Сообщить об ошибке
Никита Михалков
режиссер, сценарист, актер

Родился 21 октября 1945 г. в Москве. В 1958-1962 гг. — ученик и актер средней школы при Театре им. Станиславского. В 1963-1966 гг. учился на актерском факультете Театрального училища им. Щукина (мастерская Л. Шихматова). В 1971 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма). В 1980-1991 гг. вел мастерскую игрового кино на ВКСР. С 1988 г. — Председатель Правления и худ. рук. студии "ТРИТЭ". С 1993 г. — Президент Российского фонда культуры. С 1997-2005 гг. — Председатель СК России. С 1998 г. — Президент Московского МКФ.
Режиссер-пост. сп. "Механическое пианино" (1987, Teatro di Roma).
Действительный член Академии гуманитарных наук (1994).
Профессор Академии гуманитарных наук Сан-Марино.
Народный артист РСФСР (1984).
Орден Трудового Красного Знамени (1986).
Кавалер (1992) и Командор (1994) Ордена Почетного легиона (Франция).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (1995).
Орден Сергия Радонежского I степени Русской Православной Церкви (1997).
Орден Рыцаря Большого Креста (2004, Италия)
Тексты
 

Не помню уж, когда, где и по какому поводу мы познакоми­лись. Первое, что возникает в памяти, — на закате солнечного майского дня мы сидим в ресторане ВТО, в маленьком круглом зальчике, выходящем окнами на улицу Горького. […]

…кто-то показал мне во ВГИКе малень­кую учебную картину студента-режиссера Никиты Михалкова «А я уезжаю домой», снятую в Ялте. Я к тому времени уже, по-моему, сделал «От нечег...

 
 

Станислав Зельвенский. Никита Сергеевич, вы так долго не снимались, десять лет фактически, — и вдруг сразу три большие роли: у Балабанова, Янковского и Занусси. Как так получилось? Совпадение или времени, может, стало много?

Никита Михал...

 
 

Никита Михалков, председатель СК России. Когда Сергей Сельянов говорит, что ему нравится делать то, что нравится делать, а деньги зарабатывать в другом месте, в общем, это достойная позиция и счастливая возможность. Но я совершенно убежден, что можно делать то, что тебе нравится, и зарабатывать на этом деньги. Это и есть основная цель страны, которая хочет вписать себя в число кинематогра...

 
 

Никита Михалков. Сплетни и наветы не способны выбить меня из колеи. Чем грязнее вымажут, тем чище будешь. Деньги люблю? Очень. Но я их зарабатываю, а не ворую. Ведь человеку что нужно-то... Доброе здоровье и чистая совесть, а больше ничего.

Вы себе не представляете, какое это счастье, когда все про тебя говорят, а ты зн...

 
 

Нетрудно понять, почему. Для литератора, даже стыдливого, фильм Михалкова — дивная пища для воображения. Солнце, история, страсть, люди, трагедии — великолепный повод для сочинения текстов разной степени взвинченности и красочности. Кстати, наиболее художественно написал о картине нетайный литератор Вячеслав Курицын (Сегодня, 1994, 27 октября). Про образ Мити он сложил просто поэму. Для органических критиков лента Михалкова тоже по...

 
 

[...] Несбыточность. Невозвратность. Неизбежность.

Три слова, три золотые рыбки, выловленные в потоке слов, слов, слов... слов Михалкова, слов о Михалкове... давние восторги, забытые обиды, отшумевшие споры, новые обиды и новые восторги, новые времена...

Телевизионный эфир забавляется по-своему...

 
 

Как шутят в кинематографический среде, главным героем сиквела "Утомленных солнцем" станет живой труп — расстрелянный Сталиным, но воскрешенный режиссером комбриг Котов, которому на Великой Отечественной войне предстоит встреча с дочерью и новые военные подвиги. [...] Вопрос в том, не растерял ли Никита Михалков творческие силы за годы своего достаточно одиозного руководства Союзом. И не станет ли атмосфера "Утомленных солнцем-2" по...

