Сообщить об ошибке
Анатолий Ромашин
актер
 
Родился 1 января 1931 г. в Ленинграде. В 1959 г. окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. Станицына). Работал в Театре им. Маяковского, с 1992 г. — в Театре Луны.
Среди театральных работ:
 "Круг" (1991, Театр им. Маяковского); "Византия" (1993), "Ночь нежна" (1997), "Фауст" (1997) — Театр Луны.
С 1985 г. вел актерскую мастерскую во ВГИКе.
Гос. премия СССР (1977, сп. "Венсеремос").
Народный артист РСФСР (1982).
Трагически погиб 8 августа 2000 г.
Тексты
 

Что бы и как бы ни делал на экране Анатолий Ромашин, особенности национального восприятия персон и персонажей с хорошими манерами и холодноватой элегантностью закрепили за ним постоянное место — в царской ложе. Такая позиция в зрительском восприятии освобождает актера от необходимости что-либо особенное в роли совершать. Достаточно лишь показываться — а показывать себя А. Р. умеет.

Что бы и как бы ни делал на экране Анатолий Ромашин, особенности национального восприятия персон и персонажей с хорошими манерами и холодноватой элегантностью закрепили за ним постоянное место — в царской ложе. Такая позиция в зрительском восприятии освобождает актера от необходимости что-либо особенное в роли совершать. Достаточно лишь показываться — а показывать себя А. Р. умеет.

Что бы и как бы ни делал на экране Анатолий Ромашин, особенности национального восприятия персон и персонажей с хорошими манерами и холодноватой элегантностью закрепили за ним постоянное место — в царской ложе. Такая позиция в зрительском восприятии освобождает актера от необходимости что-либо особенное в роли совершать. Достаточно лишь показываться — а показывать себя А. Р. умеет.

По совокупности природных данных, разумно эксплуатируемых целеустремленным мастерством, он представляет типаж, на который советское кино соцзаказа не выдавало. Однако "отдельность" не помешала А. Р. в ролях героев советской истории — офицеров, генералов, рыцарей революции, включая самого Дзержинского, а также тех "бывших", что приняли новый завет, и представителей трудовой интеллигенции. За умелость и здравый смысл, с которым А. Р. правит ремесло, совкино наградило его многокартиньем и возможностью время от времени купаться в коронном амплуа интеллигентного барина, присутствующего при происходящем и в нем участвующего исключительно потому, что отсутствовать либо лень, либо совсем уж глупо, либо — в силу высших обстоятельств — невозможно. В таковом качестве А. Р. сделался любимцем публики и с неизменным, ровным успехом снимался и в самых значительных фильмах времени, как Неоконченная пьеса для механического пианино или Успех, и в жанровых опытах из не нашей, как правило, жизни, и в детективных телесериалах вроде Черного треугольника.

К высшей мере воплощения этого типа и одновременно к актерской своей вершине А. Р. был вызван Агонией и ролью Николая II. Не бес Распутин, но именно последний император здесь знак распада и заката. Исторической эпохи, династии, традиционных представлений о божественном происхождении верховной власти. Помазанник Божий — во всех смыслах невольный участник по-своему величественной исторической драмы, мечтающий укрыться за кулисами, но приговоренный к публичному одиночеству на авансцене. Бесконечно несчастливый, кругом невезучий — в любви, в отцовстве, в исполнении наследственных обязанностей.

Ни в прежние, ни в новые киновремена его актерский масштаб с такой полнотой, как в Агонии, больше ни разу не проявлялся. Фильмы, в которых он снимается, почти не попадают в фокус внимания публики и критики. Лучшее, что сделал А. Р. за последние годы, — закадровый текст в овчаровском Оно. Лишенный приятной возможности "показываться", он мастерски сыграл тщательно и до серьезной глубины проработанную роль автора "Истории одного города". Блестящий парадоксальный ум, вполне постигший иррациональность тысячелетнего "русского чуда". Наследственный аристократизм, сообщающий свободу духа и независимость суждений. Природное проклятье единого кровотока, связывающего русского барина и русского мужика неотвратимой подверженностью безумию общей русской судьбы.

