Сообщить об ошибке
Виктор Трегубович
режиссер
 
Родился 30 ноября 1935 г. в д. Сахалин Красноярского края. В 1963 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма). С 1963 г. работал на к/с "Ленфильм". С 1984 г. - худ. рук. Второго творческого объединения к/с "Ленфильм". С 1990 г. - худ. рук. к/с "Ладога".
Орден Трудового Красного Знамени (1981).
Народный артист РСФСР (1987).
Умер 21 сентября 1992 г.
Тексты
 

Сибиряк по рождению, он был режиссером ленинградской крови. Его кино принадлежало той ветви ленфильмовской школы, чьи родовые свойства — интерес к человеку отдельному и частному, вкус к подробному быту, "моральное беспокойство" под маской спокойной созерцательности — в глазах недовольной идеологии оборачивались, соответственно, "бескрылой бытовщиной" и "унылым мелкотемьем".

Сибиряк по рождению, он был режиссером ленинградской крови. Его кино принадлежало той ветви ленфильмовской школы, чьи родовые свойства — интерес к человеку отдельному и частному, вкус к подробному быту, "моральное беспокойство" под маской спокойной созерцательности — в глазах недовольной идеологии оборачивались, соответственно, "бескрылой бытовщиной" и "унылым мелкотемьем".

Сибиряк по рождению, он был режиссером ленинградской крови. Его кино принадлежало той ветви ленфильмовской школы, чьи родовые свойства — интерес к человеку отдельному и частному, вкус к подробному быту, "моральное беспокойство" под маской спокойной созерцательности — в глазах недовольной идеологии оборачивались, соответственно, "бескрылой бытовщиной" и "унылым мелкотемьем".

Знойный июль мог стать трагической киноповестью о судьбах, исковерканных тридцать седьмым годом, а вышел грустный рассказ о том, как не могут ни понять, ни даже услышать друг друга двое людей — измученный совестью бывший доносчик и тот, на кого он донес: стальной, несгибаемый, не знающий компромисса ни в чем. В следующем фильме На войне как на войне режиссер тоже сосредоточен на быте, только не мирном, а военном — вот и вся разница. "Священная война" представала здесь в облике житейском, заурядном, глубоко обыденном. Врываясь в советское мифологическое пространство, В. Т. обустраивал его, как необжитую квартиру, сообразно собственным представлениям об уюте. С неспешностью и сибирской основательностью передвигал мебель, извлекал из пыльного чулана отверженный скарб, раскладывал по полочкам привычные вещицы, которые вдруг наполнялись новым содержанием.

Стихийный этот дар сам В. Т., кажется, не слишком ценил — то и дело рвался в "большое" идеологическое пространство. Брался за историко-революционный эпос (Даурия), увлекался острой публицистикой (Магистраль и Вот моя деревня...). Но почти всегда социальная проблематика, честно заявленная и прямодушно обозначенная, на экране пасовала перед всевластным бытом; аномалия тушевалась перед нормой. Справиться с этим противоречием В. Т. сумел только в Обратной связи — ценой предельно "иссушенного" экранного пространства: заперев действие в унылых производственных интерьерах, он сделал кино в эстетических координатах телеспектакля. Возможно, поэтому лучшими в режиссерской биографии В. Т. стали фильмы, как раз и повествующие о конфликте между общим и частным. В Старых стенах героиня не в состоянии примирить желание бабьего счастья и долг перед коллективом завода, которым она призвана руководить; в Уходя уходи герой норовит сбежать из постылой своей жизни куда-то в дали дальние, где можно зажить на полную катушку, но приходится возвращаться туда, откуда пришел; наконец, в Прохиндиаде... тяга к спокойному и обеспеченному существованию оборачивается для добытчика чудовищным и изнурительным марафоном, замкнутым кругом, выход из которого — только исчезновение, чуть ли не смерть. В финальных кадрах Прохиндиады..., где по шоссе мчал покинутый водителем автомобиль, чувствовался непривычный для В. Т. привкус сюра. В эту неожиданную сторону и решает свернуть режиссер, затевая перестроечную Башню и сочиняя сновидческое пространство дачного "ковчега", где обитают представители всех социальных слоев, загнанные в прокрустово ложе обличительного, по моде времени, сюжета. Далее последовал Хмель. В. Т. через двадцать лет после Даурии вновь пробует себя в эпосе — теперь из жизни староверов, затерянных в сибирских просторах девятнадцатого века. Задумывается поэма экстаза, исполненная мистических сполохов и разгульных огневых страстей. Выходит же вялое повествование о размеренной жизни некоего поселка, который вынуждены покинуть его обитатели. Художественный опыт безуспешный, но попытка вырваться в иное пространство — едва ли случайная: бытописатель В. Т. одним из первых должен был ощутить, как новые времена начинают последовательно разрушать советский быт, его режиссерское прибежище. Возможно, именно он сумел бы, одолев растерянность, рассказать о распаде этого быта и о нелепых попытках воссоздать его подобие на пепелище.