 
 

Ни на кинематограф как искусство, ни на процесс становления его как индустрии союз давно уже не влияет. Характерная деталь: к началу работы съезда в зале не было ни одного из ведущих продюсеров, кроме Леонида Верещагина — генерального директора студии Никиты Михалкова ТРИТЭ, а также Карена Шахназарова и Станислава Ершова, возглавляющих студии-фабрики: "Мосфильм" и Студию им. Горького.

Ни на кинематограф как искусство, ни на процесс становления его как индустрии союз давно уже не влияет. Характерная деталь: к началу работы съезда в зале не было ни одного из ведущих продюсеров, кроме Леонида Верещагина — генерального директора студии Никиты Михалкова ТРИТЭ, а также Карена Шахназарова и Станислава Ершова, возглавляющих студии-фабрики: "Мосфильм" и Студию им. Горького.

Ни на кинематограф как искусство, ни на процесс становления его как индустрии союз давно уже не влияет. Характерная деталь: к началу работы съезда в зале не было ни одного из ведущих продюсеров, кроме Леонида Верещагина — генерального директора студии Никиты Михалкова ТРИТЭ, а также Карена Шахназарова и Станислава Ершова, возглавляющих студии-фабрики: "Мосфильм" и Студию им. Горького.

"Будем честны, людей, которые определяют сегодня развитие российского кино, здесь сейчас нет", — заявил съезду социолог Даниил Дондурей, сделавший емкий и весьма оптимистичный доклад "О состоянии отечественной кинематографии". Да, все большую роль в регулировании отношений внутри профессиональной среды играют гильдии, в первую очередь гильдия продюсеров, но никакого отношения к союзу эти гильдии уже не имеют.

У СК есть один цивилизованный путь: превращение в профсоюз, оказание социальной, материальной, юридической поддержки тем, кто в ней нуждается. Михалков ли вновь окажется во главе союза, Говорухин ли — им придется выполнять именно эти задачи, явно не соответствующие их амбициям. И если бы не вопрос о "квадратных метрах", вряд ли страсти достигли бы того накала, что Эльдар Рязанов во всеуслышание назвал бы "правую руку" Никиты Сергеевича Клима Лаврентьева "Лаврентием Павловичем" и "фашистом", а Михалков перед именем Владимира Семаго поставил обращение "партайгеноссе".

ЮСИПОВА Л. Москвичи против "федералов" // Время новостей. 2004. 28 окт.

 
 

Две недели назад на пресс-конференции в Фонде культуры председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков внятно сказал, что возглавляемый им творческий союз морально устарел и должен быть преобразован в профсоюз, способный защищать работников кино.

Ответ был получен на пленуме СК России, прошедшем неделю назад. Глава СК Никита Михалков [...] заверил, чт...

 
 

[...] Михалков по натуре человек темпераментный — зачем долго растолковывать, когда можно мгновенно воспроизвести... Обычно после режиссерского показа актеру сыграть нетрудно. Режиссеры, как правило, показывают суть, дают общий контур, эскиз. Актер сыграет лучше, потому что обязательно разовьет, внесет что-то свое. А Михалков показывает на таком высоком уровне мастерства, так артистично исчерпывающе, что повторить это удается редко...

 
 

[...] у Михалкова не бывает статичных персонажей. Когда он предлагает сыграть роль, даже маленькую по объему, — я всегда знаю, что мне предстоит сыграть сложную человеческую судьбу, сыграть характер далеко не однозначный.

Михалков по своей натуре — художник светлый и жизнелюбивый. Он никогда не занимается морализаторством. Он убежден, что искусство должно рождать...

 
 

[...]Мне запомнился его первый фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих", который поразил меня прежде всего тем, как замечательно и вдохновенно играли в нем актеры. Так бывает только в тех случаях, когда за кадром стоит режиссер, который очень любит артистов. В жизни, к сожалению, это встречается не часто.[...]

