Сообщить об ошибке
Сергей Урсуляк
режиссер
 
Родился 10 июня 1958 г. в Петропавловске-Камчатском. В 1979 г. окончил актерский факультет Театрального училища им. Щукина (мастерская Е. Симонова, В. Львовой). Работал актером в театре "Сатирикон". В 1993 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская В. Мотыля).
С 1995 г. работает режиссером на телевидении: дог-шоу "Я и моя собака" (НТВ); проект к 850-летию Москвы "Лучший город Земли. 12 песен о Москве" (1997); автор документального цикла "Новейшая история" (НТВ, совм. с Е. Киселевым, 1999-2000); ведущий программы "Пестрая лента" (ТВС, 2002; ОРТ, 2004-2005).
Тексты
 

О фильме «Долгое прощание»

Сергей Урсуляк снял фильм по повести Ю. Трифонова «Долгое прощание», не изменив ее названия. Думаю, не потому только, что название замечательное. Для режиссера-экранизатора это было, как мне кажется, еще и концептуальным жестом. Долгое прощание, как я понимаю, означает память, с которой нельзя и невозможно расстаться и которая составляет суть личности. Та самая память...

 
 

О фильме «Ликвидация»

За минувшие несколько лет воссоздать тот или иной период советской истории в сериальном формате пытались не раз. Получалось, в лучшем случае, бездарно. […] сериалы — вне зависимости от авторства, актёрского состава и сюжетной конкретики — оставляли стойкое ощущение чего-то крайне неумного и невкусного. […] Когда стало ясно, что «Ликвидация» Сергея Урсуляка оказа...

 
 

Сергей Урсуляк характеризует режиссерское поколение сорокалетних, к которому сам принадлежит, как «идущее спиной вперед». Собственно, его творчество представляет собой наиболее показательный пример движения вперед с постоянной оглядкой назад: ностальгия — даже не привкус, а стойкий вкус его кино. По отношению к «новой волне» начала девяностых С. У. держится несколько особняком: пафос новаторства ему не близок, тра...

 
 

О фильме «Долгое прощание»

[…] Экранизировать русскую прозу — дело почти безнадежное: кино несвободней литературы, фактурней и приземленней, сковано сюжетом, исчезают и текст, и подтексты. Блистать эрудицией, сравнивая повесть с фильмом и подсчитывая потери, не только не нужно, но и бессмысленно. Вопрос в том, насколько цельным и художественно убедительным получился фильм как самостоятель...

 
 

О фильме «Долгое прощание»

Сергей Урсуляк как бы экранизировал известную повесть Юрия Трифонова 1971 года, но бесспорное достоинство тут не в экранизации, а в блестящей игре Полины Агуреевой. Что бы ни приходилось изображать в кинокадре молодой театральной актрисе (студия Петра Фоменко), она в каждый данный момент играет правильно. […]

Всю экранизацию, тем не менее, здорово портит вопрос...

 
 

Работы
Режиссер
1992История болезни
1993Русский регтайм
1995Летние люди (Дачники)
1997Записки из мертвого дома
1998Сочинение ко Дню Победы
2000Президент Всея Руси
2002Александр Калягин: монолог не для сцены
2002Неудача Пуаро
2004Долгое прощание
2007Ликвидация
2009Исаев
Сценарист
1992История болезни
автор сценария
1995Летние люди (Дачники)
автор сценария
2002Неудача Пуаро
автор сценария
2004Долгое прощание
автор сценария совм. с Э. Лындиной
Продюсер
2004Долгое прощание
продюсер совм. с Е. Улюшкиным, А. Алякиным