Наталия Басина

 

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, “Сеанс”, 2001

 

 

 
 

Работы
Режиссер
1989Без надежды надеюсь
Актер
1958Ветер
ротмистр
1961Длинный день
Владимир Иванович
1962На семи ветрах
парторг Славин
1963Знакомьтесь, Балуев!
Шпаковский
1963Именем революции
Ф.Э. Дзерджинский
1964Помни, Каспар
Каспар
1965Гиперболоид инженера Гарина
Вольф
1967Седьмой спутник
поручик
1967Сильные духом
Рудди
1967Утоление жажды
Саша Зурабов
1970Угол падения
Горчилин
1971Егор Булычов и другие
Звонцов
1971Освобождение
генерал Шатилов
1972Бой с тенью
1972Хроника ночи
1973Любить человека
1974Агония
император Николай II
1974Совесть
Валентин Кудрявцев
1975Горожане
доцент
1975Следствие ведут знатоки. Дело № 10. Ответный удар
1976Дни хирурга Мишкина
врач
1976Неоконченная пьеса для механического пианино
Герасим Кузьмич
1976По волчьему следу
1976Псевдоним: Лукач
Кольцов
1977Воскресная ночь
1978День рождения
1978Кузнечик
Олег Сергеевич
1978Младший научный сотрудник
1978Прилетел марсианин в осеннюю ночь
полковник
1978Точка отсчета
отец
1979Антарктическая повесть
Гаранин
1979Сцены из семейной жизни
Мартынов
1980Копилка
Коварель
1980Мнимый больной
Берольд
1981Две строчки мелким шрифтом
Григорий Григорьевич
1981Незваный друг
Первак
1981Ответный ход
Нефедов
1981Твой брат Валентин
профессор
1981Черный треугольник
Борин
1982Грачи
Белодед
1982День рождения
Зверев
1982Смерть на взлете
Смолин
1983Анна Павлова
Бенуа
1983Взятка
начальник
1983Гори, гори ясно...
1983Люблю. Жду. Лена
отец Ольги
1983Рецепт ее молодости
Коленатый
1984Герой ее романа
Берсенев
1984Зеленый остров
Евгений Дмитриевич
1984Особый случай (в одноим. к/а)
Василий Васильевич
1984Успех
Князев
1985Грубая посадка
1985Любимец публики
Лопатин
1985Тетя Маруся
1986Борис Годунов
Василий Шуйский
1986Дорогой Эдисон!
ученый
1986За Ветлугой-рекой
1986Кто войдет в последний вагон
1986Потерпевшие претензий не имеют
Шатохин
1986Семь криков в океане
капитан
1986Чичерин
1987Братья
1987Десять негритят
доктор Армстронг
1987Доченька
эпизод
1987Друг
хозяин Друга
1987Пять писем прощания
Савицкий
1987Случай из газетной практики
Василенко
1989Без надежды надеюсь
Косташ
1989Благородный разбойник Владимир Дубровский
князь Верейский
1989Оно
текст от автора
1989Этюды о Врубеле
Прахов
1990Под северным сиянием
Кулагин
1990Смерть в кино
Сергей Сергеевич
1991Волкодав
Федор Иванович "Казначей"
1991Высший класс
Петр Аркадьевич
1991Коктейль "Мираж"
Василий Васильевич
1992Грех
Сергей Сергеевич Чайковский
1992Ключ (в проекте Русские повести)
1992Месть пророка
1992Плащаница Александра Невского
1993Анна. От 6 до 18
текст от автора
1993Желание любви
Круковский
1993Тени Фаберже
1995Дом
1997Самозванцы
1999Незримый путешественник
Князь Волконский
1999Тайна Нардо, или Сон белой собаки
2000Романовы. Венценосная Семья
эпизод
2000Третьего не дано
2001Часы без стрелок


Библиография
  • Ромашин А.: "Искусство контакта". Инт. Е. Уфимцевой
  • СЭ. 1986. № 17; Граженас С. Музыка революции
  • Кино (Вильнюс). 1986. № 10 (о ф. Чичерин, в т. ч. об А. Р.); Парусникова М. Определенность в неизвестности. Инт. с А. Р.
  • МК. 1986. 14 дек.; Тарасов А. Как драться в окружении
  • Правда. 1987. 17 марта (о ф. Дорогой Эдисон!, в т. ч. об А. Р.); Ромашин А.: "Актер жив, когда играет". Инт. Н. Лукиных
  • Сов. культура. 1987. 21 июля; Огнев К. Мера успеха
  • В сб.: Экран’87. — М., Искусство, 1987; Караева Е. Анатолий Ромашин
  • СК. 1988. № 1; Николаев А. Покаяние в... наготе
  • Сов. культура. 1990. 31 марта (о ф. Без надежды надеюсь); Топуридзе Н. Как спастись от реальности?
  • СЭ. 1990. № 13 (о ф. Без надежды надеюсь); Михалев В. Звезды на завтра
  • ЭиС. 1994. 28 июля – 4 авг.; Ромашин А.: "Строил себя всю жизнь". Лит. запись В. Мартынова
  • АиФ. 1994. № 32; Алпатова И. Колесо от "мерседеса"
  • Культура. 1997. 22 марта (о сп. "Ночь нежна", в т. ч. об А. Р.).