Сообщить об ошибке
Чертово колесо
Режиссеры:Григорий Козинцев
Леонид Трауберг
Год:1925
Страна:СССР
Производство:Ленинградкино
Длительность:76 мин.
Формат:ч/б, немой
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:1926-03-16 — выпуск на экран
Тексты
 

Советский экран двадцатых не был пуританским, но и тогда изумляло амплуа Людмилы Семеновой, все игравшей обольстительницу - хоть не было у нее ни точеных плеч Юлии Солнцевой, ни уютной домашности Анны Стан, ни жгучести Наты Вачнадзе, ни шарма какой-нибудь там буржуазной "вамп"... Грубоватая лепка лица, крупные руки простолюдинки, тяжеловатая походка. В Семеновой этакая "нашенская", рабоче-крестьянская косточка. Это воистину Венера эпохи диктатуры пролетариата - влекущая, неотразимая. Не требу...

 
 
Козинцев и Трауберг были полны рвения бороться с эпигонами «ханжонковщины» (фильмы Чардынина, Висковского и др.), с их копированием плохой театральщины. [.]
В «Чертовом колесе» эксцентризм трактован не как неправдоподобное и условное, а как необычное, экстраординарное, выходящее из ряда обыкновенного.
Не необыкновенное, а не обыкновенное (в раздельном начертании). [...] Быт, формы житейского порядка не отрицаются и не деформируются в угоду игре условностями. Но художники берут своим матери...
 
 
Молодые режиссеры Трауберг и Козинцев вместе с талантливыми молодыми актерами остро сработали гулянье в Народном доме, катанье с американских гор, круженье на «чертовом колесе», разгул шпаны в «пластической студии» притонов в обглоданном нежилом доме, конец шпаны, гибнущей в перестрелке с милицией. Правильно умирают бандиты, каждый характером своей смерти логически заканчивая свой портрет,— мы таких верных смертей, крупным планом, не видели ни в одной советской картине,— рушится стена дома, служ...
 
 
Смеющаяся "девочка" раскалывает надвое его горячее сердце между собою и "Авророй"... Угар рассеивается - "Аврора" зовет все сильнее.
... Искажено лицо всей картины – она сделана во вкусе нездоровой богемы.Ее романтика недалеко ушла от Пинкертона. Ее социальный и художественный язык – дурной жаргон полубульварной кабацкой частушки.
ХЕРСОНСКИЙ Х. ["Чертово колесо"] // Правда. 1926. 27 марта ...
 
 
Бандиты, проститутки, весь преступный мир Ленинграда - вот настоящая тема картины. "Шпана" выявлена так, что зритель ею увлекается и горячо сочувствует.
ГЕРМАН А. ["Чертово колесо"] // Комсомольская правда. 1926. 5 марта...
 
 
Хороша работа молодого оператора Москвина. Конечно, в фильме есть ухабы и провалы, напоминающие заснятые в ней американские горы [...], но в целом картина обольстительно свежа.
Это ваша победа, эксцентрики, победа романтизма — и ее нельзя не отпраздновать.
ЮТКЕВИЧ С. ["Чертово колесо"]// Кино. 1926. 2 февр. ...
 
 
В первую очередь своим успехом фильм обязан превосходным исполнителям, молодым, четко подающим каждый образ, выразительным в своей жизненной эмоциональности. Герои картины: Ваня — П. Соболевский и Валя — Л. Семенова с большим умением избежали избитых трафаретов любовной кинопары и силой своего молодого киномастерства вызывают должные симпатии кинозрителя, и не менее выразительны в своих отталкивающих обликах типы «шпаны». Здесь на первом месте Э. Галь, сумевший из небольшой роли опустившегося эс...
 
 
...Сравните хаотические движения всего тела у Москвина в «Коллежском регистраторе» с простой и легко читаемой работой этих натурщиков и поймете действительное превосходство молодняка перед театральными корифеями.
КУЛЕШОВ Л. ["Чертово колесо"] // Кино. 1926. 16 марта...
 
 
В ленинградских газетах появилось объявление, что на роль девушки Вальки в фильме "Чертово колесо" [...] требуется блондинка лет двадцати.
Какой в городе поднялся переполох! Сотни "Валек", блондинок натуральных и крашеных, приходили "наниматься в актрисы". Мальчики (режиссерам фильма Г. Козинцеву и Л. Траубергу вместе еще не было сорока пяти лет!) с важным видом выбирали себе исполнителей. [...]
Через неделю Козинцев сказал мне по телефону буквально следующее:
— Придется, Людмила, вам в...
 
 
Эксцентрика? Формализм?
Нет, мы никогда не были формалистами.
Формализм — это когда любой прием в искусстве является самоцелью. […] Но любой «формалистский» прием, трюк (назовем как угодно), выражающий мысль, состояние, которое нельзя выразить иными средствами,— становится реалистическим, получает полное право на существование. И только трюк ради трюка, прием ради приема, форма ради формы — это есть формализм. […]
Да, возможно, Козинцев и Трауберг не ставили перед собой глубоких задач р...
 
 

Аннотация
По мотивам повести Вениамина Каверина «Конец хазы».
Моряк-краснофлотец, опоздав на корабль, волею случая попадает в воровскую среду и становится дезертиром. Но после череды криминальных приключений он возвращается к честной жизни, а милиция совершает облаву на его вчерашних дружков.
16.03.1926 - выпуск на экран.
Титры
Режиссеры
Григорий Козинцев
совм. с Л. Траубергом
Леонид Трауберг
совм. с Г. Козинцевым
Сценарист
Адриан Пиотровский
Оператор
Андрей Москвин
Художник-постановщик
Евгений Еней
В ролях
Петр Соболевский
Ваня Шорин
Людмила Семенова
Валя
Сергей Герасимов
Человек-вопрос
Эмиль Галь
Коко, эстрадник
Н. Городничев
управдом
Сергей Мартинсон
дирижер оркестра
Андрей Костричкин
один из шпаны
Янина Жеймо
девушка из шпаны