Сообщить об ошибке
Алексей Балабанов
режиссер
 
Родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске. В 1981 г. окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. Работал ассистентом режиссера на Свердловской к/с. В 1990 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (экспериментальная мастерская "Авторское кино" Л. Николаева, Б. Галантера). Соучредитель продюсорской компании «СТВ». Член Европейской Киноакадемии.
Тексты
 

Широко улыбаясь, Алексей Балабанов столь кратко и односложно отвечал критикам после премьеры своего полнометражного дебюта — фильма Счастливые дни по мотивам Сэмюэля Беккета, что те прямо залюбовались: до чего он походил на герметичного беккетовского героя! Не зря кривые детские буковки, предваряющие его, героя, появление, подсказывали: «Это — я».<...

 
 

О фильме «Мне не больно»

«Мне не больно» — заклинание. Есть даже такая дразнилка: «Ну а мне не больно, курица довольна». Так можно сказать более сильному сверстнику, воспитателю, распустившему руки, даже родителям. Когда на самом деле больно. В фильме Балабанова задумано так, что больно всем: Мише, потому что его возлюбленная сначала оказывается содержанкой, потом его бьют, потом &mdash...

 
 

О фильме «Мне не больно»

Неужели в душе Алексея Балабанова закончилась война? Оказалось, что в душе он хранит недюжинные стратегические запасы чистой нежности, что позволило ему снять легкую, умную, печальную картину «Мне не больно» — картину о повседневной жизни обычных людей. […]

Миша и Олег дали объявление в газеты — дескать, сделаем быстро, качественно и недорого ремонт, дизайн, перепланировку и что угодно (только бы заплатили хоть немножко). Они не обманщики...

 
 

О фильме «Жмурки»

«Жмурки» — фильм с посвящением «тем, кто выжил в 90-е» — оседлал криминальную волну на излете: Безруков сыграл Христа, Димон Ошпаренный ушел в легальный бизнес, место «Бандитского Петербурга» в прайм-тайм заняли сериалы про неподкупных адвокатов и офицеров ФСБ, любящих поэзию. Почти уникальный в мировой практике случай: время настолько сжалось, что о...

 
 

О фильме «Жмурки»

«Жмурки» — смесь комедии масок… Гайдая с тарантиновскими — но на наш манер — «Бешеными псами». Из последних и прямая цитата: привязанный к стулу чернокожий с окровавленным ухом. Такой же отморозок, бандит, недоросль, как у них — белокожие WASPы. А у нас, и теперь у Балабанова, — чисто русские парни. Ибо перед законами жанра все равны. А мир, конечно, несправедлив.

Формально «Жмурки» — комедия. Но с длиннющей русской традицией. И без люмпенского ...

 
 

О фильме «Жмурки»

Россия 90-х, средняя полоса. По гнутым улицам носятся незаконопослушные люди в черном (Дюжев и младший Панин) и решают, кому сегодня не жить. По ходу они сравнивают калорийность бигмака с пирожком (странно, что не звучит любимое балабановское словцо «беляшики»), забрызгивают холодильник тремя слоями лоховской крови и, оттопырив челюсть салазкой, всячески убеждают: «И я т...

 
 

О фильме «Война»

«Война» — картина этапная, она свидетельствует о двух важнейших фактах. Первый: чеченская война, как в свое время та война, которую Америка вела во Вьетнаме, обязана быть сюжетом для книг, песен и фильмов, это важный и болезненный опыт, о котором нельзя молчать. Второй: время «Кавказского пленника» ушло навсегда, примирение уже невозможно. Поэтому Балабанов так настаивает на...

 
 

О фильме «Война»

…боевик Балабанова, оставаясь в пределах жанра и сохраняя его драйв, все-таки может претендовать на статус настоящего мейнстримного кино, а Иван — на роль нового героя, что — в войне обретает он счастье свое. Поскольку без войны и враг размыт, и добро сомнительно смахивает на свою противоположность. И мужское достоинство измеряется какими-то невнятными поступка...

 
 

О фильме «Война»

Замысел «Войны» запламенел в сердце автора после шокировавшего весь мир в 98-м году телепоказа отрезанных голов английских инженеров. От пламени этого и разгорелись разбухшие от крови буквы титра: ВОЙНА.

Кратко сюжет. Два Ивана — русский и английский (просто Джон), спасшиеся из чеченского плена, возвращаются в Чечню, дабы вытащить из смрадного зиндана невесту Джона, а&...

 
 

Он сложнейшая формула природы: гремучая смесь детскости с цинизмом, упрямства и наивности, беспокойства и равнодушия. Он имеет хороший дом, у него красивые дети бегают по земле. Он теряет шарфы, шапки, перчатки, разбивает локти, падая с велосипеда.

Он любит свое дело и себя в нем. Служение кинематографу награждает его одиночеством, затворничеством, нелюдимостью, эмоциональной скудостью и заметным невниманием к людям вокруг. Эг...