Он чрезвычайно доброжелательный режиссер, меня все...

 
 

Что меня больше всего в Никите — нет, не поражает, — что я ценю и люблю в нем, так это колоссальный эмоциональный заряд, которым он полон. Он вообще очень одарен от природы — и физической красотой и духовной мощью. И еще — он обладает какой-то удивительной способностью воздействовать на людей. Взять хотя бы его работу с актерами, которые преображаются прямо у вас на глазах и играют так, как они, пожалуй, больше ни у кого играть не ...

 
 

...Двенадцать лет назад снималась картина "Неоконченная пьеса для механического пианино" по мотивам произведений Чехова. Снималась в городе Пущино, в то время идиллическом городке на берегу Оки, где в полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов. Уже в самом выборе этого места для съемок была режиссура — актеры все лет...

 
 

У Михалкова редкий дар ощущать и передавать особенность, грустную прелесть, поэзию давно минувших дней жизни. [...]

Кинорежиссеры говорят, что по смертности они идут непосредственно после летчиков-испытателей. Напряжение, которое они испытывают во время работы над фильмом, действительно немалое. Многообразные конфликты в группе, неувязки, нехватки, отсутствие тог...

 
 

И вот 1976 год. Я снимаюсь на Рижской студии. Вечером в гостиницу звонок из Москвы: "Здравствуйте, это Михалков. Что вы делаете летом? Вы читали Чехова — “Платонов”? Там есть роль генеральши. Я ее готовлю для вас. Вы мне нужны будете совершенно свободной. У меня репетиционный период. Обязательно. Мы с вами договорились. Я вам буду звонить".

А накануне в рижском Д...

 
 

[...] для меня Никита — Колька из фильма "Я шагаю по Москве". Кольку мы назвали Колькой в честь моего сына. И так я до сих пор к Никите и отношусь.

Взять Никиту на роль Кольки предложил Гена Шпаликов. Он дружил с братом Никиты Андроном Михалковым (теперь Кончаловским).

Никиту я видел полгода на...

 
 

[...] В последние годы зарубежных исследователей фигура Михалкова притягивает именно своей "русской пропиткой", пусть иногда и доведенной до слогана.

Книга профессора Бристольского университета рассчитана на англоязычного читателя. Однако и российскому исследователю она будет полезна и любопытна, в том числе и тем, что являет собой интересный пример взгляда со с...

 
 

В трех своих важнейших ипостасях — как актер, режиссер и общественный деятель — Никита Михалков развивался стремительно, утвердившись к концу века в статусе центральной фигуры отечественного кинематографа.

Актер отчетливо лирического склада, созвучный мелодиям времени и варьирующий в любых ролях собственное, творчески преображенное мироощущение, Н. М. ми...

 
 

О фильме "12"

Одним словом, Михалков понимает, что в его распоряжении находится огромный моральный капитал, приваловские миллионы, и как деловой человек не может отказать себе в удовольствии этим капиталом правильно распорядиться. Фильм «12» – прекрасный пример такой удачной инвестиции, сделанной, может быть, несколько поспешно, даже рискованно, местами с...

 
 

О фильме "12"

Фильм «12» – опухоль, которая стремительно разрастается в голове зрителя, предмет многочасовых обсуждений всех со всеми, и, тем не менее, он не вызвал той общественной дискуссии, которую должен был вызвать. […]

Большинство ненавистников  картины, на мой взгляд, совершают две концептуал...

 
 

Мнения о фильме "12"

Антон КОСТЫЛЕВ

Несносные банальности, про­говоренные в фильме, — это вполне ре­альные коллективные страхи, коллектив­ные мудрости и коллективные пошлости, а попытка дать высказаться «все...

 
 

Елена Ямпольская. Никита Сергеевич, знаю, что вы на пару дней уезжали из Канна искать натуру. Для чего — для "Утомленных..."?

Никита Михалков. Искать-то я искал, только ничего не нашел. В "Утомленных-2" есть морские сцены, но здесь сн...

