Сообщить об ошибке
Герц Франк
режиссер, сценарист документального кино

Родился 17 января 1926 г . в Лудзе, Латвия. В 1947 г . окончил Камышловское пехотное училище Уральского военного округа и Свердловский филиал Всесоюзного заочного юридического института. Служил офицером в Забайкальском военном округе. Работал журналистом и фотографом во Владимире и Риге. С 1959 г . — сценарист и режиссер Рижской к/с. С 1993 г . живет в Израиле и Латвии. Преподает на ВКСР, в киношколах Германии, в Иерусалимской синематеке.
Автор книги "Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста" (1975) и ряда публицистических статей, опубликованных в научных сборниках и периодической печати.
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1975).

Тексты
 

Он пришел в кино из фотографии, азбука которой, как сказано в его записках «Карта Птолемея», помогает постигать азбуку кино. Преподанные фотографией уроки были Герцем Франком затвержены и усвоены: в тщательно проработанном изображении его фильмов значимы все элементы — свет, ракурс, композиция.

Уже первые работы Г. Ф. были восприняты как революция в советской документалистике: изображение, в отличие от закабаленно...

 
 

Герц Франк принадлежит к уникальной породе документалистов. Не припомню никого, чье восприятие мира было бы столь открыто трагедийно. Видимо, тысячелетний трагизм судьбы его народа наложился на трагизм его личной судьбы: две сестры, сгинувшие в немецких концлагерях, брат, тяжело раненный на фронте, третья сестра, хлебнувшая десять лет гулаговских радостей за попытку нелегально уехать на историческую родину. При этом Франк — документалист высо...

 
 

Критики о фильме «Флэшбэк»

Евгений Майзель

Абсолютно волюнтаристский коллаж о самом себе: отретушированные воспоминания, глубокомысленные комментарии, ветхозаветные ценности, либеральные ценности, неподдельная уверенность в собственном величии и органичная способность затеряться, как ежик в тумане. А на выходе — произведение сногсшибательное. Герц Франк на порядок веселей, богаче, да и&...

 
 

Каждый свой новый фильм я делаю как начинающий, как будто я только что родился в документальном кино. И я голый. Поэтому могу с вами поделиться только своими сомнениями, своим незнанием, как делается документальное кино, своим опытом голого человека.

Профессор Ян Флейшер считает, что в написании сценария игрового кино нет законов, нет правил. Что же тогда говорить о документальном? Тут тем более нет никаких правил. И вообще никто н...

 
 

Герц Франк. Для документалиста самое главное — мироощущение. Если говорить более высокопарно — некая философия жизни, восприятия мира, которая так или иначе будет в его фильмах постоянно проглядывать. Если ее нет, то фильмы могут быть даже профессионально сделанными, но они все равно останутся на уровне смонтированных картинок. В не меньшей степени это относится и к игровому кино. Снять движущиеся кадры и сложить и...

 
 

Работы
Режиссер
1963Завещание
1968Без легенд
совм. с А. Сажиным
1969Четвертый председатель
1971Твой день зарплаты
1972След души
1973От Кентавра
совм. с А. Эпнерсом
1974Радость бытия
1975Запретная зона
1978Старше на десять минут
1979Пробуждение
1980Последние праздники Эдгара Каулиня
1983Чужая боль
1985До опасной черты
1987Высший суд
1989Жили-были "Семь Симеонов"
совм. с В. Эйснером
1989Песнь песней
1990Молитва
совм. с В. Эйснером
1992Еврейская улица
1997Человек Стены Плача — документальная мистерия
2002Флэшбэк. Оглянись у порога
Сценарист
1961Рисунки без подписи
автор сценария
1963Завещание
автор сценария
1965Репортаж года
автор сценария совм. с И. Зиедонисом, А. Фрейманисом
1967235 миллионов
автор сценария
1969Четвертый председатель
автор сценария
1971Твой день зарплаты
автор сценария
1972След души
автор сценария
1973От Кентавра
автор сценария совм. с А. Эпнерсом
1974Радость бытия
автор сценария
1975Запретная зона
автор сценария
1978Старше на десять минут
1979Пробуждение
автор сценария
1980Последние праздники Эдгара Каулиня
автор сценария
1983Чужая боль
автор сценария
1985До опасной черты
автор сценария
1986Семь Симеонов
автор сценария
1987Высший суд
автор сценария
1989Жили-были "Семь Симеонов"
автор сценария совм. с В. Эйснером
1989Песнь песней
автор сценария
1990Молитва
автор сценария совм. с В. Эйснером
1992Еврейская улица
автор сценария
1997Человек Стены Плача — документальная мистерия
автор сценария
2002Флэшбэк. Оглянись у порога
Оператор
2002Флэшбэк. Оглянись у порога
Персонаж
2004Герц Франк (в цикле Острова)


