Сообщить об ошибке
Они сражались за Родину
Режиссер:Сергей Бондарчук
Год:1975
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:160 мин.
Формат: ш/э, ш/ф, 2 серии
Вид:игровой
Жанр:военный фильм
Премьера:1975-05-12 — выпуск на экран
Тексты
 

Coбытие мира и войны Бондарчук не раз повторял в кадре, где, условно говоря, какая-нибудь травинка уравнена с запыленной и пробитой каской, развороченной землей, расплавленным железом. Бородино и Ватерлоо запечатлены до сражения во всей благоуханной непорочности природы. Превращение просто поля в поле боя показывает войну поруганием невинности, естественным и необходимым для продолжения жизни. Трагическое событие войны не имеет даты, оно одно на все времена. Андрей Соколов лежит раненый после...

 
 

Шолоховская традиция в советском искусстве оказалась продолженной и развитой на новом уровне в экранизации С. Бондарчуком романа «Они сражались за Родину». Тяжесть воинской страды, пот и кровь солдатского бытия, воспроизведенные на экране со всей беспощадностью фротнового реализма, благодаря глубиннному раскрытию самих характеров участников боев обрели в фильме настоящее гуманистическое звучание. Эта философская направленность взгляда художников, свойственная лучшим картинам о борьбе с фашизм...

 
 

Портрет войны дан в этом фильме с безупречной достоверностью — и зрительной и психологической. Оператор Вадим Юсов вместе с режиссером Сергеем Бондарчуком сумел приковать сердце зрителя и к самой что ни на есть безэффектной, будничной прозе войны — потому что все, что возникает на экране, сделано по законам реалистического образотворчества.

Взять хотя бы рытье окопа. Есть ли что-либо более заурядное и скучное, трудное в жизни и не выигрышное для кино? В фильме же это — художественно ...

 
 

[…] С. Бондарчук в фильме «Они сражались за Родину» движется в сторону Притчи, но все желают видеть в его произведении только Миф и в праве на художественность отказывают — и с той, и с другой стороны. Меж тем он первым в 70-е совершает попытку прорыва затвердевшей и задубевшей, как считалка, Религии Войны — в экстаз. Но экстаз 70-х уже иной — время индивидуализировалось — это экстаз противостояния Мифу, иначе может получиться самопародия (такая, например, отчасти вышла у А. Салтыкова в фильм...

 
 

[…] Василий Шукшин — интеллигент в первом поколении. Сразу же поймаю себя за руку, чтобы отметить двусмысленность этой фразы. «Интеллигента в первом поколении» вообще не бывает, это нонсенс, языковая ошибка. Интеллигенты, и об этом весь Иоселиани, весь Тарковский, бывают только потомственные. Впрочем, как и рабоче-крестьяне. Таким образом, Василий Шукшин — это переходная, весьма характерная для советского общественного устройства форма организации личности. Нет никаких сомнений в том, что это...

 
 

С Шукшиным-актером мне довелось встретиться, когда снимался фильм «Они сражались за Родину». Первое время я чувствовал его настороженность. Он будто ждал моих режиссерских указаний — что и как играть. Я же не собирался ему ничего диктовать. Верил ему, как и Вячеславу Тихонову, и Георгию Буркову, и другим актерам, которых пригласил сниматься. Со временем он стал держаться раскованней и увлекся работой. […]

Шукшин предупредил меня, что, играя Лопахина, будет предельно раскрепощен. Внач...

 
 

[…] Хотя до моих игровых сцен было далеко, я исправно ходил на все репетиции. […] Особенно меня поражал на репетициях Василий Шукшин. Он подбирался к каждой фразе со всех сторон, долго искал различные интонации, пробовал произносить фразу по многу раз, то с одной интонацией, то с другой, искал свои шукшинские паузы. Он шел по тексту, как идут по болоту, пробуя перед собой ногой, ища твердое место.

Вспоминал я наши более чем десятилетней давности встречи с Шукшиным, когда мы вместе сн...

 
 

Аннотация
По одноименному роману Михаила Шолохова.
Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, изможденные советские войска ведут оборонительные бои. Они несут огромные потери, но не сломлены неудачами и не потеряли веры в победу. А временами солдатам кажется, что нет никакой войны: кругом — теплая земля, пожухлая трава, солончаки, марево над дальними курганами.
Лидер проката (1975, 7 место) — 40.6 млн. зрителей.
Лучший фильм года, Василий Шукшин — лучший актер года по опросу журнала «Советский экран».
Титры
Режиссер
Сергей Бондарчук
Сценарист
Сергей Бондарчук
Оператор
Вадим Юсов
Художник-постановщик
Феликс Ясюкевич
Композитор
Вячеслав Овчинников
Звукорежиссер
Юрий Михайлов
В ролях
Василий Шукшин
Петр Лопахин
Вячеслав Тихонов
Стрельцов
Сергей Бондарчук
Звягинцев
Георгий Бурков
Александр Копытовский
Лидия Федосеева-Шукшина
Гликерия
Юрий Никулин
рядовой Некрасов
Николай Губенко
Голощеков
Иван Лапиков
старшина Поприщенко
Иннокентий Смоктуновский
хирург
Нонна Мордюкова
Наталья Степановна
Татьяна Божок
сестра милосердия
Евгений Самойлов
Марченко
Алексей Ванин
Аким Борзых
Николай Волков
Никифоров
Андрей Ростоцкий
ефрейтор Кочетыгов
Ирина Скобцева
военврач

Фестивали и премии
1977Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(Сергей Бондарчук)
1977Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(Вадим Юсов)
1976МКФ в Карловых Варах
Приз (Сергей Бондарчук)
1976МКФ в Панаме
За лучшую роль второго плана ((Татьяна Божок))
1975МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (Сергей Бондарчук)