиков
актер

Родился 8 ноября 1960 г. в Серпухове Московской обл. В 1981 г. окончил Театральное училище им. Щепкина (мастерская В. Монахова). Работал в Малом театре, в ЦАТСА, Театре им. Ермоловой, Театре им. Моссовета.
Среди театральных работ:
"Лес" (1981), "Идиот" (1983), "Рядовые" (1985) — ЦАТСА; "Говори!..." (1985), "Спортивные сцены 81 года" (1986), "Второй год свободы" (1988) — Театр им. Ермоловой; "Калигула" (1990, Театр им. Моссовета); "Когда она танцевала" (1991, Театр "Глобус", Лондон); "Игроки" (1992, Театр "Трайсекл", Лондон); "N" ("Нижинский", 1992, Театральное агенство "БОГИС"); "Горе от ума" (1998, реж., акт.), "Кухня" (2000, реж., акт.), "Игроки" (2002, реж., акт.), "Демон" (2003) — Театральное товарищество "814".
Премия им. Л. Оливье Британской академии театральных искусств (1992, сп. "Когда она танцевала").
Премия "Хрустальная роза" (1993, сп. "N").
Премия "Триумф" (1994, "За выдающийся вклад в отечественную культуру").
Тексты
 

Как положено истинному романтическому герою, взлелеянному авторским вымыслом, он обязан появиться в конце сложноподчиненного предложения, точно в конце гостиничного коридора, войти в зеркало и выйти из него, продолжая свой призрачный фатальный путь не то один, не то уже вдвоем. Олег Меньшиков. Герой. Модель для сборки: очи черные 2 штуки, зубы белые 32 штуки, баритон, прочее в ассортименте. Самый знаменитый и высокооп...

 
 

Я работал с Меньшиковым в Театре Ермоловой почти десять лет назад. Тогда "Спортивные сцены 1981 года" и роль Робеспьера по сути стали для него первыми значительными работами в театре. Затем был "Калигула" у Фоменко — хорошее соло на фоне слабого ансамбля. Я должен сказать, что в дальнейшем и "Нижинский" в антрепризе, и его киноработы показывали мне то, что я уже знаю: прекрасные данные, объем, качество игры. Но в этом не было ожога, не было озарения...

 
 

Я знаю два типа актеров. Те, с кем надо работать, вести, дрессировать. Это не обязательно плохие актеры, но с ними мне приходилось работать, как с типажами в кино. А есть другой тип: те, кому можно довериться. К этому типу относится Олег Меньшиков. Можно ли назвать его судьбу примером удачной актерской карьеры? По внешним признакам — да. Но ответ на этот вопрос придет лишь тогда, когда она будет завершена.

Я знаю два типа актеров. Те, с кем надо работать, вести, дрессировать. Это не обязательно плохие актеры, но с ними мне приходилось работать, как с типажами в кино. А есть другой тип: те, кому можно довериться. К этому типу относится Олег Меньшиков. Можно ли назвать его судьбу примером удачной актерской карьеры? По внешним признакам — да. Но ответ на этот вопрос придет лишь тогда, когда она будет завершена.

Я знаю два типа актеров. Те, с кем надо работать, вести, дрессировать. Это не обязательно плохие актеры, но с ними мне приходилось работать, как с типажами в кино. А есть другой тип: те, кому можно довериться. К этому типу относится Олег Меньшиков. Можно ли назвать его судьбу примером удачной актерской карьеры? По внешним признакам — да. Но ответ на этот вопрос придет лишь тогда, когда она будет завершена.

ХВАН А. Режиссеры, партнеры и критики об Олеге Меньшикове // Сеанс. № 15. 1997.

 
 

О фильме "Статский советник"

[... ]...в "Советнике" видавшего виды героя с поседевшими висками сыграл Олег Меньшиков. Здесь, в отличие от "Сибирского цирюльника", артисту не пришлось особенно молодиться, и его умение изображать остраненность и обособленность от всего человечества очень кстати в экранизации романа, заканчивающегося крайне приятной фразой: ...

