Сообщить об ошибке
Борис Волчек
оператор, режиссер, педагог

Родился 6 декабря 1905 г. в Витебске. Работал помощником киномеханика. В 1931 г. окончил ГИК, пришел на к/с "Мосфильм". До 1956 г. работал с М. Роммом. С 1956 г. занимался педагогической деятельностью, а в начале 60-х гг. — драматургией и режиссурой. Руководил мастерской операторского факультета ВГИКа; профессор (1943). Среди его учеников — А. Антипенко, М. Голдовская, Й. Грицюс, Г. Карюк, Ю. Клименко, А. Княжинский, Л. Пааташвили, М. Пилихина, Г. Рерберг, В. Федосов, В. Юсов.
Орден Трудового Красного Знамени (1938).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958).
Умер 15 мая 1974 г. в Москве.

Тексты
 

[…] при всем жанровом и формальном различии между фильмами, снятыми Волчеком, существует глубокая внутренняя связь. Ее можно обнаружить, разложив на отдельные копоненты целостную образную систему фильма и проанализировав природу, назначение и сущность «волчковской» изобразительной логики.

Уже в картинах о Ленине появились отдельные планы с применением глубинной мизансцены. Этот прием, открывший дорогу внутрикадровому монтажу и&...

 
 

Дорогой Георгий Максимилианович!

Я решился обеспокоить Вас по крайне важному для меня делу. В течение 20 лет я работаю с оператором, лауреатом Сталинской премии Б.И.Волчеком. Он — моя правая рука, моя первейшая опора в режиссуре. Вместе с ним я снял все свои картины. […]

Волчек — один из лучших операторов советской кинематографии, широко известный и у нас, и за рубежом.

Сейчас на...

 
 

Говорят, что воспитывает именно уровень общения. Так мы и воспитывались — реагируя на суждения, оценки нашего мастера. Они всегда были тактичными, чуткими как по отношению к коллегам, так и к нам, авторам-студентам. Это создавало момент равенства с мэтром, хотя мы, конечно, понимали, что не равны. Борис Израилевич всегда старался подчеркнуть, что мы — коллеги. […]

Наш курс был огромным — тридцать ...

 
 

Есть что рассказать сегодня многим маститым операторам о поездках Бориса Волчека на далекие съемочные площадки нашей страны к своим ученикам.

Профессора Волчека можно было увидеть там, где его питомцы впервые нажимали гашетку кинокамеры в качестве главных операторов — от Молдавии до Бухары. Его строгая и щедрая любовь к своим ученикам была ощутима всей нашей кинематографией.

ЛОТЯНУ Э. [Профессор Волчек] // Со...

 
 

«Оператор Борис Волчек» — мы видели это имя в титрах. В короткой, энергичной фамилии было что-то неуловимо притягательное, запомнилась она сразу и на всю жизнь. Не знаю, в чем тут секрет, — ведь, учась в школе, мы не были искушенными ценителями операторского искусства. […] Но оператора Бориса Волчека мы уже знали. Почему? Мы тогда не задавали себе этого вопроса. Знали, и все!

 
 

О фильме «Убийцы выходят на дорогу»

Изобразительно символом фашизма, несвободы служило замкнутое затемненное пространство […]. Из тьмы, залегавшей по углам, и появлялись фашисты — как воплощение зла и ужаса. В свою очередь, самих фашистов приводило в ужас разомкнутое пространство. Эта тема возникала уже в прологе фильма и мощно завершалась в эпилоге, где оккупантов, оказавшихся посреди заснеже...

 
 

О фильме «Ленин в 1918 году»

Сцены «Ленин в забытье», «операция» насыщены глубочайшим драматизмом. Эти кадры построены Борисом Волчеком в полном созвучии с режиссерским замыслом. Световое решение этих сцен помогает ощутить атмосферу большой тревоги. Оно показывает напряжение близких Ленину людей, собравшихся в прихожей его квартиры. Комната Ильича, где происходит операция, превращается в больницу с&nbs...

 
 

О фильме «Ленин в 1918 году»

Превосходно снял картину оператор Б. Волчек. Основные принципы документального стиля, соответствующие общему замыслу и философии картины, были найдены и доказаны еще в картине «Ленин в Октябре». Опыт первой серии не прошел для оператора даром: он научился снимать Щукина и преодолел некоторую статичность кадра. В новом фильме оператору отлично удалась натура. Из павильонов нам кажется недостаточно выразительной съемка комнаты раненого Ильича, ...

 
 

О фильме «Ленин в Октябре»

В этой картине мне хотелось сделать все предельно просто. Но это должна была быть не «простоватость», приближающаяся к простому натуралистическому копированию, а подлинная простота, тот социалистический реализм, методами которого только и возможно правильно изобразительно подать величайшие события Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года и образ гениального и близкого каждому трудящемуся вождя — Владимира Ильича Ленина.

 
 

О фильме «Тринадцать»

Для Б. Волчека, которого фильм «Пышка» выдвинул в ряды первоклассных советских операторов, работа над «Тринадцатью» явилась сложным и серьезным испытанием. Незнакомая и при том очень специфичная натура. Однообразная фактура песчаной пустыни, особые условия каракумского «освещения» — все это ставило перед ним крайне трудные задачи. Операторы, постоянно работающие в Средней Азии, обычно жалуются, что пустыня требует особых приемов съемки, что солнце в...

 
 

О фильме «Пышка»

[…] Б. Волчек не ограничивается единством композиционной трактовки фильма. По световой и оптической обработке, по ракурсам и поворотам каждый образ фильма имеет свою индивидуальную изобразительную характеристику. В этом смысле картина «Пышка» заслуживает самого пристального внимания, так как эта работа специфична для новых течений в советском операторском искусстве. Б. Волчек суме...

 
 

Использование различных панорам, наездов, отъездов камеры значительно обогатило изобразительные возможности кино. В творчестве некоторых операторов этот прием стал главным способом построения кадров. Другие же прибегали к нему изредка. Так, композиционная манера оператора Б. Волчека в фильмах «Мечта», «Человек № 217», «Русский вопрос» и «Секретная миссия», несмотря на ее истинно кинематографичес...

 
 

Работы
Режиссер
1963Сотрудник ЧК
1969Обвиняются в убийстве
1972Командир счастливой "Щуки"
Сценарист
1963Сотрудник ЧК
автор сценария совм. А. Лукиным, Д. Поляновским
1972Командир счастливой "Щуки"
автор сценария совм. с В. Валуцким, А. Молдавским
Оператор
1933Одни знакомые
1934Пышка
1936Тринадцать
1937Ленин в Октябре
1939Ленин в 1918 году
1941Мечта
1942Убийцы выходят на дорогу
совм. с Э. Савельевой
1943Во имя Родины
совм. с Э. Савельевой
1944Человек № 217
совм. с Э. Савельевой
1946Белый Клык
совм. с Г. Троянским, В. Асмусом
1947Русский вопрос
1949Владимир Ильич Ленин
1950Секретная миссия
1954Опасные тропы
1956Убийство на улице Данте
1969Обвиняются в убийстве
совм. с В. Макаровым
1972Командир счастливой "Щуки"
совм. с В. Макаровым


Фестивали и премии
1971Государственная премия СССР
(1969  Обвиняются в убийстве)
1951Сталинская премия
I степени (1950  Секретная миссия)
1948Сталинская премия
I степени (1947  Русский вопрос)
1946Сталинская премия
II степени (1944  Человек № 217)