Сообщить об ошибке
Родня
Режиссер:Никита Михалков
Год:1981
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:98 мин.
Вид:игровой
Жанр:мелодрама
Премьера:1982-00-00 — выпуск на экран
Тексты
 

В этом странном молчаливом «сверхсмысле» патентованной кинодинамики — суть и фильма «Родня» и, я думаю, всей линии Никиты Михалкова в режиссуре.

Интересно, что невероятно «пестрое» по внешним краскам творчество этого мастера внутренне настолько едино, что кажется самому режиссеру не чередой разных картин, а одной длинной лентой. Интересно также, что, говоря об этой «длинной ленте» (Павлу Сиркесу, в диалоге), Михалков упоминает в качестве героев, соседствующих в ней, Обломова и… Марию...

 
 

Пусть только не обманут нас фейерверку подобная форма этого фильма, остроумие и фантазия Михалкова, раскованная изысканность П. Лебешева, артистические импровизации. За комедийным слоем фильма видится мне напряженная, отмеченная не только озарениями, но и некой растерянностью аналитическая работа, ставшая, разумеется, в первую голову уделом режиссера, Михалков чутко уловил эпические «шумы» в камерно-лирических тонах рассказа В. Мережко о трогательной и смешной одиссее Марии Васильевны Коновал...

 
 

Скромную историю Марии Васильевны оператор Павел Лебешев отснял в дразнящем, нервном ритме, с неожиданными резкими сменами масштабов и пропорций. То длиннофокусный объектив сплющивает, сжимает длинный поезд, буквально вминая вагон в вагон, то широкоугольник раздвигает на глазах стены тесной малогабаритной кухоньки.

Подрагивающая камера, явно с руки, способна на пятачке балкона выписывать ошеломляющие кругаля, боясь упустить хотя бы деталь из обычной домашней перепалки. И она же, нахо...

 
 

Каждая сцена — густо заселенная, концентрированная сфера. И какое-то другое измерение придают фильму отлично снятые оператором Павлом Лебешевым длинные планы, летящий самолет, одинокий бегун на стадионе, колонна грузовиков с солдатами. Они как бы говорят о другой сфере нашей жизни — серьезной и высокой, которая противостоит вещизму, накопительству, заставленным престижной техникой квартирам, ресторанам…

Нас душат мнимые ценности, нас душат чуждые звуки. Оторвавшись от родной почвы, н...

 
 

«Родня» — картина эта кому-то нравится, кому-то нет, но нельзя не признать, что по постановке и решению проблемы, по своей сути, стилистике, языку она является картиной Михалкова, и никого больше. Его творчество тем и интересно, что он всегда верен себе, всегда незримо присутствует в фильме. Это в искусстве особенно необходимо — авторское присутствие.[…]

СОЛОВЕЙ Е. Такое в...

 
 

Если в шестидесятые годы героиня Н. М. жила в мире, измельчавшем в сравнении с миром священной войны, то за семидесятые к восьмидесятым она сползла в мир опошлившийся и выродившийся. Уморительная и жутковатая Мария Коновалова из Родни — еще героиня, еще двигатель сюжета, боец за счастье — если не всего народа, так хоть своего непутевого семейства. У нее есть смутное знание того, что все не так и все следует переделать, пусть локтями и кулаками, — но никаких вековых устоев, правды, веры или тр...

 
 

Но самые, пожалуй, глубокие залежи человеческих эмоций извлек из Нонны Мордюковой Никита Михалков в фильме «Родня». Роль сельской жительницы, оказавшейся в столице и искренне не понимающей заведенных в ней порядков и испорченных нравов, позволила актрисе не только на всю катушку проявить ее фирменную грубоватую непосредственность реакций, но и обнаружить глубоко спрятанную за этой яркой колоритной оболочкой ранимость, чувствительность и внутреннюю интеллигентность. За хамоватыми управдомовски...

 
 

Иван Бортник иноземцев играть не может — имеет к этому природное противопоказание. Чуть ли не единственный его подобный опыт в кино — некто Бердоу в пиратско-приключенческой Последней охоте — кажется, скорее, недоразумением, отчасти оправданным условностью жанра. Зато всех прочих героев И. Б. кличут по-простому: Василием, Демьяном, Кузьмичом. Разумеется, и Иваны в доcтатке. Вернее, Ваньки: в героях И. Б. с их расейскими задвигами, дурью и непомерным уважением к выпивке живы шебутные пострелят...

 
 

А Михалков работает с оператором от момента возникновения замысла до окончания фильма, работает всерьез. Он вообще потрясающе умеет вытянуть из каждого все, что тот способен дать картине, и при этом безошибочно отбирает, что нужно и что не нужно. Прекрасный, по-моему, в режиссерском деле талант! Основа его — изобразительная культура, огромный кинематографический опыт. Не каждый из сотрудников режиссера способен охватить замысел картины в целом, но каждый в своей сфере может привнести какой-то...

 
 

Снимать «Родню» было трудно потому, что для нас это первая картина на современном, сегодняшнем материале. А он в сознании зрителя уже оброс огромным количеством киноштампов, довлеющих над восприятием. То есть существует реальная жизнь, с которой зритель повседневно встречается, и некая киножизнь, псевдожизнь, в которой все выглядит иначе, по-особому. Герои живут в небывалых квартирах, носят с иголочки новые, отутюженные костюмы, каких никогда не бывало на магазинных прилавках, перед ними с ле...

 
 

Аннотация
Мария Коновалова приезжает из деревни в гости к дочери и ужасается, увидев, как та живет. Мария пытается изменить жизнь своих родственников, но, к своему огорчению, видит, что только мешает им. Далеко не сразу она задается вопросом: есть ли смысл вмешиваться в чужие отношения, пытаться перестроить близких людей «под себя»?
Титры
Режиссер
Никита Михалков
Сценарист
Виктор Мережко
Оператор
Павел Лебешев
Художники-постановщики
Александр Адабашьян
совм. с А. Самулекиным
Александр Самулекин
совм. с А. Адабашьяном
Композитор
Эдуард Артемьев
Звукорежиссер
Валентин Бобровский
В ролях
Нонна Мордюкова
Мария Коновалова
Светлана Крючкова
Нина Коновалова
Иван Бортник
Вовчик
Александр Адабашьян
официант №3, третий мужчина на фотографии, мужчина в поезде
Виктор Бутурлин
эпизод
Сергей Газаров
эпизод
Всеволод Ларионов
генерал
Павел Лебешев
эпизод
Олег Меньшиков
Кирилл
Никита Михалков
официант
Лариса Кузнецова
Лара
Евгений Цымбал
Юрий Богатырев
Стасик
Владимир Хотиненко
Вареник
Римма Маркова
Римма Васильевна
Валентина Березуцкая
Люба Коновалова
Андрей Петров
Лялин