Сообщить об ошибке
Иннокентий Смоктуновский
актер
 
Родился 28 марта 1925 г. в с. Татьяновка Томской обл. В 1941-1943 гг. учился в Красноярской фельдшерско-акушерской школе. Участник Великой Отечественной войны. В 1945-1946 гг. учился в студии при Красноярском драматическом театре им. Пушкина. Работал в театрах Норильска, Махачкалы, Волгограда, в Московском театре им. Ленинского комсомола, в Театре-студии киноактера при к/с "Мосфильм", в БДТ им. Горького, в Малом театре. С 1975 г. — актер МХАТ (ныне — МХАТ им. Чехова).
Среди театральных работ:
"Гроза", "Верные друзья", "Иван Грозный" (1946) — Красноярский драматический театр им. А. Пушкина; "Любовь Яровая", "Дети Ванюшина", "Моцарт и Сальери", "Доходное место" (сезоны 1947-1951гг.) — Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского; "Ревизор" (1952) — Русский драматический театр, Махачкала; "У опасной черты", "Анжело" (1960) — Московский театр-
Тексты
 

Когда Иннокентия Смоктуновского "нашли", он святой простотой явился в актерский мир. Когда же его творческий путь, так сказать, эволюция во времени, завершался, не было там более экзотической фигуры. Как будто возникла особая роль под названием "Смоктуновский", и создатель ее играл — на сцене, на экране и вне их. Эта роль была важнее, чем Иванов или Иудушка, сами по себе события искусства, потому что в ней были "исто...

 
 

Об Иннокентии Смоктуновском зашла речь еще два года назад, когда картина [«Берегись автомобиля»] начиналась в первый раз. Тогда мы говорили только в предположительном плане: хорошо бы было, если бы… Актер в тот момент начинал играть трагического Гамлета в фильме Козинцева, и на его участие в нашей картине в течение ближайшего будущего мы не могли рассчитывать. Но когда возобновилась работа, «Гамлет» уже совершал свой триумфальный путь по экранам мира, и мы решили соблазнить Смоктуновского воз...

 
 

…Останется написать манифест, и тот же глашатай на том же дворе прочтет об очередном торжестве справедливости и о государственной выгоде свершившегося. Так вот Гамлету это все ни к чему. Он сыт по горло.

СОЛОВЬЕВА И. «Комсомольская правда», 30 апреля 1964 г.

...
 
 

А что не норма? Улыбка Гамлета.

СВОБОДИН А. «Советская женщина», № 8, 1964.

...
 
 

А Гамлет? В чем главная современная идея этого образа в фильме? Да прежде всего в том, что принц принадлежит все к тем же людям, которые не боятся на себя ответственность за все происходящее вокруг… Он умирает как солдат, и недаром Фортинбрас велит оказать мертвому Гамлету воинские почести, похоронить его как героя…Фильм Козинцева — это фильм о прекрасном, о благородстве, это фильм философский. Это еще один великий аргумент в нынешнем споре о человеке.

ПОГОЖЕВ Л. Искус...

 
 

Мы снимали «Егора Булычова». […]В какой-то момент, когда картина начала вроде бы уже сниматься сама, меня осенило: «Вот бы Смоктуновский согласился на трубача!» Чем был Смоктуновский в то время, сегодня даже трудно объ­яснить. По славе, по значимости, по авторитету таких актеров сейчас нет. Он только что сыграл Гамлета, Деточкина в «Берегись автомобиля», не меркла великая слава «Идиота» — все зна...

 
 

О фильме "Девять дней одного года"

По мере того, как сценарий расчищался от "драматургии", нам делалось все яснее, что у Куликова, по существу, нет характера. Это был не человек, а сюжетная функция с именем, отчеством и фамилией. [...]

Итак, мы стали искать характер Куликова...

 
 

Постановка двинулась тогда, когда мне, по долгу руководства молодыми режиссерами, довелось присутствовать на репетиции фильма "До будущей весны" режиссера Соколова, где снимался Смоктуновский.

Я вернулся домой и знал, что Гамлет есть! И никаких сомнений, колебаний, фотопроб, кинопроб не было! Был Гамлет только такой и никакой другой! Проблема моя как режи...