 
 

О фильме "Статский советник"

[...] Ура-ура, Штирлица назначили шефом гестапо. Легкое барское недоумение с приподнятой бровкой, которое артист Меньшиков категорически не способен согнать с лица последние 15 лет, здесь выходит как нельзя кстати.

Что скажет Алекс Юстасу? Как воспримут эту весть братья Элект...

 
 

О фильме "Доктор Живаго"

[...] Живаго не просит высшую инстанцию о спасении души, а бережет ее неучастием в "общем деле" построения социализма в одной отдельно взятой за глотку стране. В этом смысле сыгранный Олегом Меньшиковым врач и поэт Юрий Живаго последовательнее персонажа романа, а он, в свою очередь, был последовательнее своего создателя Бориса Пас...

 
 

О фильме "Доктор Живаго"

Поторопились некоторые "похоронить" Олега Меньшикова после неудачи "Золотого теленка". Он создал выдающийся образ "доктора жизни" — возможно, даже воплотил нравственный идеал. Это огромная, итоговая работа, вобравшая в себя многое из того, что артист уже играл, но есть и такое, чего еще не было. В "Докторе Живаго" он сыграл не тол...

 
 

О фильме "Золотой теленок"

[...] Для рейтинга же на главную роль был приглашен Олег Меньшиков — весьма спорный для образа Бендера, зато бесспорный в качестве ультрапопулярной звезды, ассоциирующейся исключительно с мегапроектами массового толка. [...]

САЛЬНИКОВА Е....

 
 

О фильме "Золотой теленок"

[...] Сам по себе и главный герой — ослепительно улыбающийся невеселый озорник, в щегольском белом пиджаке, с тоскливыми глазами и легкой, красивой речью. Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера не похож ни на кого из предшественников — ни на беспечного [...] Арчила Гомиашвили, ни на фрондера [...] Сергея Юрского, ни на мрачно свер...

 
 

[...] Существует ли он на самом деле?

О.М. [Олег Меньшиков] среднего роста, хорошо сложен. Интересно бледен. Как у большинства любимых героев Достоевского, у него черные глаза. Так сказать, "очи черные". Изображать эти очи могут что угодно. Хоть божественное вдохновение, хоть демоническую насмешливость. [...] Из критических описаний ясно, что О.М. уже в молодости был классическим, традиционн...

 
 

Работы
Вокал
1987Моонзунд
Персонаж
2006Игроки, или Сейчас выйдет Олег
Актер
1980Жду и надеюсь
Шурка
1981Родня
Кирилл
1982Покровские ворота
Константин Ромин, он же Костик
1982Полеты во сне и наяву
Друг Алисы
1983Поцелуй
Мерзляков
1984Капитан Фракасс
барон де Сигоньяк
1984Михайло Ломоносов
Виноградов
1984Полоса препятствий
Володя Межиров
1985Володя большой, Володя маленький
Володя маленький
1986Мой любимый клоун
Сергей
1986По главной улице с оркестром
Корольков
1987Моонзунд
Артеньев
1988Брызги шампанского
Сергей
1989Жизнь по лимиту
новый жилец
1989Лестница
Владимир Пирошников
1990Яма
адвокат Лихонин
1992Дюба-дюба
Андрей
1994Утомленные солнцем
Дмитрий, агент НКВД
1996Кавказский пленник
Саша Костылин
1998Сибирский цирюльник
Андрей Толстой
1999Восток — Запад
Алексей Головин
1999Мама
Лёнчик
2003Главный подозреваемый 6
в серии \"Последний свидетель\"
2005Доктор Живаго
Юрий Живаго [1-11 серии]
2005Статский советник
Эраст Фандорин
2006Золотой теленок
Остап Бендер