 
 

Юрий Гладильщиков. Два года назад вы говорили, что сценарий "Утомленных солнцем-2" в целом сложился в сознании, а вы с соавторами не переносите придуманное на бумагу только по той причине, чтобы написанные слова не стали властвовать над вами и не задавили творческие помыслы. Что же теперь вы все пишете и пишете? Как это понять?

Юрий Гладильщиков. Два года назад вы говорили, что сценарий "Утомленных солнцем-2" в целом сложился в сознании, а вы с соавторами не переносите придуманное на бумагу только по той причине, чтобы написанные слова не стали властвовать над вами и не задавили творческие помыслы. Что же теперь вы все пишете и пишете? Как это понять?

Юрий Гладильщиков. Два года назад вы говорили, что сценарий "Утомленных солнцем-2" в целом сложился в сознании, а вы с соавторами не переносите придуманное на бумагу только по той причине, чтобы написанные слова не стали властвовать над вами и не задавили творческие помыслы. Что же теперь вы все пишете и пишете? Как это понять?

Никита Михалков. [...] Сколько мы перелопатили архивного материала!.. При этом сквозь фильм идут две судьбы: комдив (нынче разжалованный в рядовые) Котов, арестованный в финале первой части "Утомленных солнцем", и его маленькая в тот момент дочь Надя. Она убеждена, что он погиб, он убежден, что она погибла, — ему рассказали. Они идут параллельными путями. А сквозным для сюжета является Митя — герой Олега Меньшикова из первого фильма. Он в самом начале получает планшет с указанием — найти Котова. Зачем? Непонятно. Тем более что по всем документам Котов расстрелян. То ли надо довершить дело?

Ю. Г. Митя — он теперь кто?

Н. М. Майор. То есть в общевойсковой иерархии — полковник. Я специально читал в Выборге некоторые сцены, чтобы понять: как люди это слушают? Понятно, что есть такие, которым в принципе не нравится все, что я делаю, — но я не о них. Мне было важно, что многим интересно слушать. Значит, это можно снимать! Но это самый мучительный из моих сценариев. Потому что... Тут я опять возвращаюсь к клише... Легко вырваться из клише плохого. В советские времена, если фильму удавалось преодолеть цензурные стандарты, он тут же оказывался на полголовы выше остальных... А сейчас все другое: и кино другое, и свобода другая... И внутренний цензор другой! Сейчас надо преодолевать клише не советские, а всей мировой кинематографии, ведь за границей тоже много фильмов про войну и тоже в общем-то "клише на клише". Не знаю, членораздельно ли я объяснил то, чего хочу добиться?

Ю. Г. Да, но хотелось бы задать один уточняющий вопрос. Вы рассказываете так, будто сами все еще находитесь на подступах к структуре собственного фильма...

Н. М. О! о! о!.. Структура — это тоже клише!

Ю. Г. Ага! Уже интересно!

Н. М. Я хочу вырваться из-под структуры! Вы видите эпизод. Связан он с тем, что было? Вроде бы нет! А с тем, что будет? Бог его знает! А нужен ли он? Да вроде бы нет! Но фреска потому и есть фреска, что ее нужно разглядывать отдалившись. Когда я поднялся однажды по лестнице к потолку Сикстинской капеллы, я не увидел ничего, кроме желтовато-зеленовато-песчаного цвета. Штукатурки! Но я знал, что если отойду на метры, то увижу знаменитый микеланджеловский палец. Так вот и у меня: фреска должна быть увидена, когда фильм закончится. Именно тогда, когда экран погас.

Ю. Г. Каких размеров кинофреску вы собираетесь создать?

Н. М. Четыре часа. Два по два.

Ю. Г. Два фильма по два часа двумя отдельными выпусками?

Н. М. Вот этого я пока не знаю. Может, два фильма будут запущены параллельно, а может, поочередно.