Александр Шпагин

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, “Сеанс”, 2001

 
 

Фильмы Виктора Трегубовича легко делятся на жанровые циклы. Как правило, первый фильм цикла был лучшим, будь то жанр “исторический” (На войне как войне), “производственный” (Старые стены), социальный бурлеск (Уходя — уходи). Затем появлялись фильмы вторичные по отношению к собственным предыдущим удачам (Обратная связь, Прохиндиада).

Схема эвол...

 
 

Работы
Режиссер
1962Прошлым летом
1965Знойный июль
1968На войне как на войне
1971Даурия
1973Старые стены
1976Доверие
1977Обратная связь
1978Уходя — уходи
1979Путешествие в другой город
1981Трижды о любви
1983Магистраль
1984Прохиндиада, или Бег на месте
1985Вот моя деревня...
1987Башня
1991Хмель
Сценарист
1968На войне как на войне
автор сценария совм. с В. Курочкиным
1971Даурия
автор сценария совм. с Ю. Клепиковым
1978Уходя — уходи
автор сценария совм. с В. Мережко
1983Магистраль
автор сценария
1985Вот моя деревня...
автор сценария
1991Хмель
участие в сценарии
Художественный руководитель
1978Завьяловские чудики ( киноальманах )
Продюсер
1992Странные мужчины Семеновой Екатерины
продюсер
Актер
1965Рабочий поселок
1991Лох — победитель воды
1991Хмель


Фестивали и премии
1976Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1973  Старые стены)
Библиография
  • Пустынская Л. Виктор Трегубович. — М., Союзинформкино, 1986; Ковалов О. Трудно говорить первым. Фильмы Виктора Трегубовича. — М., Киноцентр, 1989. Польская Л. Кто мы без Сан Саныча?
  • ИК. 1986. № 1 (в т. ч. о ф. Прохиндиада...); Жежеленко М. Родом из деревни Сахалин
  • Аврора. 1986. № 4; Павлова И. Надежды "Ленфильма"
  • Кадр. 1986. 10 апр. (в т. ч. о ф. Прохиндиада...); Демин В. Зузенок и "злое племя"
  • СЭ. 1986. № 12 (о ф. Вот моя деревня...); Шавкута А. И прилепилась деревня к стройке
  • Сов. культура. 1986. 16 дек. (о ф. Вот моя деревня...); Ртищева Н. Скандал в коммуналке
  • Лит. Россия. 1988. 14 окт. (в т. ч. о ф. Башня); Кузьменко П. У чистой воды
  • Сов. культура. 1988. 19 ноября (о ф. Башня); Аб Е. Идиллии-то и не было
  • ЛП. 1989. 6 янв. (о ф. Башня); Аранович С. Он был вольной натурой. Лит. запись Е. Петровой
  • Кадр. 1995. № 9-10. Трегубович В.: Кинорейс по точной трассе
  • Сов. культура. 1986. 5 июня; Торможение на небесах и на земле
  • Сов. Россия. 1988. 3 авг.; Хозрасчет должен попасть в цель
  • Сеанс. 1990. № 1.