 
 

В ряду датских принцев, свихнувшихся на советской почве, Гамлет Иннокентия Смоктуновского отличался необыкновенным высокомерием. Он смотрел на окружающих сверху вниз и только на одного человека снизу вверх - на своего отца, но тот был призрак, а в фильме Григория Козинцева, где Смоктуновский сыграл Гамлета-младше-го, этот призрак — гигантская тень в воинском облачении с тяжелой поступью, чуть не вдесятеро крупнее обычного ч...

 
 

Кажется, ну что в нем особенного?

Встретишь на улице, не зная, и не обратишь внимания.

Не очень высокий. Не очень красивый. Не очень заметный. Как все ходит немного расставив ноги. Слегка сутулит плечи. Держится бочком. Но стоит увидеть его один раз, чтобы безошибочно испытать на себе всю гипнотическую силу его личного притяжения.

В кинематографе или в театре, в роли, как бы специально созданной для Смоктуновского, во всем отвечающей его уникальному таланту, или в с...

 
 

Что привлекает нас сегодня в кино? Лишь одно: изучение человека, его достоинства, гордости, слабости его и недостатков, то есть изучение характера, открывающее причастность времени, народу и поколению. […]

После «Гамлета» я получил почти двенадцать тысяч писем. Из них, пожалуй, в трех‑четырех тысячах пишут: «Как Вы точно сыграли Гамлета, я таким его себе и представлял (представляла)». Первое время я думал: «Что же это такое? Так просто? Так легко? Это издевательство, что ли? А ...

 
 

Время ухода Иннокентий Смоктуновский выбрал, как и все, что он делал, на свой особенный лад. Взъерошенное, беспокойное, зыбкое. Увлеченные поиском почвы под ногами, все были заняты подсчетом потерь, отодвинув обязанность их оценить на невнятное "потом". Смоктуновского это, наверное, устраивало. Он был неравнодушен к признанию — вне анализа, оценок же боялся панически. То ли из-за сложностей характера и склада профессиональной ж...

 
 

ГАМЛЕТ

Герой-интеллигент прекрасно обжился в аллегорическом мире Дании-тюрьмы, ни о каком потрясении от знания не могло быть и речи. Вальяжная резкость — ну, кто там еще смеет, не понимать, что было и что будет?

Бесконечное интеллектуальное превосходство над сервильным тупоумием одних, низостью — других и хрупкостью третьих, отсвет «Девяти дней одного года». А мать — иностранка, почтенная дама, просьба не беспокоить.

Непостижимо, как Смоктуновский доби...

 
 

О фильме «Гамлет»:

Аппарат заскользил панорамой по фигурам государственных мужей. Чья-то солидная спина заняла почти весь кадр. Но вот она отодвинулась — и в углу мы увидели Гамлета.

Увидели на мгновение. Но этот миг неотразимо запечатлелся в памяти!

Профилем к зрителям, сосредоточенно и грустно глядя перед собой, сидит белокурый юноша в черном.

Как характерно, что ...

 
 