Ю. Г. Я понял так, что в конце первого фильма у зрителя должно остаться чувство неопределенности. Он еще не увидит всю фреску, но поймет, куда в конечном счете фильм движется. То есть у него должен сохраниться интерес посмотреть и второй фильм.

Ю. Г. И этим интересом, если Бог бы дал, должно быть горячее желание, чтобы два ищущих друг друга человека наконец соединились. Плюс к тому детективная история с непониманием зрителя, зачем Митя едет на фронт. Что ему приказали? [...]

Ю. Г. Работа над фильмом не помешает вам продолжить свой телецикл про белую эмиграцию?

Н. М. Я и не собирался его продолжать. Но первый цикл вызвал удивительную реакцию: нам стали присылать уникальные материалы. Сейчас канал РТР ведет с нами переговоры о продолжении — о восстании Антонова, историях атамана Семенова и барона Унгерна... Получается, что возникает второй цикл. Огромный пласт австралийской эмиграции, латиноамериканской...

[...] Если новый сериал состоится, надеюсь делать эту работу с тем же коллективом во главе с Еленой Николаевной Чавчавадзе.

Ю. Г. [...] Что сейчас, на этапе перехода от сценария к режиссерской экспликации (подробная проработка каждого эпизода, его цели и т.д. — "Известия") и затем съемкам, кажется вам самым сложным?

Н. М. Самое героическое и сложное — это перелопатить гигантское количество материала, прочувствовать его — и забыть! Если не забыть — все, кирдык! Ты начинаешь себе говорить: стоп, этого не могло быть, потому что после первой крови обычно штрафника отправляли в регулярные части. И так далее... Я понимаю, что историки потом к чему-то придерутся. Но есть высшая цель! Я хотел бы следовать высшей правде, а высшая правда — это то ощущение, с которым зритель должен выйти из кинозала. Примером тому может служить замечательный фильм Ридли Скотта "Гладиатор". Думаю, что у знатоков римской истории он вызывает бурю негодования, а зритель чувствует себя очищенным.

Ю. Г. И что это за ощущение, с которым зритель должен выходить из зала?

Н. М. Выйдя из кинозала с подругой или ребенком, стоя потом на остановке или открывая ключом собственную машину, зритель должен подумать: "Господи, какой же я счастливый человек! Как же хорошо жить! И Бог с ним, что у меня еще пока “Жигули”, а не “Мерседес”. Разве этого мало?" [...]

Ю. Г. Как вы оцениваете уровень российского кинематографа? В прошлом году много говорилось о том, что наметился подъем, появились одаренные дебютанты. [...]

Н. М. Мне кажется, происходит самообман. Мы заговорили о подъеме, почувствовав первые всплески после пустоты нескольких лет. И я тоже обрадовался, посмотрев "Коктебель", "Прогулку", "Возвращение" или "В движении" Филиппа Янковского, в котором есть поползновение поговорить о времени и поколении и попытаться понять, почему мы такие [...]. Но ужас в том, что у нас пока не возродилась культура профессии режиссера, ее основы, когда нужно уметь хотя бы репетировать — просто репетировать. Посмотрите, как играют сегодня актеры. Они раскованны? Да. Пластичны? Да. Но они уже имеют свои штампы, из которых не могут вырваться, потому что им никто не помогает. Кторов, или старик Ливанов, или Грибов, или Пуговкин тоже обладали штампами, но таким их количеством, что на сто тридцать втором ты забывал, что у него был седьмой. Сегодня эти штампы плоские и мелкие, поэтому удачи, которые возникают от сценарного хода или особого режиссерского взгляда, столь пока редки. Да, есть Рогожкин с Балабановым, снимающие фильмы, в которых ощущается наличие корневой системы, есть Хотиненко, Садилова... Талантливых людей много. Но средний уровень современной режиссуры, к сожалению, пока бескультурен и поверхностен. [...]

ГЛАДИЛЬЩИКОВ Ю. Никита Михалков: "Хочется преодолеть штампы и советского, и западного кино" // Известия. 2004. 18 февр.