Фестивали и премии
2000Премия деловых кругов «Кумир»
(1998  Сибирский цирюльник)
1999Государственная премия России
(1998  Сибирский цирюльник)
1997Государственная премия России
(1996  Кавказский пленник)
1996МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале
Приз за лучшую мужскую роль (1996  Кавказский пленник)
1996ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучшую мужскую роль (1996  Кавказский пленник)
1996Премия «Ника»
За лучшую мужскую роль (1996  Кавказский пленник)
1995Государственная премия России
(1994  Утомленные солнцем)
1995МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
Приз Московской гильдии актеров театра и кино (1992  Дюба-дюба)
1994Премия «Золотой Овен»
Лучшему актеру года (1994  Утомленные солнцем)
1994Приз «Зеленое яблоко — золотой листок»
За лучшую мужскую роль (1994  Утомленные солнцем)
1994Приз кинопрессы
Лучшему актеру года (1994  Утомленные солнцем)
Библиография
  • Лындина Э. Олег Меньшиков. — М., Панорама, 1999. Курач С. Олег Меньшиков
  • Театр. 1986. № 5; Игумнова Л. Олег Меньшиков
  • Кино (Вильнюс). 1986. № 10; Лындина Э. Герои и компьютер
  • МК. 1987. 18 февр. (о ф. Мой любимый клоун, в т. ч. об О. М.); Бартенева Е. Олег Меньшиков
  • СФ. 1987. № 7; Шолохов С. Моонзунд
  • СФ. 1988. № 3 (об одноим. ф., в т. ч. об О. М.); Берман Б. Моонзунд
  • СК. 1988. № 7 (об одноим. ф., в т. ч. об О. М.); Овчинников И. Без прелюдии
  • ТЖ. 1990. № 20 (о сп. "Калигула", в т. ч. об О. М.); Иванова В. Олег Меньшиков
  • В сб.: В поисках темы... — М., Киноцентр, 1990; Казьмина Н. Герои нашего времени
  • Театр. 1991. № 2 (в т. ч. об О. М. в сп. "Калигула"); Владимирский О. Лунный мальчик в смутные времена
  • Экран. 1991. № 15; Новикова Е. Куда исчез Калигула?
  • Культура. 1991. 28 дек.; Лордкипанидзе Н. Легче жить, чем притворяться
  • ЭиС. 1992. 20 – 27 февр. (об О. М. в сп. "Калигула"); Быков Д. Плач о герое
  • МН. 1993. 10 янв. (о ф. Дюба-дюба, в т. ч. об О. М.); Хван А. Песнь о Меньшикове Олеге
  • Культура. 1993. 7 февр. (о ф. Дюба-дюба); Тимашева М. Бог танца
  • ЭиС. 1993. 18 – 25 марта (о сп. "N Нижинский", в т. ч. об О. М.); Цыркун Н. Жизнь как сюжет
  • ИК. 1993. № 4 (о ф. Дюба-дюба, в т. ч. об О. М.); Гирба Ю. Прыжок в окно, или Призрак Нижинского
  • Моск. наб. 1993. № 4 (о сп. "N Нижинский", в т. ч. об О. М.); Соколянский А. Олег Меньшиков
  • Моск. наб. 1993. № 4; Хренов А. Утраченные иллюзии
  • ЭиС. 1993. 17 – 24 июня (о ф. Дюба-дюба, в т. ч. об О. М.); Павлова И. Лекарство от морали
  • Экран. 1993. № 11-12 (о ф. Дюба-дюба, в т. ч. об О. М.); Агишева Н. Фантазия на темы Нижинского
  • Театр. 1993. № 8 (о сп. "N Нижинский", в т. ч. об О. М.); Галущенко Л. Меньшиковские сезоны в Париже