Работы
Сценарист
1985Дети солнца
автор сценария
Персонаж
1968Евгений Урбанский
рассказывает о Е. Урбанском
1974Мир Николая Симонова
рассказывает о Симонове
1996Реквием
2003Иннокентий Смоктуновский (в цикле "Острова")
Актер
1956Как он лгал ее мужу
Генри
1956Солдаты
Фарбер
1956Убийство на улице Данте
доктор
1957Рядом с нами
Андрей Королев
1957Шторм
Муромцев
1958День первый
В.А. Антонов-Овсеенко
1958Ночной гость
Пал Палыч
1959Неотправленное письмо
Сабинин
1960До будущей весны
Алексей Ручьев
1961Високосный год
Геннадий Куприянов
1961Девять дней одного года
Илья Куликов
1962Моцарт и Сальери
Моцарт
1964Вильям Шекспир
текст за кадром
1964Гамлет
Гамлет, принц датский
1964Первые страницы
дикторский текст
1965На одной планете
В.И. Ленин
1965Первый посетитель
В.И. Ленин
1965Последний месяц осени
текст от автора
1966Берегись автомобиля
Юрий Деточкин
1966Маленький принц
текст от автора
1966Сибирью плененные
текст за кадром
1968Живой труп
"Гений"
1968Первая любовь
Петр Васильевич
1968Степень риска
Александр Кириллов
1969Преступление и наказание
Порфирий Петрович
1969Чайковский
Петр Ильич Чайковский
1970Дядя Ваня
Иван Петрович Войницкий
1971Ехали в трамвае Ильф и Петров
интеллигент
1972Моцарт и Сальери
Моцарт
1972Тревожная хроника
текст за кадром
1972Укрощение огня
К.Э. Циолковский
1973Алгебра революции
текст за кадром
1973Исполнение желаний
Дмитрий Бауэр
1973Москва — Кассиопея
исполняющий особые обязанности
1973Ночь на размышление
Интеллигент и Антипод
1974Анна и Командор
Драматург
1974Выбор цели
Франклин Делано Рузвельт
1974Дочки-матери
Владимир Васильевич
1974Зеркало
текст от автора
1974Отроки во Вселенной
исполняющий особые обязанности
1974Романс о влюбленных
Трубач
1974Цапля и журавль
озвучание
1975Звезда пленительного счастья
Цейдлер
1975Они сражались за Родину
хирург
1976Дни хирурга Мишкина
1976Доверие
Бобриков
1976Легенда о Тиле
Карл V
1976Принцесса на горошине
король-отец принца
1976Фантазия
Санин
1977В четверг и больше никогда
Иван Модестович
1977Враги
Захар Бардин
1977Старый дом
озвучание
1977Степь
Моисей Моисеевич
1977Я к вам лечу воспоминаньем...
озвучание
1978Бархатный сезон
комиссар полиции
1978Осенние колокола
1979Барьер
Манев
1979Маленькие трагедии
две роли: Сальери и Барон
1979Москва слезам не верит
Смоктуновский
1979Про щенка
озвучание
1980И с вами снова я
озвучание
1981Говорящие руки Траванкора
текст от автора
1981Крепыш
озвучание
1981Рожденные бурей
Крепыш
1981Халиф-аист
озвучание
1981Шутка!?
1982В кривом зеркале (в к/а Горизонт №30)
1982Кража
Старкуэтер
1982Пиковая дама
Чекалинский
1983Двое под одним зонтом
Тиль
1983Поздняя любовь
Маргаритов
1983Пробуждение
эпизод
1983Путь в вечность
озучание
1983Уникум
1984Мертвые души
Плюшкин
1985Дети солнца
Протасов
1985Сестра моя Люся
текст от автора
1985Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
1986Геракл у Адмета
озвучание
1986Последняя дорога
барон Геккерен
1986Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается
министр
1986Русь изначальная
император Юстиниан
1987Без солнца
Барон
1987Гардемарины, вперед!
кардинал Флери
1987Загадочный наследник
Ерихонов
1987На исходе ночи
Зайферт
1987Очи черные
1987Первая встреча, последняя встреча
начальник контрразведки
1988Запретная зона
Каланчев
1988Черный коридор
Ечевин
1989Асаф Мессерер
текст от автора
1989Село Степанчиково и его обитатели
текст от автора
1989Сердце не камень
1990Дамский портной
Исаак
1990Дина
1990Ловушка для одинокого мужчины
Мерлуш
1990Мать
губернатор
1991Гений
"Принц"
1991Дело Сухово-Кобылина
Муромцев
1991Иван Федоров
Иван Грозный
1991Линия смерти
Уби
1991Осада Венеции
инквизитор
1993Время Мераба
текст от автора
1993Золото
Дон Диего
1993Истоки
текст от автора
1993Убийца
1993Хочу в Америку
1994Белый праздник
Профессор
1994Заколдованные
1994Посвящение в любовь
текст от автора
1994Путешествие на восток
1995Мечтательница
1998Притяжение солнца
1999Тайна Нардо, или Сон белой собаки
2000Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Пpeмьep-миниcтp лopд Бэллинджep
2001Часы без стрелок
роль; в исп. фрагментах