Фестивали и премии
2009Премия ФСБ России
Вторая премия в номинации "Кино- и телефильмы" (2009  Исаев)
2008КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз в номинации «Hародный рейтинг. Телесериалы» (2007  Ликвидация)
2008Премия «Золотой Орел»
За лучший телевизионный сериал (2007  Ликвидация)
2008Премия «ТЭФИ»
в номинации «Режиссер телевизионного художественного фильма/сериала» (2007  Ликвидация)
2007Премия «Ника»
Специальный приз Совета Академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» (2007  Ликвидация)
2005РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Приз читательского жюри (2004  Долгое прощание)
2004КФ «Московская премьера»
Приз лучшему режиссеру игрового фильма (2004  Долгое прощание)
2004КФ «Московский Пегас»
Главный приз «Золотой Пегас» в конкурсе игрового кино (2004  Долгое прощание)
2004МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
Приз Гильдии кинорежиссеров России (2004  Долгое прощание)
2004Премия «Золотой Овен»
Премия имени Мирона Черненко «За виртуозную режиссерскую работу по переводу прозы Юрия Трифонова на язык кино» (2004  Долгое прощание)
1998МКФ в Чикаго
Приз «Серебряная лента» (1997  Записки из мертвого дома)
1998ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Президентского совета «Бриллиантовая роза» (1998  Сочинение ко Дню Победы)
1998Премия «ТЭФИ»
За лучший телевизионный документальный фильм или сериал (1997  Записки из мертвого дома)
1996КФ «Окно в Европу» в Выборге
Главный приз (1995  Летние люди (Дачники))
1996ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при конкурса «Панорама» (1995  Летние люди (Дачники))
1996РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз жюри «За современное прочтение классики и высокую кинематографическую культуру» (1995  Летние люди (Дачники))
1995ОКФ «Киношок» в Анапе
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (1995  Летние люди (Дачники))
1994Премия мэрии Москвы
(1993  Русский регтайм)
1993ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз жюри (1993  Русский регтайм)
1993Приз «Зеленое яблоко — золотой листок»
За лучшую режиссерскую работу (1993  Русский регтайм)
1993Приз кинопрессы
За лучший дебют года (1993  Русский регтайм)
Библиография
  • Матизен В. Из России с любовью к USA
  • Столица. 1993. № 34 (о ф. Русский регтайм); Островский Д. У юности в плену
  • ЭиС. 1993. 21 – 28 окт. (о ф. Русский регтайм); Урсуляк С.: "Я напоминаю себе свою бабушку". Инт. А. Шуровской
  • ЭиС. 1993. 21 – 28 окт.; Аннинский Л. Еврейский тайм-аут
  • ИК. 1993. № 11 (о ф. Русский регтайм); Козак Р., Ширвиндт М., Цимблер А. Флаги на башнях
  • ИК. 1993. № 11 (о ф. Русский регтайм); Плахов А. Русский регтайм лучше всего звучит для родного уха
  • Ъ. 1994. 18 янв. (о ф. Русский регтайм); Дзюбенко Л. Сентиментальный роман. Инт. с С. У.
  • Экран. 1994. № 2-3; Кладо Е. Прощание славянки. Инт. с С. У.
  • Экран. 1995. № 5-6; Юсипова Л. Летние люди унылой порой
  • Ъ. 1995. 21 окт. (о ф. Летние люди (Дачники)); Повалихина В. Раскуроченная пьеса для механического мандарина
  • Сегодня. 1995. 25 окт. (о ф. Летние люди (Дачники)); Павлова И. Летние люди (Дачники)
  • Cinema. 1996. № 2 (об одноим. ф., в т. ч. инт. с С. У.); Абдуллаева З. Письмо
  • Сеанс. 1996. № 12 (в т. ч. о ф. Летние люди (Дачники)); Спектр мнений о ф. Летние люди (Дачники), в т. ч. рецензии И. Алексеева, Г. Капралова
  • Сеанс. 1996. № 12; Урсуляк С.: "...Фокуса не будет: я знаю, что они напишут". Инт. А. Королевой
  • Сеанс. 1997. № 14; Плахов А. Народное кино требует любви и немного ненависти
  • Ъ. 1998. 25 апр. (о ф. Сочинение ко Дню Победы); Тимофеевский А. Неопрятная старость
  • РТ. 1998. 30 апр. (о ф. Сочинение ко Дню Победы); Леонова Е. Старики-разбойники в небесах, не ставших обетованными
  • ЭиС. 1998. № 24 (о ф. Сочинение ко Дню Победы); Крюкова А. Рассказы об общеизвестном. Инт. с С. У.
  • НГ. 1998. 11 авг.; Быков Д. День Победы! Как он стал от нас далек...
  • ИК. 1998. № 11 (о ф. Сочинение ко Дню Победы); Туровская М. "Кинотавр" в отсутствии Процесса и События, или Осколки зеркала
  • ИК. 1998. № 11  (в т. ч. о ф. Сочинение ко Дню Победы); Сидоров О. Смерть в рассрочку
  • ИК. 1999. № 2 (о ф. Записки из мертвого дома). Урсуляк С.: "Горные вершины, тихие долины..."
  • ИК. 1996. № 8; Я говорю ему: "Спасибо!"
  • ОГ. 1996. 1 – 7 авг.