 
 

Работы
Режиссер
1968А я уезжаю домой...
1969Дорогие слова (в к/а Фитиль № 94)
1969Ложка дегтя (в к/а Фитиль № 97)
1970Несознательный (в к/а Фитиль № 98)
1970Спокойный день в конце войны
1974Начнем новую жизнь (в к/а Фитиль № 150)
1974Свой среди чужих, чужой среди своих
1975Раба любви
1976Неоконченная пьеса для механического пианино
1978Пять вечеров
1979Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1981Родня
1983Без свидетелей
1987Очи черные
1990Автостоп
1991Урга — территория любви
1993Анна. От 6 до 18
1993Вспоминая Чехова
1994Утомленные солнцем
1995Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи
совм. с В. Максимовым
1995Реквием великой Победы
совм. с С. Мирошниченко
1998Сибирский цирюльник
2003Мама
2003Отец
2005Генерал Кожугетыч
200712
2010Утомленные солнцем 2. Предстояние
Сценарист
1968А я уезжаю домой...
автор сценария совм. с Е. Стебловым
1970Спокойный день в конце войны
автор сценария совм. с Р. Ибрагимбековым
1974Свой среди чужих, чужой среди своих
автор сценария совм. с Э. Володарским
1976Неоконченная пьеса для механического пианино
автор сценария совм. с А. Адабашьяном
1977Транссибирский экспресс
автор сценария совм. с А. Адабашьяном при уч. А. Кончаловского
1978Пять вечеров
автор сценария совм. с А. Адабашьяном
1979Несколько дней из жизни И. И. Обломова
автор сценария совм. с А. Адабашьяном
1983Без свидетелей
автор сценария совм. с С. Прокофьевой, Р. Фаталиевым
1986Мой любимый клоун
автор сценария совм. с А. Адабашьяном
1987Очи черные
автор сценария совм. с А. Адабашьяном при уч. С. Ч. Д\'Амико
1989Одинокий охотник
автор сценария совм. с В. Мережко, А. Адабашьяном
1990Автостоп
автор сценария совм. с Р. Ибрагимбековым
1991Урга — территория любви
автор сценария совм. с Р. Ибрагимбековым
1993Анна. От 6 до 18
автор сценария
1994Утомленные солнцем
автор сценария совм. с Р. Ибрагимбековым
1995Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи
автор сценария совм. с В. Максимовым
1998Сибирский цирюльник
автор сценария совм. с Р. Ибрагимбековым при уч. Р. Палленберга
200712
автор сценария совм. с В. Моисеенко, А. Новотоцким
2010Утомленные солнцем 2. Предстояние
совм. с Э. Володарским, Р. Ибрагимбековым, В. Моисеенко, А. Новотоцким-Власовым, Г. Панфиловым, Р. Тюриным
Вокал
1963Я шагаю по Москве
1984Жестокий романс
Художественный руководитель
1984Один и без оружия
2005Статский советник
Князь Пожарский
Продюсер
1990Автостоп
продюсер совм. с Р. Тавьоли
1993Анна. От 6 до 18
продюсер
1994Утомленные солнцем
продюсер совм. с М. Сейду
1995Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи
продюсер
1995Реквием великой Победы
продюсер
1998Сибирский цирюльник
продюсер совм. с М. Сейду
2000Нежный возраст
генеральный продюсер
2003Мама
продюсер
2003Отец
продюсер
2005Генерал Кожугетыч
продюсер
2005Персона нон-грата
продюсер совм. с И. Зюлковска-Окапец
2005Статский советник
генеральный продюсер
20071612
продюсер совм. с Л. Верещагиным, В. Вексельбергом
2010Утомленные солнцем 2. Предстояние
совм. с Л. Верещагиным
Персонаж
1993Анна. От 6 до 18
2003Мама
2003Никита Михалков. Русский выбор
2003Отец
Актер
1959Солнце светит всем
1960Тучи над Борском
восьмиклассник
1962Приключения Кроша
Вадим
1963Я шагаю по Москве
Колька
1964Не по инструкции (в к/а Фитиль № 29)
1965Год как жизнь
Жюль
1965Перекличка
Сергей Бородин
1966Не самый удачный день
Никита
1966Шуточка
молодой человек
1967Звезды и солдаты
прапорщик Глазунов
1969Дворянское гнездо
князь Нелидов
1969Красная палатка
Чухновский
1969Песнь о Маншук
Валентин Ежов
1970Спорт, спорт, спорт
1971Держись за облака
пилот
1972Станционный смотритель
Минский
1974Свой среди чужих, чужой среди своих
есаул Брылов
1975Раба любви
Иван
1976Неоконченная пьеса для механического пианино
Трилецкий
1978Сибириада
Алексей Устюжанин
1981Два голоса
Баклажанов
1981Портрет жены художника
Борис
1981Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей
Генри Баскервиль
1981Родня
официант
1982250 граммов
1982Вокзал для двоих
Андрей
1982Инспектор ГАИ
Трунов
1982Полеты во сне и наяву
кинорежиссер
1984Жестокий романс
Паратов
1990Под северным сиянием
Лежнев
1990Униженные и оскорбленные
князь Валковский
1992Прекрасная незнакомка
полковник
1994Утомленные солнцем
комдив Котов
1995Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи
ведущий
1996Ревизор
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
1998Сибирский цирюльник
Александр III
2000Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Генри Баскервиль
2005Жмурки
Сергей Михайлович
2005Персона нон-грата
Олег
2005Статский советник
князь Пожарский
2006Мне не больно
Сергей Сергеевич
200712
2-й присяжный
2007Тупой жирный заяц
в роли Никиты Сергеевича


