Сообщить об ошибке
Адриан Пиотровский
организатор кинопроцесса, киновед, сценарист
 
Родился 20 ноября 1898 г. в Вильнюсе. В 1923 г. окончил философский факультет Петроградского университета. Театральную деятельность начал в 1919 г. как заведующий ТЭО Петроградского губполитпросвета. Организатор массовых зрелищ, заведующий лит. частью БДТ, Ленинградского ТРАМа, Малого оперного теарта, Театра оперы и балета им. С. Кирова. В 1928-1937 гг. — худ. рук. Ленинградской фабрики "Совкино", затем — "Ленфильма". Знаток древней культуры, один из зачинателей советского театроведения, киновед, переводчик Аристофана, Еврипида и др. Педагог, профессор.
Автор пьес "Падение Елены Лэй" (1923), "Смерть командарма" и др.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Необоснованно репрессирован.
Умер в 1938 г.
Тексты
 

Уже начались неприятности. Уже начали подсчитывать его грехи. Он оказался повинен и в неудачах «Ленфильма», и в провалах Малого оперного театра, и в прежних ошибках Большого драматического, и в старых промахах Ленинградского ТРАМа, и в уклонах театрального сектора ГАИС.

Шел 1937 год. Весна, ранняя, дождливая. […]

Я пришел поговорить о сценарии, но как-то так вышло, что мы заговорили о&n...

 
 

Нельзя сказать, чтобы феномен Пиотровского был прост. Его разгадка складывается из многих элементов.

Первый и важнейший из элементов кроется в атмосфере, которую Пиотровский встретил на кинофабрике и вообще в киноискусстве. Пафос художественной деятельности, принесенный им, удивительно совпал с внутренними процессами в кинематографии, с процессом революционных исканий. Разумеется, она начались ранее появления Пиотровского в ки...

 
 

Адриан Пиотровский был первым литератором, с которым мы встретились в работе. Ученый школы классической филологии, лучший наш переводчик Эсхила и Аристофана, он был, пожалуй, самой романтической фигурой петербургского интеллигента времен военного коммунизма. С первых дней Октября он бросился во множество дел: сочинял либретто аллегорических битв Труда и Капитала на площади Зимнего дворца, участвовал вместе с Луначарским в комиссии по...

 
 

Адриана знало множество людей в Петрограде, знало как неугомонного выдумщика. Вот он, числясь полуофициально в каком-то комитете, придумывает массовые празднества на манер античных. Вот он, фактически руководя Большим драматическим театром (председатель Художественного совета А. Блок), решает, что профессиональные театры нежизнеспособны — будущее за рабочими театрами; возникает пресловутый «ТРАМ» (Театр Рабочей Молодежи). Вот на п...

 
 

[…] …главным качеством Адриана Ивановича как руководителя и помощника в сложном процессе творчества было его не притупляющееся и органическое чувство современности.

Человек энциклопедических знаний, он ничуть не напоминал кабинетного ученого, рассеянного профессора, хотя был и профессором и рассеянным. Я не помню его за обширным столом, обложенным старинными фолиантами. Зато как сейчас вижу Адриана в сизой от&nbs...

 
 

[…] Мы приходили к нему на исповедь, когда еще совсем смутно, будто в тумане брезжил замысел новой работы, и чувствовали его направляющую руку вплоть до самого выпуска картины на экран. И двигались мы в верном направлении, потому что он сам, хотя его порой упрекали в наивности, в прямолинейности, мыслил, как стратег, и учил нас видеть дальние перспективы и ставить перед собой главные, большие цели.[…]

...
 
 

[…] Я не помню, чтобы Адриан Иванович говорил: «Мне это почему-то не нравится», или равнодушно констатировал: «Зритель скушает», или бездоказательно настаивал: «Надо сделать так, а не этак». Безусловно, Адриану Ивановичу одни вещи были интереснее и дороже других, ближе его личному вкусу и его требованиям к искусству, но не этим руководствовался он в оценке сценария, отснятого материала или г...

 
 

Работы
Сценарист
1925Чертово колесо
1927Турбина № 3
автор сценария совм. с Н. Эрдманом