 
 

Фильм, который можно рассказать словами, и снимать не стоит. Я не люблю длинно рассказывать — я люблю кино снимать. Хотя вовсе не считаю, что кинематограф — это такое великое искусство, которое как воздух необходимо народу.

По большому счету, учителей в кино не бывает. Ты приходишь со своим замыслом и сам его реализуешь. Кумиров у меня нет: любимых фильмов много, и все они очень разные. Я люблю ...

 
 

Критики о фильме «Мне не больно»

Лидия Маслова

Кажется, уже второй раз, после «Жмурок», Алексей Балабанов нарочно ставит эксперимент, проверяя, насколько убедительную победу над бесталанным сценарием способна одержать сильная режиссерская воля и актерская харизма. Воспринимаемая на первый взгляд как заурядная мелодрама, картина «Мне не больно» при небольшом смещении угла зрения представляется едва л...

 
 

О фильме «Груз-200»

Алексей Балабанов начинал с условного кино и сразу не делал секрета из своего интереса к метафоре как кратчайшему пути к сути дела. Такова была его авторская стратегия в «Счастливых днях» и «Замке», такова же она и в «Грузе-200». Однако за пятнадцать с лишним лет радикально изменилась его режиссерская тактика. Балабанову уже к пятидесят...

 
 

О фильме «Груз-200»

[…] верно ли, что режиссер отходит от реалий позднесоветской эпохи? Думаю, что всерьез отрицать это невозможно. Остается признать, что «Груз-200», внешне похожий на реалистическое изображение исторической действительности, при более пристальном взгляде представляется или небрежным, или построенным по иному, нереалистическому принципу.

На мой взгляд, сходство «Груза-200» с пропа...

 
 

Мнения о фильме «Груз-200»

Михаил РАТГАУЗ

С определенного момента в «Грузе» ужасы Балабанова начинают вызывать улыб?ку, как вызывает ее человек, которого за?носит, который приносит в жертву сво?им обсессиям собственный замысел. Последняя четверть фильма напоминает монолог Чацкого: человек распаляется, не замечая, что все давно «в вальсе кружатся с величайшим усердием». Тем не менее Балабанов, как и нелепый герой Грибоедова, вызывает уважение. Хотя...

 
 

О фильме «Груз-200»

Чтобы появилась дистанция, необходимо не столько желание отгородиться, сколько признание своей принадлежности к тому, от чего хочешь дистанцироваться. Дистанция через идентификацию — именно этот механизм, выношенный временем, лежит в основе «Груза 200» Алексея Балабанова.

Парадокс в том, что очевиднейший и невероятно богатый на смыслы сюжет о крахе европейского соци...

 
 

Реликтовый образец «проклятого поэта» — Алексей Балабанов. […]

Бесполезно искать логику в разви?тии Балабанова-режиссера, опираясь на сатр, trash , риlр, на актуальные мутации американского киномифа. […]

Новое поколение американских кинематографистов играет с вторичной реальностью масскульта и потому с легкостью пренебрегает житейской моралью, плюет на политическую корректность. Балабанов тоже неполи...

 
 

Алексей Балабанов — творческая личность на удивление цельная. Самый цельный из художников первого ряда в отечественном кинематографе.

Таким он пришел в кино — из прославленной свердловской рок-тусовки; таким экранизировал — или, точнее, перевел на язык родных осин — Беккета, Гамсуна и Кафку; таким — потрафил эстетам изощренным арт-хаусом; таким — ужаснул просвещенную публику, и&nbs...

 
 

Мы с Лешей Балабановым встретились достаточно случайно. На «Счастливых днях» возникла непростая ситуация: там начинал работу другой оператор, но Балабанова не устроил полученный материал, и тогда Сергей Сельянов, мой друг и однокурсник, позвал меня на выручку. […]

Балабанов чрезвычайно упрям. Бывало, на «Счастливых днях» он выдвигал идею технически неосуществимую: твердо знал что, но не знал как. И&nb...

 
 

Балабанов дал мне прочитать сразу два сценария: «Трофимъ» и «Ехать никак нельзя» — так сначала назывались «Уроды и люди». Он сказал, что видит меня в обеих главных ролях и что Трофима мы можем начать сразу, а «Ехать никак нельзя» будем делать потом. Я сценарии прочитал и говорю ему: «Трофимъ» — да, а про второй сценарий я ничего не понимаю…&...

 
 

Он всегда знает, чего хочет добиться, и видит это отчетливо. Объяснить не умеет. Я к этому не привыкла, мне то и дело хотелось что-то уточнить: а ну я неверно его поняла и он потом будет недоволен? Я его переспрашивала, а он злился, что я его не понимаю. Но понять его можно только на уровне подсознания.

С выбором натуры проблем не было: тут мы совпадали во мнениях. Два или три ...

 
 

О фильме «Морфий»

«Морфий» выходит на фоне еще не изжитого скандала вокруг «Груза 200». Хотя в сегодняшней ситуации новая работа вряд ли принесет Алексею Балабанову особенные дивиденды, в его фильмографию она впишется отдельной крупной строкой. Балабанов только использует тему (молодой врач в российской провинции в разгар большевистской революции становится морфинистом) и стиль (пламенеющий моде...
 