Фестивали и премии
2006МКФ нового документального кино «Флаэртиана» в Перми
Приз «Золотой Нанук» - «За вклад в развитие документального кино» ((  ))
2001Премия «Лавровая ветвь»
«За вклад в кинолетопись» ((  ))
1995МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
Приз Фонда защиты гласности «За высшую меру художественной откровенности» на Международной благотворительной акции (1987  Высший суд)
1993МКФ в Иерусалиме
Почетный диплом ((1992  Еврейская улица))
1993МКФ неигрового кино в Борнхольме
Почетный диплом ((1992  Еврейская улица))
1991МКФ антропологических и социальных документальных фильмов в Париже
Спец. приз жюри (1989  Жили-были "Семь Симеонов")
1991МКФ в Сан-Себастьяне
Гран-при в конкурсе неигрового кино (1989  Жили-были "Семь Симеонов")
1991МКФ неигрового кино в Ямагате
Бронзовый приз (1989  Жили-были "Семь Симеонов")
1989Гос. премия Латвийской ССР
(1987  Высший суд)
1989МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге
Приз "Золотой голубь" (1989  Жили-были "Семь Симеонов")
1988ВКФ неигрового кино в Свердловске
Главный приз (1987  Высший суд)
1988МКФ в Амстердаме
Почетный приз (1987  Высший суд)
1988МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» ((1972  След души))
1988МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» ((1975  Запретная зона))
1988МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» ((1980  Последние праздники Эдгара Каулиня))
1988МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» (1987  Высший суд)
1987МКФ документального кино в Нионе
Приз "Золотой сестерций", Главный приз зрительского жюри, Приз экуменического жюри (1987  Высший суд)
1973МКФ к/м фильмов в Оберхаузене
Гран-при в разделе неигрового кино ((1972  След души))
1967Гос. премия Латвийской ССР
((1965  Репортаж года))
Библиография
  • Демин В. Вина потерпевшего
  • ИК. 1986. № 1 (о ф. До опасной черты); Тарасов Н. Лицом к истине. Инт. с Г. Ф.
  • СЭ. 1986. № 23; Исмаилова Н. Наедине с совестью
  • Известия. 1987. 8 июля (о ф. Высший суд); Варшавский Я. Не фильм, а сама судьба. Инт. с Г. Ф.
  • Сов. культура. 1987. 22 авг.; Кардин В. Сюжет для серьезного разговора
  • Сов. культура. 1987. 19 ноября (о ф. Высший суд); Кучкина О. После убийства
  • КП. 1988. 8 янв. (о ф. Высший суд); Клецкин А. Четыре вечера: Кинопрограмма Герца Франка в Западном Берлине
  • СФ. 1988. № 12; Муратов С. Неизвестное кино
  • ИК. 1988. № 12 (в т. ч. о ф. Высший суд); Козлов Г. Магистраль и колея в сторону
  • ИК. 1989. № 2  (в т. ч. о ф. Высший суд); Иванова В. "Русские идут!"
  • Сов. культура. 1989. 1 мая (в т. ч. инт. с Г. Ф.); Рязанцева Н. "Живыми не сдаваться"
  • СЭ. 1990. № 2 (о ф. Жили-были "Семь Симеонов"); Хлоплянкина Т. Жили-были: Послесловие к фильму о "Cеми Симеонах"
  • ЛГ. 1990. 18 июля (о ф. Жили-были "Семь Симеонов"); Ермакова Е. Художественная реальность документального кино
  • ТКТ. 1990. № 8 (в т. ч. о ф. Песнь Песней); Саенко М. И вот пришел Франк...
  • ИК. 1991. № 4; Правда и неправда документального кино. Дискуссия
  • ИК. 1991. № 7 (в т. ч. о Г. Ф.); Франк Г.: "Время миловать. Хотя на дворе вселенское сумасшествие". Инт. С. Мельника
  • Столица. 1992. № 5; Туровский В. Боль и страх Герца Франка
  • Известия. 1992. 2 окт. (о ф. Еврейская улица); Франк Г.: Война не окончена. Лит. запись Л. К.
  • ИК. 1993. № 2; "Круглый стол" с участием членов жюри фестиваля "Сталкер"
  • ИК. 1996. № 6 (в т. ч. о ф. Высший суд). Франц Г.: ...И не только о гильотине
  • ИЛ. 1989. № 1; Жили-были "Семь Симеонов". Сценарий
  • ИК. 1989. № 2.