Фестивали и премии
1993КФ «Созвездие»
Приз «За выдающийся вклад в профессию» ((  ))
1993Премия «Ника»
«За вклад в киноискусство» ((  ))
1991МКФ авторского фильма в Сан-Ремо
Приз за лучшую мужскую роль ((1990  Дамский портной))
1990Премия «Ника»
За лучшую мужскую роль ((1990  Дамский портной))
1971Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1969  Преступление и наказание)
1970МКФ в Сан-Себастьяне
Премия за мужскую роль (1969  Чайковский)
1966Британская киноакадемия
Первая премия лучшему иностранному актеру года ((  ))
1966МКФ в Картахене
Приз за лучшее исполнение мужской роли (1966  Берегись автомобиля)
1966МКФ в Панаме
Приз «Серебряное блюдо» за лучшее исполнение мужской роли (1964  Гамлет)
1965Ленинская премия
(1964  Гамлет)
1964ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Диплом СК СССР (1964  Гамлет)
1964МКФ в Венеции
Приз «Золотая доска» журнала «Синема Нуво» за Лучшую мужскую роль (1964  Гамлет)
Библиография
  • Демидова А. "А скажите, Иннокентий Михайлович..." — М., Киноцентр, 1988; Горфункель Е. Смоктуновский. — М., Искусство, 1990. Гульченко В. Прошлогодний цвет
  • Театр. 1986. № 2 (в т. ч. об И. С. в сп. "Дядя Ваня"); Гаевский В. Образ театра
  • Театр. 1987. № 10 (в т. ч. об И. С. в сп. "Чайка"); Верник В. Иннокентий Смоктуновский. Инт. с И. С.
  • СК. 1988. № 1; Мишарин А. Тайна явного
  • В сб.: Мой любимый актер. — М., Искусство, 1988; Соловьева И. Фабула и судьба
  • Сов. культура. 1989. 28 февр. (о сп. "Кабала святош", в т. ч. об И. С.); Капралов Г. Доктор Джекил — разгадка или тайна?
  • СЭ. 1990. № 18 (в т. ч. об И. С. в ф. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда); Гаевский В. Образ театра
  • В кн.: Флейта Гамлета. — М., Союзтеатр СТД СССР, 1990 (в т. ч. об И. С. в сп. "Чайка"); Швыдкой М. Уходящая натура
  • Экран. 1991. № 1 (о ф. Дамский портной, в т. ч. об И. С.); Аннинский Л. На краю катастрофы
  • Сов. культура. 1991. 23 марта (о ф. Дамский портной, в т. ч. об И. С.); Ефремов О. Мои соратники, мои друзья
  • В кн.: Все непросто. — М., АРТ, 1992 (в т. ч. об И. С.); Свободин А. Встретились!
  • ЛГ. 1993. 20 янв. (о сп. "Возможная встреча", в т. ч. об И. С.); Гульченко В. Преодоление одиночества
  • ЭиС. 1993. 11 – 18 февр. (о сп. "Возможная встреча", в т. ч. об И. С.); Горфункель Е. Дуэт
  • Моск. наб. 1993. № 4 (в т. ч. об И. С.); Демидова А. И. М. Смоктуновский
  • В кн.: Тени зазеркалья. — М., Просвещение, 1993; Плахов А. Спринтеры и стайеры: сквозь шум времени
  • ИК. 1994. № 6 (в т. ч. об И. С.); Крохин Ю. Слово актера. Инт. с И. С.
  • ЭиС. 1994. 8 – 15 сент.; Колбовский А. Белое на белом. Последняя роль Смоктуновского
  • ОГ. 1995. 12 – 18 янв.; Караулов А. Ворованный воздух
  • Столица. 1995. № 4; Горфункель Е. Он был гений
  • ВП. 1995. 27 марта; Давыдов В. Иннокентий Смоктуновский и "Царь Федор Иоаннович"
  • ТЖ. 1995. № 4; Шейко Н. Комедиант
  • ТЖ. 1995. № 4; Пчелкин Л. Мои встречи со Смоктуновским. Лит. запись Т. Козак
  • Экран. 1996. № 3-6; Соколянский А. Апофеоз необычайного
  • Стас. 1996. № 5; Сирота Р. "Идиот" Смоктуновского
  • ПТЖ. 1996. № 9; Саввина И. Гармония
  • В кн.: Статьи разных лет. — М., Ард-фильм, Алфавит, 1996; Шварц Д. Загадка лица Смоктуновского
  • ЭиС. 1998. № 15; Наринская А. Добрая сказка о скучном
  • Время МН. 1998. 10 авг. (о ф. Притяжение солнца, в т. ч. об И. С.); Крымова Н. Заповедник. Анатолий Эфрос на съемках фильма В четверг и больше никогда
  • КЗ. 1999. № 39 (в т. ч. об И. С.). Смоктуновский И.: Быть! — М., Алгоритм, 1999. О друге
  • ИК. 1986. № 4; Любовь моя и боль — Польша!
  • ТЖ. 1988. № 15, 16.