Фестивали и премии
2008КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Гран-при (2007  12)
2008КФ «Созвездие»
«За создание уникального актерского ансамбля (2007  12)
2008МКФ "София Фильм Фест"
"За большой вклад в развитие киноискусства" ((  ))
2008МКФ в Токио
Премия Акиры Куросавы ((  ))
2008МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Гран-при (2007  12)
2007МКФ в Венеции
Специальный приз «За фильм в совокупности» и за «Великую способность воплощать бытие во всей его сложности с безграничным мастерством и гуманизмом» (2007  12)
2007МФ военно-патриотического фильма "Волоколамский рубеж" им. Сергея Бондарчука
Гран-при (2007  12)
2007МФ военно-патриотического фильма "Волоколамский рубеж" им. Сергея Бондарчука
Приз "За лучший актерский ансамбль" (2007  12)
2007Премия «Золотой Орел»
За лучшую мужскую роль первого плана (2007  12)
2007Премия «Золотой Орел»
За лучшую режиссуру (2007  12)
2007Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Номинация на приз за Лучший фильм на иностранном языке (2007  12)
2005МКФ "Золотой абрикос" в Ереване
Приз "За выдающийся артистический вклад в мировое киноискусство" ((  ))
2005МФ продюсерского кино России и Украины «Кино-Ялта»
Приз «За лучший продюсерский проект» (2005  Статский советник)
2005ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз жюри «За личный вклад в развитие кинематографа» ((  ))
2005ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучшую мужскую роль (2005  Статский советник)
2005Премия «Золотой Овен»
За лучшую мужскую роль второго плана (2005  Статский советник)
2005Премия «Золотой Орел»
За лучшую мужскую роль (2005  Статский советник)
2003МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Гран-при (2003  Мама)
2003МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Гран-при (2003  Отец)
2000МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Гран-при (1998  Сибирский цирюльник)
1999Государственная премия России
(1998  Сибирский цирюльник)
1999КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Гран-при (1998  Сибирский цирюльник)
1999МКФ в Каннах
Участие во Внеконкурсной программе (1998  Сибирский цирюльник)
1999МКФ в Карловых Варах
Премия "Карловы Вары" во внеконкурсной программе (1998  Сибирский цирюльник)
1999ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз зрительских симпатий (1998  Сибирский цирюльник)
1996МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале
Почетный приз за вклад в кино ((  ))
1996МКФ в Монреале
Спец. приз "За исключительный вклад в искусство кино" ((  ))
1995Государственная премия России
(1994  Утомленные солнцем)
1995КФ «Созвездие»
Большой специальный приз жюри «За верность и преданность Русской теме в отечественном кинематографе, неутомимость художественного поиска» (1994  Утомленные солнцем)
1995МКФ в Праге
Приз "Золотой Голем" "За вклад в киноискусство" ((  ))
1995МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз «Золотой Витязь» за лучший видео- и телефильм (1995  Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи)