 

Критики о фильме «Морфий»

МАЛЮКОВА Лариса

Отчаявшись из фильма в фильм доказывать и убеждать зрителя в том, что коллективное и индивидуальное саморазрушение — нескончаемый факт большой русской «биографии», — Алексей Балабанов переходит к сильно действующим средствам. В давности, доктора в трудных случаях прибегали к кровопусканию. Пусть психоанализом занимаютс...
 
 

О фильме «Морфий»

При кажущейся простоте и очевидности, «Морфий» обманчив — он весь построен на ловушках и подменах. На большом экране, откровенно говоря, я сначала не понял смысла картины, из-за ее завораживающего визуального ряда и кажущейся «прямолинейности». «Я просто хотел поставить красивый фильм», — слукавил Балабанов в одном из ин...

 
 

Работы
Режиссер
1989Настя и Егор
1990О воздушном летании в России
1991Счастливые дни
1994Замок
1995Трофимъ (Киноальманах «Прибытие поезда»)
1997Брат
1998Про уродов и людей
2000Брат-2
2002Война
2002Река
2004Американец
2005Жмурки
2006Мне не больно
2007Груз 200
2008Морфий
2010Кочегар
Сценарист
1991Пограничный конфликт
автор сценария совм. с В. Суворовым
1991Счастливые дни
1994Замок
автор сценария совм. с С. Сельяновым
1995Трофимъ (Киноальманах «Прибытие поезда»)
автор сценария при уч. С. Сельянова
1997Брат
1998Про уродов и людей
2000Брат-2
2002Война
автор сценария
2002Река
автор сценария совм. c Э. Паязатяном
2004Американец
автор сценария
2005Жмурки
автор сценария совм. с С. Мохначевым
2007Груз 200
2010Кочегар
Продюсер
1995Сергей Эйзенштейн. Автобиография
продюсер совм. с С. Сельяновым
Персонаж
2000Как снимался „Брат-2“
Актер
1995Трофимъ (Киноальманах «Прибытие поезда»)


Фестивали и премии
2009МКФ в Роттердаме
Участие в программе "Спектр" (2008  Морфий)
2009Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
За лучшую режиссуру (2008  Морфий)
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Лучшие фильмы „Кинотавра“» (1997  Брат)
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Лучшие фильмы „Кинотавра“» (2002  Война)
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Новое кино» (2007  Груз 200)
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в Основном конкурсе (2008  Морфий)
2007МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
Приз за драматургию им. В. Фрида (2007  Груз 200)
2007ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (2007  Груз 200)
2007Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
За лучший фильм (2007  Груз 200)
2003МКФ «Pacific meridian» во Владивостоке
Специальный приз жюри памяти Юла Бриннера (2002  Река)
2002ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Главный приз «Золотая роза» (2002  Война)
1998МКФ «Фестиваль фестивалей»
Гран-при (1998  Про уродов и людей)
1998ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз жюри «За режиссерский профессионализм и цельное стилевое решение» (1998  Про уродов и людей)
1998Премия «Золотой Овен»
Гран-при (1998  Про уродов и людей)
1998Премия «Ника»
За лучший игровой фильм (1998  Про уродов и людей)
1998Премия «Ника»
За лучшую режиссуру (1998  Про уродов и людей)
1997МКФ «Лiстапад» в Минске
Гран-при «Золото „Лістапада“» (1997  Брат)
1997МКФ в Каннах
Участие в программе «Особый взгляд» (1997  Брат)
1997МКФ в Триесте
Гран-при «Золотая медаль» (1997  Брат)
1997МКФ восточно-европейского кино в Коттбусе
Специальный приз жюри, Приз FIPRESCI (1997  Брат)
1997МКФ молодого кино в Турине
Специальный приз жюри, Приз FIPRESCI (1997  Брат)
1997ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при (1997  Брат)
1996МКФ «Послание к человеку»
Приз «Кентавр» (1995  Трофимъ (Киноальманах «Прибытие поезда»))
1995Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. Г. Козинцева (1994  Замок)
1995МКФ молодого кино «Кинофорум»
Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» (1994  Замок)
1995ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз FIPRESCI (1995  Трофимъ (Киноальманах «Прибытие поезда»))
1995ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (1995  Трофимъ (Киноальманах «Прибытие поезда»))
1995Приз кинопрессы
За лучший фильм года (1995  Прибытие поезда (киноальманах))
1995РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз жюри «За выдающееся решение сложной творческой задачи соответствующей духу и стилю литературного произведения» (1994  Замок)
1994ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз жюри киноклубов (1994  Замок)
1992КФ «Дебют» в Москве
Приз за лучший п/м фильм (1991  Счастливые дни)
1991КФ в Заречном
Приз «Грезы Парижа» (1991  Счастливые дни)
1991КФ в Заречном
Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» (1991  Счастливые дни)