  • Культура. 1994. 22 янв.; Лындина Э. Олег Меньшиков. Одинокий дирижер в полете с зависанием
  • Огонек. 1994. № 6-7; Н. Д. Мучения Олега Меньшикова
  • Моск. наб. 1994. № 7-8 (о сп. "Когда она танцевала", в т. ч. об О. М.); Есин С. Счастье и ужас эпохи
  • Культура. 1994. 22 – 29 сент. (о ф. Утомленные солнцем, в т. ч. об О. М.); Тирдатова Е. В ритме танго
  • ЭиС. 1994. 22 – 29 сент. (о ф. Утомленные солнцем, в т. ч. об О. М.); Юсипова Л. Старый шлягер для плохо темперированного клавира
  • Ъ. 1994. 19 ноября (о ф. Утомленные солнцем, в т. ч. об О. М.); Трофименков М. Зачем дядя Митяй приехал на дачу?
  • Смена. 1994. 30 ноября (о ф. Утомленные солнцем, в т. ч. об О. М.); Соколянский А. Юноша бледный со взором горящим
  • Обозреватель. 1995. № 1; Белопольская В. Безусловный эффект Олега Меньшикова
  • Огонек. 1995. № 4; Галущенко Л. Полет летящей стрелы
  • Культура. 1995. 28 окт.; Москвина Т. В поисках любовника
  • Сеанс. 1995. № 10 (в т. ч. об О. М.); Москвина Т. Суд над победителем. Фильм Утомленные солнцем в зеркале общественного мнения. Общественное мнение в зеркале фильма Утомленные солнцем
  • Сеанс. 1995. № 10 (в т. ч. об О. М.); Маслова Л. Кавказский пленник IV. Среди синих камней
  • ЭиС. 1996. 18 – 25 апр. (о ф. Кавказский пленник, в т. ч. об О. М.); Плахов А. Пленник горы и заложник успеха
  • ИК. 1996. № 6 (о ф. Кавказский пленник, в т. ч. об О. М.); Солнцева А. Рисунок тушью
  • Огонек. 1996. № 29; Островский Д. Кавказский пленник
  • ЧЗ. 1996. № 4 (об одноим. ф., в т. ч. об О. М.); Зорин Л. Мой Костик
  • Кино Парк. 1997. № 0; Плахов А. Любить по-русски: 20 секс-символов российского кино
  • Premiere. 1997. № 2 (в т. ч. об О. М.); Москвина Т. Homme Fatal. Олег Меньшиков: девять тезисов
  • Cеанс. 1997. № 15; Агишева Н. N приходит в режиссуру
  • МН. 1998. 9 – 15 авг.; Должанский Р. Мимо бала
  • Ъ. 1998. 16 сент. (о сп. "Горе от ума"); Соколянский А. Прощание с собою
  • ОГ. 1998. 17 – 23 сент. (о сп. "Горе от ума"); Ванденко А. Сибирский пленник. Инт. с О. М.
  • Premiere. 1998. № 9; Москвина Т. Верить поэтам
  • ПЧП. 1998. 14 окт. (о сп. "Горе от ума"); Варнье Р. Между Востоком и Западом. Отрывки из съемочных дневников
  • ЭиС. 1999. № 17; Москвина Т. Не говори, что молодость сгубила
  • ИК. 1999. № 6 (о ф. Сибирский цирюльник, в т. ч. об О. М.); Брашинский М. Из России с любовью
  • Сеанс. 1999. № 17-18 (о ф. Сибирский цирюльник, в т. ч. об О. М.); Павлова И. Ой, Мама, пшика дам
  • Сеанс. 1999. № 17-18 (о ф. Мама, в т. ч. об О. М.); Савельев Д. Александровский сад на Андреевском спуске
  • Сеанс. 1999. № 17-18 (о ф. Сибирский цирюльник, в т. ч. об О. М.); Москвина Т. Мама выходит замуж
  • Сеанс. 1999. № 17-18 (в т. ч. о ф. Мама и об О. М.).