1995Почетный диплом "Вехи" Государственной думы России
«За произведения, вносящие выдающийся вклад в понимание России, ее истории, ее духа» (1994  Утомленные солнцем)
1994МКФ "Янтарная пантера" в Калининграде
Гран-при (1994  Утомленные солнцем)
1994МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» (1993  Анна. От 6 до 18)
1994МКФ в Каннах
Гран-при жюри (1994  Утомленные солнцем)
1994МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге
Приз "Серебряный Голубь" (1993  Анна. От 6 до 18)
1994МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз «Золотой Витязь» за лучший документальный фильм (1993  Анна. От 6 до 18)
1994Премия «Золотой Овен»
«Человек кинематографического года» ((  ))
1994Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Приз за Лучший фильм на иностранном языке (1994  Утомленные солнцем)
1994Приз кинопрессы
За лучший фильм года (1994  Утомленные солнцем)
1993Государственная премия России
(1991  Урга — территория любви)
1993Премия «Феликс» Европейской киноакадемии
(1991  Урга — территория любви)
1992МКФ в Кельне
Гран-при (1991  Урга — территория любви)
1992Премия «Ника»
За лучшую режиссуру (1991  Урга — территория любви)
1992Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Номинация на приз за Лучший фильм на иностранном языке (1991  Урга — территория любви)
1991МКФ в Венеции
Приз «Золотой Лев» (1991  Урга — территория любви)
1990МКФ индустриальных фильмов в Вашингтоне
Гран-при, Приз за режиссуру (1990  Автостоп)
1987МКФ в Вальядолиде
Почетный диплом внеконкурсного показа (1987  Очи черные)
1984ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз и диплом за режиссуру (1983  Без свидетелей)
1984МКФ в Вальядолиде
Приз Испанской федерации киноклубов (1983  Без свидетелей)
1983МКФ в Москве
Приз FIPRESCI (1983  Без свидетелей)
1982Международная неделя авторских фильмов в Бенальмадене
Первый приз (1979  Несколько дней из жизни И. И. Обломова)
1980МКФ в Оксфорде
Приз "Золотой щит Оксфорда" за лучшую режиссуру (1979  Несколько дней из жизни И. И. Обломова)
1978Гос. премия Казахской ССР им. Байсеитовой
((1977  Транссибирский экспресс))
1978МКФ авторского кино в Белграде
Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии (1976  Неоконченная пьеса для механического пианино)
1978МКФ в Чикаго
Премия «Золотой Хьюго» (1976  Неоконченная пьеса для механического пианино)
1978Премия ""Давид" Донателло"
(1976  Неоконченная пьеса для механического пианино)
1978Премия Ленинского комсомола
"За создание образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство" ((  ))
1977МКФ в Каннах
Участие во Внекокурсной программе (1976  Неоконченная пьеса для механического пианино)
1977МКФ в Сан-Себастьяне
Приз «Большая золотая раковина» (1976  Неоконченная пьеса для механического пианино)
1976КФ молодых кинематографистов к/с "Мосфильм"
Приз за лучший фильм (1975  Раба любви)
1976МКФ в Тегеране
Приз «Пластина Золотого Тура» (1975  Раба любви)
1976МКФ молодых кинематографистов в Йере
Спец. приз жюри (1975  Раба любви)
1975МКФ в Дели
Премия жюри (1974  Свой среди чужих, чужой среди своих)